Общие выводы и рекомендации
для учителей иностранных языков и родителей
5 класс
Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета. Важным фактором является то, что ожидалось улучшение результатов в связи с введением ФГОС НОО, но, судя по материалам исследования, о положительной динамике говорить рано. Участвовавшие в НИКО пятиклассники учились в начальной школе по ФГОС НОО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из названных групп не была качественно сформирована, что свидетельствует о не соответствующем современным требованиям качестве преподавания иностранных языков. Необходимо реально перейти на коммуникативно-когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от информационно-рецептивного и грамматико-переводного методов и использование активных проблемных методов обучения (добывание знаний, а не получение их в готовом виде) с вовлечением всех обучающихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков.
Первой проблемной зоной для пятиклассников является устная речь, включающая как чтение текстов вслух, так и создание монологов. Уже в начальной школе учителю следует бóльшую часть урока вести на изучаемом иностранном языке (исключение может составлять объяснение грамматического материала) и по мере овладения учащимися речевыми образцами расширять общение на иностранном языке. Надо создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию обучающихся и их интерес к изучению иностранного языка, используя детские песни, игры, мультфильмы. Предложенные речевые ситуации должны быть интересными и доступными детям, при этом важно использовать разные каналы восприятия и разные опоры для говорения. Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, что позволяет увеличивать время активного овладения иностранным языком, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, предоставляет возможность взаимообучения. Для достижения поставленных в ФГОС целей необходимо в полной мере использовать ИКТ. К сожалению, до сих не везде и не в должной мере в школах практикуется работа с аудиозаписями на компакт-дисках, которые являются обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня.
Результаты исследования показали, что второй проблемной зоной для большинства обучающихся 5 классов являются лексико-грамматические навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на выполнение продуктивных заданий, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.
По результатам исследования можно также дать ряд советов родителям.
Родители также могут помочь ребенку в освоении иностранного языка, даже если сами не владеют им в полной мере. Можно дать следующие рекомендации родителям:
• для тренировки произношения рекомендуем давать слушать детям записи диалогов, песен и рифмовок и просить повторять за дикторами тексты;
• для закрепления новых лексических единиц создавайте вместе с ребенком «копилку слов» – набор карточек, на которых на одной стороне будет слово на соответствующем иностранном языке, а на другой – его русское соответствие, либо словарь в картинках; для введения элемента игры попросите ребенка научить иностранным словам кого-нибудь из членов семьи;
• для выработки слухо-произносительных навыков попросите ребенка читать вслух тексты, отработанные в классе; поощряйте его, когда он захочет спеть вам песенку, разученную на уроке, или рассказать стишок, никогда не отказывайтесь поиграть в игру, которую ребенок разучил на уроке иностранного языка;
• при работе над текстами не заставляйте ребенка переводить каждое слово, убедитесь в том, что он понимает смысл текста или предложения, попросите его передать общий смысл прочитанного;
• не старайтесь работать на опережение – изучая заранее новый материал, ребенок на уроке не будет чувствовать новизну и интерес к незнакомому, это его демотивирует, и он начнет скучать на уроке;
• постарайтесь заинтересовать ребенка с помощью компьютерных игр, обучающих программ и видеофильмов: во-первых, это мотивирует современного школьника младших классов; во-вторых, развивает умение пользоваться компьютером;
• в случае вопросов или сомнений всегда советуйтесь с учителем. Только совместными усилиями и большим трудом профессиональное сообщество учителей иностранного языка, сами школьники и их родители смогут подготовиться к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам и обеспечить успешное будущее детей.
8 класс
Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета. Важным фактором является то, что ожидалось повышение качества иноязычного образования в связи с введением ФГОС ООО в 2010 г., но, судя по результатам, оно не произошло. Участвовавшие в НИКО восьмиклассники учились в основной школе по ФГОС ООО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из групп умений не была качественно сформирована. Это свидетельствует о том, что качество преподавания иностранных языков не соответствует современным требованиям. Сравнение анализа ответов восьмиклассников и пятиклассников показал, что отметок «4» и «5» по английскому языку в 5 классе – 17,5%, в 8 классе – 13%. Это, безусловно, является весьма низким, в то время как «2» в 5 классе – 35%, в 8 классе – 44%, что демонстрирует тенденцию роста неудовлетворительных оценок. У восьмиклассников улучшились в целом навыки чтения вслух на 5,7% (однако скорее за счет результатов сильных и части средних обучающихся), умений чтения несложных текстов с пониманием основного содержания на 0,4%, отмечен некоторый рост грамматических навыков на 1,7% (тоже, возможно, за счет ответов сильных и средних учащихся). Остальные результаты значительно хуже, чем у пятиклассников. Таким образом, вместо наращивания обнаруживаются дефициты в ряде областей. Такая картина показывает, что дефициты, которые образовались у детей в начальной школе при усвоении базового материала, не дали им возможности овладеть более сложными навыками и умениями английского языка и усвоить более сложный материал в основной школе. Более того, не удалось ликвидировать ряд недостатков, тянущихся из начальной школы.
