СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к "Анализ эпизода " В салоне А.А. Шерер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет словеснику при подготовке урока. 

Просмотр содержимого документа
«Материалы к "Анализ эпизода " В салоне А.А. Шерер"»

Вступительное слово учителя

о мастерстве Л. Н. Толстого в завязке сюжетных линий.



После 15 вариантов начал романа Толстой остановился на июле 1805 года и разговорах в салоне А. П. Шерер. Он хорошо передают политическую атмосферу того времени.

Автор полагал, что для начала романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана», разбрызгивалось действие «в разные места, где будут играть роль разные лица».

Таким фонтаном оказался вечер в придворном салоне. Этот эпизод очень важен в развитии сюжета, от него расходятся многие сюжетные нити, это один из ключевых эпизодов романа.

Толстой отрицает нормы жизни высшего света и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества. Здесь все только кажется: кажется, что князя Василия Курагина волнует здоровье хозяйки, но ведь произносит он вопрос тоном, «в котором из – за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка», кажется, что Элен Курагина не только красива, но и умна… На самом деле все тут фальшиво: внешняя форма скрывает эгоизм, расчетливость, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов, политическую ограниченность и глупость этих людей.

Невольно вспоминаются слова Лермонтова:

О как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!


Лишь Пьер Безухов и Андрей Болконский не похожи на «приличьем стянутые маски». Путь своих положительных героев Л. Толстой начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни, автор показывает неоднородность светского общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.


Принципы сатиры Л.Н.Толостого.


1.Постоянное подчеркивание разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием жизни.

2. Показ героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинные лица. Толстой либо ждет, пока герой сам на мгновение приоткроет маску, либо сам ее срывает.






Вопросы и задания для беседы по содержанию

I -VI глав I тома романа «Война и мир».


Том 1, ч. 1, гл. 1 –6

С кем из представителей придворной аристократической стреды знакомит нас Толстой?

Подберите факты, эпитеты, сравнения, метафоры, использованные писателем для разоблачения фальши, пустоты и неестественности аристократии.

Приведите яркие примеры иронии.

Ч. 1 ,гл. 2 –6

Как Толстой дает понять, что Пьер и Андрей чужие в этом обществе? ( портрет, поведение, взгляды)

Какие детали говорят об их духовной близости?

Ч. 1, гл. 4

Каким эпизодом завершается вечер в салоне А.П.Шерер? Что хотел подчеркнуть этим автор?

С какой целью 1 – ые главы «пестрят» французским языком?


Ч.1, гл 6

Как развлекается молодежь (общество Курагина)?


План анализа эпизода

  1. Мастерство Л. Н. Толстого в завязке сюжетных линий романа.

  2. Сатирическое разоблачение высшего света:

А) несоответствие межбу тем ,что говорят и как говорят герои, срывание « всех и всяческих масок».

Б) как характеризуют героев их политические интересы;

В) какую цель преследуют гости, посещая этот салон;

Г) почему здесь присутствует французская речь;

Д) как характеризует хозяйку её разное отношение к гостям, почему насторожило Шерер появление Пьера?

3.Что отличает Пьера и Андрея от завсегдатаев салона, как они относятся друг к другу и к светским львам?

4.Авторская позиция в 1 – ых главах романа.







Доклад ученика

Идейно – композиционное значение эпизода

«В салоне А. П. Шерер»


В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о « Мертвых душах», , .О Достоевского сам Л. Толстой говорил, что дальше В , казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь не повторяется. Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемся среди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только в этом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизодах романа

Достоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова, которые звучат в салоне, рассуждения о Наполеоне, о войнах, об Антихристе. В дальнейшем это найдет продолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсчетах числового значения имени этого . Вся тема книги - война и мир, истинное величие человека и ложные кумиры, божеское и дьявольское. По расстановке действующих лиц сцена напоминает пьесу . Только что оказавшийся петербургском свете Пьер попал, , в общество, которому он чужд и которого он совершенно не понимает. Подобно Чацкому, Пьер вступает в ненужные спор, восстанавливает против себя все общество, рискуя заслужить репутацию сумасшедшего. В среде бежавших от Наполеона роялистов-эмигрантов прусских царедворцев Пьер провозглашает, что . Как Чацкий, Пьер не понимает, перед кем он , и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер, как Чацкий, . Вмешательство Болконского, к счастью, послужило к прекращению спора, погасило страсти. Однако напрасно после приема у Шерер князь Андрей предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения в свете. Пьер, увы, едет кутить к Курагину...Вернемся в салон Анны Павловны. Главное для нас -проследить, как завязываются основные линии героев книги в этой первой сцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже с первых страниц. В. Курагин - хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты и велеречивости, обрисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии... Петербургская публика - это все-таки не московское барство. Василий Курагин - расчетливый, холодный проходимец, хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы . Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, , причинит

много горя Ростовым и Болконским. Другие дети Курагина - Ипполит и Элен - безнравственные разрушители чужих судеб. Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобид-на, как может показаться на первый взгляд. В ней еще не было и тени кокетства, но она вполне сознает свою красоту, ... Многозначительная деталь! Улыбка ее (самое ужасное, что может быть в человеке, по мне-нию Толстого, - это его духовная неподвижность), а выражение лица Элен полностью зависит от выражения лица АнныПавловны - Толстой специально это подчеркивает. Три женщины в салоне, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судьбы. Другой мотив, связывающий с античностью, - античная красота Элен. Эта же античная красотаделает ее похожей на бездушную статую.Линия князь Андрей -Лиза будит воспоминания о гомеровской . ,- говорит Болконский, объясняя причины своего близящегосяотъезда на войну. Лиза Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная, играет роль Пенелопы (князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ее верность и преданность), но какой-то рок заставляет Болконского-Одиссея, ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычным укладом и идти навстречу неизвестности и возможной гибели.Вообще из всех действующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен и вызывает наибольшее уважение.Смысл сцены у Анны Павловны перекликается с пилогом книги. В эпилоге опять возникают споры о мире и войне, там присутствует маленький сын князя Андрея, незримо присутствовавший и тогда в салоне Шерер. Ключевой момент сцены - обсуждение слов аббата Морио о вечном мире. Хотя аббат больше не появился на страницах , главное слово произнесено, и великая книга открывается и заканчивается спором о возможности вечного мира. Такой проект, конечно, в идеале возможен, проблеме вечного мира и посвятил свое творение Лев Толстой.








ПРИЛОЖЕНИЕ


Цитаты к анализу эпизода


«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная с усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно.»(т. 1, ч. 1, гл. 3,)

(т. 1, ч. 1, гл. 5,)

«… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!»


(т. 1, ч.1, гл.4)

«Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыб-кой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».




(т. 1, ч. 1, гл. 5)

«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что - нибудь особенно приятное. Кроме того он был рассеян. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».

( там же)

«Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернёром - аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста».

:

«Я люблю тебя». (Андрей о Пьере)

«Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».

«Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что - то ужасное, безобразное поднималось в его душе». (т. 1, ч.1, гл. 4)

князь Василий Курагин

(т. 1, ч. 1, гл. 1)

В салоне Шерер он появляется затем, чтобы способствовать определению сына секретарём посольства в Вену.

Хочет женить Анатоля на Марье Болконской, рассуждая: «Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно».

(т. 1,ч. 3, гл.1)«…человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался