СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы аналитического отчета НИКО по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор разработки внимательно изучила материалы "Аналитического отчета о проведении национального исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах" (https://www.eduniko.ru) и предложила рекомендации из этого отчета для ознакомления родителям и коллегам-учителям английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Материалы аналитического отчета НИКО по английскому языку»

Общие выводы и рекомендации

для учителей иностранных языков и родителей

5 класс

Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета. Важным фактором является то, что ожидалось улучшение результатов в связи с введением ФГОС НОО, но, судя по материалам исследования, о положительной динамике говорить рано. Участвовавшие в НИКО пятиклассники учились в начальной школе по ФГОС НОО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из названных групп не была качественно сформирована, что свидетельствует о не соответствующем современным требованиям качестве преподавания иностранных языков. Необходимо реально перейти на коммуникативно-когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от информационно-рецептивного и грамматико-переводного методов и использование активных проблемных методов обучения (добывание знаний, а не получение их в готовом виде) с вовлечением всех обучающихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков.

Первой проблемной зоной для пятиклассников является устная речь, включающая как чтение текстов вслух, так и создание монологов. Уже в начальной школе учителю следует бóльшую часть урока вести на изучаемом иностранном языке (исключение может составлять объяснение грамматического материала) и по мере овладения учащимися речевыми образцами расширять общение на иностранном языке. Надо создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию обучающихся и их интерес к изучению иностранного языка, используя детские песни, игры, мультфильмы. Предложенные речевые ситуации должны быть интересными и доступными детям, при этом важно использовать разные каналы восприятия и разные опоры для говорения. Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, что позволяет увеличивать время активного овладения иностранным языком, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, предоставляет возможность взаимообучения. Для достижения поставленных в ФГОС целей необходимо в полной мере использовать ИКТ. К сожалению, до сих не везде и не в должной мере в школах практикуется работа с аудиозаписями на компакт-дисках, которые являются обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня.

Результаты исследования показали, что второй проблемной зоной для большинства обучающихся 5 классов являются лексико-грамматические навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на выполнение продуктивных заданий, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.

По результатам исследования можно также дать ряд советов родителям.

Родители также могут помочь ребенку в освоении иностранного языка, даже если сами не владеют им в полной мере. Можно дать следующие рекомендации родителям:

• для тренировки произношения рекомендуем давать слушать детям записи диалогов, песен и рифмовок и просить повторять за дикторами тексты;

• для закрепления новых лексических единиц создавайте вместе с ребенком «копилку слов» – набор карточек, на которых на одной стороне будет слово на соответствующем иностранном языке, а на другой – его русское соответствие, либо словарь в картинках; для введения элемента игры попросите ребенка научить иностранным словам кого-нибудь из членов семьи;

• для выработки слухо-произносительных навыков попросите ребенка читать вслух тексты, отработанные в классе; поощряйте его, когда он захочет спеть вам песенку, разученную на уроке, или рассказать стишок, никогда не отказывайтесь поиграть в игру, которую ребенок разучил на уроке иностранного языка;

• при работе над текстами не заставляйте ребенка переводить каждое слово, убедитесь в том, что он понимает смысл текста или предложения, попросите его передать общий смысл прочитанного;

• не старайтесь работать на опережение – изучая заранее новый материал, ребенок на уроке не будет чувствовать новизну и интерес к незнакомому, это его демотивирует, и он начнет скучать на уроке;

• постарайтесь заинтересовать ребенка с помощью компьютерных игр, обучающих программ и видеофильмов: во-первых, это мотивирует современного школьника младших классов; во-вторых, развивает умение пользоваться компьютером;

• в случае вопросов или сомнений всегда советуйтесь с учителем. Только совместными усилиями и большим трудом профессиональное сообщество учителей иностранного языка, сами школьники и их родители смогут подготовиться к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам и обеспечить успешное будущее детей.



8 класс



Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета. Важным фактором является то, что ожидалось повышение качества иноязычного образования в связи с введением ФГОС ООО в 2010 г., но, судя по результатам, оно не произошло. Участвовавшие в НИКО восьмиклассники учились в основной школе по ФГОС ООО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из групп умений не была качественно сформирована. Это свидетельствует о том, что качество преподавания иностранных языков не соответствует современным требованиям. Сравнение анализа ответов восьмиклассников и пятиклассников показал, что отметок «4» и «5» по английскому языку в 5 классе – 17,5%, в 8 классе – 13%. Это, безусловно, является весьма низким, в то время как «2» в 5 классе – 35%, в 8 классе – 44%, что демонстрирует тенденцию роста неудовлетворительных оценок. У восьмиклассников улучшились в целом навыки чтения вслух на 5,7% (однако скорее за счет результатов сильных и части средних обучающихся), умений чтения несложных текстов с пониманием основного содержания на 0,4%, отмечен некоторый рост грамматических навыков на 1,7% (тоже, возможно, за счет ответов сильных и средних учащихся). Остальные результаты значительно хуже, чем у пятиклассников. Таким образом, вместо наращивания обнаруживаются дефициты в ряде областей. Такая картина показывает, что дефициты, которые образовались у детей в начальной школе при усвоении базового материала, не дали им возможности овладеть более сложными навыками и умениями английского языка и усвоить более сложный материал в основной школе. Более того, не удалось ликвидировать ряд недостатков, тянущихся из начальной школы.

