СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материаловедение. Свойства текстильных материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

-вы как будущие хозяйки должны уметь отличать натуральные волокна от ненатуральных какие вы можете назвать. Кто скажет, зачем это нужно в быту?

-Перечислите виды материалов, которые вас окружают?

-Перечислите из каких материалов они сделаны? (древесина, ткань, пластмасса, стекло, металл и т.д.)

-Какие ткани вам знакомы ?

-Кто из вас знает что служит сырьем для тканей ?

Просмотр содержимого документа
«Материаловедение. Свойства текстильных материалов»

Учитель: Мироничева Наталья Леонидовна учитель технологии МБОУ «Раздольненская школа – лицей № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Предмет: Технология. Программы по технологии для базового уровня составлена на основе ООО ФГОС

Класс: 5;

Дата:

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

УМК: учебник 5 класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. Рабочая тетрадь 5 класс стр. 31-36.

Тип урока: комбинированный


ТЕМА: Материаловедение. Свойства текстильных материалов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение нитей основы и утка в ткани.

Полотняное переплетение нитей в ткани. Изготовление образца полотняного переплетения.

ЦЕЛИ УРОКА: усвоение учащимися информации о текстильных волокнах натурального происхождения; формирование умений и навыков работы с тканями из натуральных волокон; научиться различать ткани натурального происхождения из хлопка и льна; придерживаться правил техники безопасной работы и сан. гигиены, организовывать рабочее место при работе с текстильными материалами. Совершенствовать навыки определения тканей из натуральных волокон, умения различать пряжу, нити, ткань. Познакомиться с ткацкими переплетениями. Строение полотняного переплетения.

Дидактические: Закрепить умения обучающихся различать хлопчатобумажные и льняные волокна и формулировать требования ктканям из натуральных волокон.

Закрепить знания обучающихся по теме «Текстильные материалы» и обобщить знания о волокнах

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний элементов материаловедения; сформировать умения определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону' ткани; распознавать ткани полотняного переплетения.

Ознакомить учащихся с различными видами натуральных волокон и тканей.

Научить различать ткани хлопчатобумажные от льняных.

Способствовать формированию у обучающихся представления о последовательности изготовления тканей на ткацком станке.

Расширить знания о работе ткацкого станка и особенностях переплетения нитей;

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету,

Воспитательные: Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности при выполнении работы, элементам самоконтроля.

Способствовать правильной организации рабочего места и соблюдению правил техники безопасности.

Способствовать воспитанию эстетического вкуса, уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства способствовать воспитанию интереса профессии текстильной промышленности; воспитывать интерес к предметам быта.

Развивающие:

Развивать комплекс знаний умений и навыков о свойствах ткацких переплетений и свойствах волокон (развивать логическое мышление).

Развивать умения определять нить основы и утка с учетом их свойств, расцветки и рисунка ткани;

Развитие творчества и фантазии; точности и абстрактного мышления посредством работы с образцами тканей.

Развитие способности анализировать свою деятельность.

Развивать умения в выборе и подготовке ткани, закрепить умения определять полотняное переплетение ткани её выбора и влияние на изделие.

Методическое оснащение урока: карточки – памятки, образцы тканей х\б и льняные

Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, учебник, макет ткацкого станка, образцы нитей и волокон.

Оформление классной доски: Тема урока, новые термины.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ОБЪЕКТ ТРУДА:

Образцы переплетений. Образцы полотняного переплетения

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: биология, география, ИЗО.

ТИП УРОКА: комбинированный

УЧАЩИЕСЯ должны:

Знать: Уметь:

1.Краткие сведения о 1.Определять в тканях направление

текстильных волокнах нити основы и утка.

натурального происхождения; 2.Определять лицевую и

изнаночную стороны,

2.Строение нитей: 3.Изготавливать полотняное

свойства нитей основы и утка; переплетение

лицевая и изнаночная сторона.

