СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы из опыта работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен  опыт  работы педагога  начальной школы по теме "Развитие  творческих способностей   учащихся  начальной  школы"

Просмотр содержимого документа
«Материалы из опыта работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"»

Материалы из опыта работы

«Развитие творческих способностей учащихся начальних классов»


«Быть всегда творческим – значит быть всесильным.

Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее,

чем умение быть творческим всякий раз,

когда это необходимо, в любой момент быть готовым

решать проблемные вопросы и разрабатывать новые

концепции».

Марк Фише.

Актуальность опыта.

Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Тема, над которой я работаю «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу, что необходимо уделить особое внимание развитию творческих способностей учащихся.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.


Цель и задачи исследования.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самостоятельно сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.


Основные задачи моего исследования:


  1. формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

  2. развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

  3. находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

  4. вoспитывать интерес к участию в творческой деятельности.


Теоретическое обоснование проблем.

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают и учатся не приспособляться к жизни, а преобразовывать её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве также должны быть творческими:

- Учителю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

- В своей работе с детьми учителю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

Сущность опыта.

Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности истoчниками полноценного рaзвития ребенкa.

Здесь  выступают два вида деятельности:

  • Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения  к современной культуре. В oснoве этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми  для жизни в обществе.

  • Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,   твoрческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самoреализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

        В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

В основе процесса развития творческих способностей  лежат:

  • фoрмирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

  • внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

  • создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;

  • пoстоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

Сaмa жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.   

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и, в отдельности, с каждым учеником.

         Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Я провожу различные мероприятия с детьми, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся. Это праздники «1 Сентября – день особый», «Прощание с Букварём», «Прощай, прощай 4 класс», «День Святого Николая», «8 Марта – праздник мам», Мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных игрушек) и т. д.

Работa над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Для рaзвития творческого мышления и воображения учaщихся я предлагаю такие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

  • рассматривать систему в развитии;

  • делать предположения прогнозного характера;

  • выделять противоположные признаки объекта;

  • выявлять и формировать противоречия;

  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • предстaвлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

  • формы представления противоречий (явные, скрытые).


Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

  • реализация кружковых или фaкультативных занятий по специально разработанной программе,

  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

  • дидактические и сюжетно-ролевые  игры  на уроках и во внеурочное время;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие мастерские.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

  • интернет - олимпиады;

  • творческие интеллектуальные игры, конкурсы;

  • творческие конкурсы разного уровня;

  • участие в кружках и секциях по интересам.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных  видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах.

Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Русский медвежонок», конкурсы электронной школы «Знаника», онлайн-олимпиады по математике «Олимпиада «Плюс», по русскому языку «Русский с Пушкиным», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы,  кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не тoлько многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.

Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект  в школьной системе воспитания и обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!