СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к ЕГЭ по заданию 20 ЕГЭ-18

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен тестовый материал по лексическим и грамматическим нормам. Советую взять пособия  А.Г.Нарушевича

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ЕГЭ по заданию 20 ЕГЭ-18»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Килограмм помидоров; 2) сделающий; 3) ближайший; 4) в трёхстах метрах.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Рисуя пейзаж,

1) было летнее утро;

2) должно быть передано настроение;

3) я старался передать свое настроение;

4) подбираются нужные краски.

3. Укажите предложение без грамматических ошибок (пра­вильно построенное).

1) Наташа Ростова - любимая героиня романа Толстого «Войны и мира».

2) Прочтите одно из лирических отступлений, расширя­ющими рамки романа «Евгений Онегин».

3) Шекспир, Лев Толстой, Гоголь создавали не только типы человека, но и типы эпохи.

4) Схемы показывают и помогают разобраться в пунктуаци­онном оформлении.

4. Значение какого слова определено неверно?

1) Аншлаг - объявление у кассы театра, что все билеты про­даны.

2) Сверстник - товарищ, приятель.

3) Полномочие - право, предоставленное кому-либо на со­вершение чего-либо.

4) Вирши - стихи, обычно плохие.

5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К две тысячи третьему году; 2) положьте на полку; 3) много вишен; 4) опытные шофёры.

6.Выберите грамматически правильное продолжение:

Анализируя стихотворный текст,

1) мной был неверно определен размер;

2) помните об особенностях поэтической речи;

3) у нас завязался спор;

4) часто не учитывается ритм и интонация.

7.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вы оплатили проезд в автобусе?

2) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

8.В каком предложении вместо слова гордыня нужно употре­бить слово гордость!

1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и са­моутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб - гордыня поселка.

9.Каково лексическое значение слова заглавный!

1) Главный, основной, наиболее существенный;

2) относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо;

3) возглавляющий кого- или что-либо;

4) находящийся в центре, в середине чего-либо.

10.Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, нахо­дящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

1) Скептический; 2) хладнокровный; 3) аскетичный; 4) апатичный.

11.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Несколько помидор; 2) очень озяб;

3) до две тысячи двадцать второго года; 4) старые профессора.

12.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей;

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории;

3) изучение истории имеет большое значение;

4) это помогает лучше понять настоящее.

13.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, откры­вается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чис­тоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

14.В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть?

1) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

15.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, ис­пытывающий ненависть к людям»?

1) Меланхолик; 2) максималист; 3) мизантроп; 4) лицедей.

16.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В ста семидесяти восьми томах; 2) кварталы новостроек;

3) шире; 4) килограмм макаронов.

17.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Заканчивая своё сочинение,

1) моё мнение не совсем совпадает с мнением автора рас­сказа;

2) есть одно замечание, которое я хотел бы высказать;

3) у меня остаётся чувство неудовлетворённости;

4) я хотел бы сказать, что правильные мысли часто кажутся нам скучными.

18.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Владельцы недвижимостью - хозяева квартир - обязаны в срок оплачивать коммунальные услуги.

2) Кто бы ни читал русские легенды, все запоминают по­этичную историю о невидимом граде Китеже.

3) Лучшие из русских народных сказок, переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.

4) В картине Виноградова «Дом» представлен образец ин­терьера начала XX века.

19.В каком предложении вместо слова великий нужно употре­бить величественный?

1) Это великое счастье, когда рядом друзья.

2) Я считаю, что перед нами великая картина выдающегося художника.

3) Вот и наступил рассвет, и перед нами открылись великие и прекрасные перспективы древнего города.

4) Пока друзья были на отдыхе, накопилось великое множе­ство бытовых проблем и неотложных дел.

20.Какое из перечисленных слов имеет значение «презритель­но-надменный»?

1) Энергичный; 2) фамильярный; 3) невоспитанный; 4) высокомерный.

21.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В двух тысяч четвёртом году; 2) бдительные сторожа; 3) десять солдат; 4) глубже.


22.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы;

2) машина может развивать высокую скорость;

3) решается задача энергосбережения;

4) одно из достоинств машины - экономичность.

23.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправи­лись в Эрмитаж.

2) Некоторые из писем, написанных А. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драма­турга.

3) Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахру­шина - основателя музея истории театра.

4) В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось пе­редать всю прелесть неяркой русской природы.

24.В каком предложении вместо слова гуманный нужно употре­бить гуманитарный?

1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонно­сти не к точным наукам, а к гуманным.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произ­ведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно прекрасных.

25.Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) Революция; 2) деградация; 3) депрессия; 4) эволюция.

26.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Назначенные директора; 2) шесть свечей; 3) длиннее его; 4) в четырёхсот семидесяти шести книгах.

27.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Стараясь убедить читателей,

1) автор иногда бывает слишком прямолинеен;

2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите;

3) автору не всегда это удаётся;

4) часто достигается обратный результат.

28.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию роди­телей в семье всегда царили мир и согласие.

2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осе­ни собралось в яркий веселый ковер, нарядный орнамент.

3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, все знают о не­обычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.

4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композито­ры и художники.

29.В каком предложении вместо слова виноватый нужно упот­ребить виновный?

1) Раиса Ивановна, одинокая женщина преклонных лет, по­пыталась помочь нам, и я вдруг почувствовала себя виноватой перед ней.