Сравнивая результаты НИКО с результатами ЕГЭ и ОГЭ, можно сделать вывод о том, что в целом учителя научились работать с талантливыми и высокомотивированными обучающимися, в то время как со средними и слабыми, недостаточно мотивированными, не научились. Особенно данный вывод касается образовательных организаций, не имеющих расширенных программ по английскому языку и организаций, в которых у учащихся нет сильной внешней мотивации, а внутренняя мотивация – стремление к познанию – не сформирована.

Рекомендуется учителям:

 продумать способы повышения как внешней, так и внутренней мотивации к изучению английского языка в целом и выполнения конкретных заданий в частности и внедрить их в обучение;

 усилить работу со слабыми обучающимися за счет мониторинга дефицитов и адресной индивидуализации и дифференциации заданий с помощью специально подготовленных для таких детей дистанционных программ и индивидуальных траекторий обучения;

 использовать результаты НИКО, ОГЭ и ЕГЭ для выяснения типичных ошибок учащихся и постоянно осуществлять профилактику возникновения подобных ошибок;

 увеличить количество и расширить формы (групповые, индивидуальные, очные, заочные) консультаций для слабых детей;

 более интенсивно задействовать сферу дополнительного образования детей для ликвидации обнаруженных дефицитов;

 интенсивнее работать над формированием и развитием метапредметных навыков и умений;

 более тщательно подбирать УМК по английскому языку в соответствии с выделенными часами на изучение иностранного языка, психолого- педагогическими особенностями своих учеников и реальным соответствием УМК ФГОС ООО 2010 г.;

 постоянно повышать свой профессиональный уровень с помощью системы повышения квалификации, участием в профессиональных конкурсах, в экспертизе ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад разных уровней и типов, а также путем самообразования.

Таким образом, пора от деклараций реально перейти на коммуникативно- когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от грамматико-переводного метода и использование активных методов обучения с вовлечением всех учащихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков. Учителю в основной (и старшей) школе следует вести урок на изучаемом иностранном языке, создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию учащихся и их интерес к изучению иностранного языка. Необходимо отказаться от распространенного порочного убеждения, что научиться говорить на иностранном языке можно только в стране изучаемого языка или с преподавателем – носителем языка. Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, вовлекать всех учащихся в активное овладение иностранным языком. Для достижения поставленных в ФГОС целей необходимо в полной мере использовать ИКТ. К сожалению, до сих пор не везде и не в должной мере в школах практикуется работа с аудиозаписями на компакт-дисках, которые являются обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня.

Результаты исследования показали, что задания на осмысленное чтение вслух и говорение являются наиболее сложными для обучающихся. Другой проблемной зоной для большинства учащихся 8 классов являются языковые навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на задания продуктивные, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.

Родителям рекомендуется:

 предоставить подростку все компоненты УМК по английскому языку, необходимые для учебы;

 выяснить у учителей дефициты своего ребенка в области иностранного языка;

 регулярно проверять, сумел ли ребенок выполнить полностью домашнее задание по иностранному языку, и выяснять, в чем состоят трудности при его выполнении;

 не требовать перевода на русский язык изучаемых текстов на английском языке – современная методика преподавания иностранных языков ориентирована на беспереводное понимание; можно проверить знание русских соответствий английских слов;

 использовать возможности дополнительного образования подростков и стимулировать их к познанию и интеллектуальному развитию;

 следить за балансом учебной работы и отдыха;

 в случае болезни ребенка связываться с учителем и выяснять домашнее задание либо просить дать задания и/или консультацию ребенку по скайпу;

 помнить, что для обучающихся 5–8 классов вопросы неформального обучения, комфорта, здоровья являются значимыми условиями эффективного овладения учебным материалом, развитием языковых способностей и усвоением способов решения познавательных коммуникативных задач. Только совместными усилиями и большим трудом профессиональное сообщество учителей иностранного языка, преподавателей системы повышения квалификации и родителей можно подготовить школьников страны к обязательному ЕГЭ.