3.Структура полотняного
переплетения


ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Этап. Организационный момент

Цель этапа:

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс

приветствие

проверка явки учащихся

заполнение классного журнала

проверка готовности учащихся к уроку

настрой учащихся на работу

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание

выдвижение предположений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для

собеседника высказываний

Техника безопасности и сангигиена.

II. этап. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: - организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изложения нового знания

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания

- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании.


Личностные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее знаний

активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соответствии с целевой установкой

принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

слушают вопросы учителя

отвечают на вопросы учителя

Формируемые способы деятельности:

формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

III этап. Изложение нового материала


Цель этапа:

-сформулировать и согласовать цели урока

-организовать уточнение и согласование темы урока

-организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала

-организовать фиксацию преодоления затруднения

-таким образом, ребята, с чем мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

-ещё раз озвучивание темы и цели урока и задач, необходимых решить на уроке.

Проверка знаний учащихся:

ВОПРОСНИК:

1.Правила внутреннего распорядка, в кабинете обслуживающего труда.

2.В чем отличие кабинета технологии обслуживающих видов труда от остальных

кабинетов?

3.Организация рабочего места ученицы ?

4.Что изучает предмет обслуживающего труда ?

Чувственный и житейский опыт.

-вы как будущие хозяйки должны уметь отличать натуральные волокна от ненатуральных какие вы можете назвать. Кто скажет, зачем это нужно в быту?

-Перечислите виды материалов, которые вас окружают?

-Перечислите из каких материалов они сделаны? (древесина, ткань, пластмасса, стекло, металл и т.д.)

-Какие ткани вам знакомы ?

-Кто из вас знает что служит сырьем для тканей ?

Сырье - материал для дальнейшей промышленной обработки

Учащиеся рассматриваю виды натурального сырья, хлопок, лен, шерсть, шёлк). ОБРАЗЦЫ ИЗ УЧЕБНЫХ НАБОРОВ


Хлопок лен



Шерсть Шелк



Слева на доске размещены учебно-наглядные пособия «Виды волокон».

-рассказываю о выращивании и истории возникновения льняного и хлопчатобумажного волокна подробно.

Дежурные раздают таблицы - памятки: классификация текстильных волокон.

На столах розданы карточки с четырьмя видами тканей.

Задание учащимся: определить и подписать виды хлопчатобумажных и льняных тканей и их свойства.

ВОПРОСНИК:

1.Кто из вас знает, где и кем изготавливаются ткани?

2.Назовите сказки, в которых встречаются ткацкие профессии ?

3.Что получают из волокон ? (Цветная таблица - карточки, Мадзигон .)


КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЛОКОН



Волокна



Натуральные



Растительные Минеральные Животные


Х Л А Ш Ш

л ё с е ё

о н б р л

п е с к

о с т

к т ь



Волокно

Цвет

Блеск

Прочность

Толщина

Длина

Извитость

Хлопок

Белый

Матовый

Слабая

Тонкое

0.5-5.5мм.

Сильная

Лен

Серый

Блестящее

Высокая

Толстое

50-70

мм.

Слабая,

Задание: Возьмите в левую руку прядь ваты, указательным пальцем и большим правым вытяните несколько волокон не отрывая из пучка и проверните в пальчиках. Получили пряжу. (вклеить)




Ткань

?

Свойства

Ткань

?

Свойства









Ткань

?

Свойства

Ткань

?

Свойства









Ткань

?

Свойства

Ткань

?

Свойства









Ткань

?

Свойства

Ткань

?

Свойства








Информация нового материала.

-применение волокнистых материалов на производстве и в быту;

Материаловедение - изучает строение и свойства тканей, применяемых в швейной промышленности.


Процесс получения ткани:

Из волокон маленьких, тонких, прочных тел, получают:

Пряжа - нить, выработанная из коротких волокон, путем их скручивания, предназначенная для производства тканей.

Профессия - прядильщица.

Цель прядения - получение равномерной по толщине пряжи.