2) Оказалось, что виноватыми в этом преступлении считают жителей соседнего поселка.

3) Илья смотрел на незнакомца испуганным и виноватым взглядом.

4) Друзья простили невольную ложь Олега, но для него са­мым мучительным было чувствовать себя виноватым.

30.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, за­нимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

1) Библиофил; 2) филателист 3) букинист; 4) дантист.

31.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Моложе брата; 2) наши ребяты; 3) трёхсот шестидесяти пяти граждан; 4) пара тапок.

32.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Сделавшись 100-50 тысяч лет назад творцом, художником,

1) у первобытного человека изменилось сознание;

2) начинается преобразование человека;

3) человек остаётся им и по сей день;

4) возможно, вначале человеком двигали только практиче­ские цели.

33.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из русских прозаиков, детально описавшим рус­ский быт, был Иван Шмелев.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят своеобразного представителя бродяжной России - Варлаама.

3) Благодаря искусства Микеланджело современные худож­ники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

4) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

34.В каком предложении вместо слова жизненный нужно упот­ребить житейский?

1) Это были сестры, но жизненные их пути так разошлись, что они годами не переписывались.

2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается жизненной силы, - таково содержание этой картины.

3) Эта операция нужна по жизненным показаниям.

4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от жизненного шума и невзгод.

35.Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изу­чающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?

1) Мифология; 2) география; 3) этнография; 4) библиография.

36.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Большие очереди; 2) шестидесятью двумя рублями 3) выжжет; 4) об аэропорте.

37.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Придумав способ записи жестов,

1) изменилась бы работа режиссёра и актёра;

2) сохранились бы многие утраченные традиции;

3) мы могли бы создать большой «словарь» жестов каждого народа;

4) это помогло бы общаться людям разных национальностей.

38.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.

2) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили вни­мание на отличие этого здания от других кремлевских построек.

3) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».

4) Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

39.В каком предложении вместо слова каменный нужно упот­ребить каменистый!

1) И упало каменное слово на мою еще живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревян­ного зодчества к каменному.

3)Мы шли долго в темном лесу по извилистой каменной тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца, здесь царили тишина и прохлада.

40.В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный!

1) Последние десятилетия характеризуются широким рас­пространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ин­формационной телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают ус­пешно и быстро решать многие проблемы.

41.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) пара туфель; 2) несколько полотенец; 3) опытные доктора; 4) около пятиста километров.

42.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус;

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге;

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский кор­пус в Петербурге;

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

43. В каком предложении вместо слова вражеский нужно упот­ребить враждебный!

1) Разведчики отправились ночью во вражеский тыл.

2) Посетитель одарил всех присутствующих вражеским взглядом.

3) Артиллеристы с первого выстрела подбили вражеский танк.

4) Во вражеском лагере слышались крики.

44. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) опытные доктора; 2) более пятиста экземпляров; 3) обеих студенток; 4) оплатить проезд.

45.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения:

Знакомясь с городом,

1) туристам понравились архитектурные памятники;

2) мы удивлялись его архитектуре;

3) уже разрабатывался наш дальнейший маршрут;

4) у нас возникли интересные планы пребывания в нем.

46.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) В вузы поступили сорок один человек.

2) Слово взяла профессор Сотникова.

3) Он был командирован в Москву согласно приказу.

4) Девочка надела новое пальто.

47.В каком предложении вместо слова целый нужно употребить целостный?

1) Необходимо иметь целое представление о мире.

2) Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию.

3) Он вернулся с войны целый и невредимый.

4) Я был готов любить целый мир.

48.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) самый красивый; 3) согласно приказу;

2) оплотит проезд; 4) обеих студенток.

49.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения:

Посещая музеи,

1) запомнятся скульптуры итальянских мастеров эпохи Воз­рождения;

2) вам будет очень интересно;

3) у вас появится возможность познакомиться с искусством мастеров живописи;

4) я поражаюсь сложному искусству мастеров, влюбленных в свою профессию.

50.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) На озере Тургояк мы отдыхали всем классом.

2) В высокой тонкой вазе с удлиненным горлышком хорошо смотрится букет округлой формы.

3) Он был больной гриппом.

4) Журавли никогда не садятся на деревья и гнезд на них не вьют.

51.В каком предложении вместо слова туристический нужно употребить туристский!

1) В туристическом походе мы познакомились с замеча­тельными людьми.

2) На нашей улице открылось новое туристическое бюро.

3) Мы с восторгом вспоминали туристическую поездку по Золотому кольцу России.

4) В походе ученики под гитару пели туристические песни.

52.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Грущу по вас; 3) пара носков;

2) возле двухсотпятого дома; 4) мой день рождения.

53.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Прочитав новую книгу,

1) у меня сразу возникло желание её перечесть;

2) она мне очень понравилась;

3) у меня появились интересные мысли;

4) я долго размышлял об авторской идее.

54.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По истечении курса обучения слушатели получили серти­фикаты.

2) Большинство открытий науки вызывают у нас восхище­ние и восторг.

3) С докладом выступила профессор Шмелёва.

4) Нужно вовремя оплачивать обучение.

55.В каком предложении вместо слова царственный нужно употребить царский!

1) У графини был поистине царственный вид.

2) Императрица царственным жестом отпустила иностран­ных послов.

3)Был у матушки Москвы, и у Каспия широкого, и у царственной Невы.

4) В 18 веке произошло укрепление царственной власти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!