Сравнивая результаты НИКО с результатами ЕГЭ и ОГЭ, можно сделать вывод о том, что в целом учителя научились работать с талантливыми и высокомотивированными обучающимися, в то время как со средними и слабыми, недостаточно мотивированными, не научились. Особенно данный вывод касается образовательных организаций, не имеющих расширенных программ по английскому языку и организаций, в которых у учащихся нет сильной внешней мотивации, а внутренняя мотивация – стремление к познанию – не сформирована.
Рекомендуется учителям:
продумать способы повышения как внешней, так и внутренней мотивации к изучению английского языка в целом и выполнения конкретных заданий в частности и внедрить их в обучение;
усилить работу со слабыми обучающимися за счет мониторинга дефицитов и адресной индивидуализации и дифференциации заданий с помощью специально подготовленных для таких детей дистанционных программ и индивидуальных траекторий обучения;
использовать результаты НИКО, ОГЭ и ЕГЭ для выяснения типичных ошибок учащихся и постоянно осуществлять профилактику возникновения подобных ошибок;
увеличить количество и расширить формы (групповые, индивидуальные, очные, заочные) консультаций для слабых детей;
более интенсивно задействовать сферу дополнительного образования детей для ликвидации обнаруженных дефицитов;
интенсивнее работать над формированием и развитием метапредметных навыков и умений;
более тщательно подбирать УМК по английскому языку в соответствии с выделенными часами на изучение иностранного языка, психолого- педагогическими особенностями своих учеников и реальным соответствием УМК ФГОС ООО 2010 г.;
постоянно повышать свой профессиональный уровень с помощью системы повышения квалификации, участием в профессиональных конкурсах, в экспертизе ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад разных уровней и типов, а также путем самообразования.
Таким образом, пора от деклараций реально перейти на коммуникативно- когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от грамматико-переводного метода и использование активных методов обучения с вовлечением всех учащихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков. Учителю в основной (и старшей) школе следует вести урок на изучаемом иностранном языке, создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию учащихся и их интерес к изучению иностранного языка. Необходимо отказаться от распространенного порочного убеждения, что научиться говорить на иностранном языке можно только в стране изучаемого языка или с преподавателем – носителем языка. Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, вовлекать всех учащихся в активное овладение иностранным языком. Для достижения поставленных в ФГОС целей необходимо в полной мере использовать ИКТ. К сожалению, до сих пор не везде и не в должной мере в школах практикуется работа с аудиозаписями на компакт-дисках, которые являются обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня.
Результаты исследования показали, что задания на осмысленное чтение вслух и говорение являются наиболее сложными для обучающихся. Другой проблемной зоной для большинства учащихся 8 классов являются языковые навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на задания продуктивные, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.
Родителям рекомендуется:
предоставить подростку все компоненты УМК по английскому языку, необходимые для учебы;
выяснить у учителей дефициты своего ребенка в области иностранного языка;
регулярно проверять, сумел ли ребенок выполнить полностью домашнее задание по иностранному языку, и выяснять, в чем состоят трудности при его выполнении;
не требовать перевода на русский язык изучаемых текстов на английском языке – современная методика преподавания иностранных языков ориентирована на беспереводное понимание; можно проверить знание русских соответствий английских слов;
использовать возможности дополнительного образования подростков и стимулировать их к познанию и интеллектуальному развитию;
следить за балансом учебной работы и отдыха;
в случае болезни ребенка связываться с учителем и выяснять домашнее задание либо просить дать задания и/или консультацию ребенку по скайпу;
помнить, что для обучающихся 5–8 классов вопросы неформального обучения, комфорта, здоровья являются значимыми условиями эффективного овладения учебным материалом, развитием языковых способностей и усвоением способов решения познавательных коммуникативных задач. Только совместными усилиями и большим трудом профессиональное сообщество учителей иностранного языка, преподавателей системы повышения квалификации и родителей можно подготовить школьников страны к обязательному ЕГЭ.