Нить - пряжа более скрученная, используется для швейных машин и в ткацком производстве.

Профессия - крутильщица, сновальщица,

Пряжа поступает на ткацкие фабрики,

Ткачество - переплетение нитей основы и утка.

Нить основы - нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка - проходят поперек ткани и. огибая крайние нити основы образовывает кромку - неосыпающийся край ткани с двух сторон шириной 0.5- 2.0 мм. (зависит от вида ткани),

Ткань - материал, изготовленный на станке путем переплетения нитей или пряжи.

Получаем ткацкие переплетения - это чередование нитей, основы и утка в определенной последовательности.

Существует четыре основных вида переплетения:

полотняное, сатиновое, саржевое, атласное.

Нити в тканях с этим переплетением переплетаются по разному, что и дает им различный внешний вид и свойства тканей.

Полотняному переплетению характерно наиболее частое переплетение нитей основы и утка.




Рапорт - переплетения - это минимальное переплетение число нитей, после которых переплетения повторяются.


  • Показываю на примере работ учащихся макеты изготовления

полотняного переплетения нитяным способом и из бумаги.


  • Бригадным способом учащиеся на миниатюрных ткацких станках выполняют переплетения,

  • Делаю акцент на цветовом решении нити основы и утка.


Определение нитей основы и утка :

- по кромке нить основы параллельна КРОМКЕ;

-по степени растяжения нитей основы и утка по извитости и звуку ; по толщине нитей.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани: -

-с лицевой стороны рисунок более яркий ;

- в гладкоокрашенных тканях ворсинки находятся с изнаночной стороны(лицевая более гладкая).

- ткацкие дефекты(обрывы нитей узелки т.д.) всегда с изнаночной стороны



Регулятивные УУД


Осуществляемые действия:

самостоятельное определение темы урока

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению


Формируемые способы деятельности:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения слушать и понимать других

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме


Познавательные УУД


Осуществляемые действия:


развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

развитие умения строить простые рассуждения


Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


IV. Физкультминутка


V. Первичное закрепление знаний учащихся


Самостоятельная работа в рабочей тетради.


Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения организовать усвоение учащимися нового материала (в парах или группах) использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Самостоятельную работу можно провести как индивидуально. Так и разбиться на пары или группы.


Работа с учебником: записать определение пряжа, прядение, основа, уток, кромка, ткачество, переплетение, полотняное, отделка ткани.

Выполнить зарисовку переплетения с применением чертёжных инструментов.

Разбиться на группы и выполнить задание:


Этапы выполнения работы:

Продумать возможные идеи и сделать выбор коллекции тканей х/б и льняной, что бы вы хотели оформить из выбранного образца (4-6 образцов тканей). Предложите, какие материалы их цветовое решение вы бы хотели использовать и обоснуйте это. Определить образцы тканей полотняного переплетения.

Контроль сформировавшихся знаний. Обсуждение выполненных эскизов:

обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны,

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Формирование умения и навыков учащихся: практическая работа

«Изготовление образца полотняного переплетения».

  • анализ работы;

  • обеспечение необходимыми материалами;

  • правила ТБ и организации рабочего места;

  • самостоятельность выполнения задания;

  • контроль с целью выявления недостатков и их устранение;

  • текущий инструктаж;

  • самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;

Подведение итогов практической работы:

  • что нового узнали на уроке?

  • Чему научились на уроке?

  • Где можно использовать приобретенные знания и умения?

Мотивация оценок за урок, выставление в журнал и в дневники.


Личностные УУД


Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала


Формируемые способы деятельности:

формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Коммуникативные УУД


Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Домашнее задание. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

творческая переработка изученной информации

поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)

поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

VII. Уборка рабочих мест

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

-организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

-рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся


Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока


Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Объявление домашнего задания:

  • наклеить в тетрадь образцы тканей и карточки-памятки;

  • изготовить творческое задание из кусочков тканей хлопка и
    льна.

Уборка рабочего места.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!