Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Тотемский политехнический колледж»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности
______________/Н.В.Кринкина/
«___» ____________ 2017 года
Материалы к дифференцированному зачету
за 4 семестр 2016 - 2017 учебный год
по учебной дисциплине
«Экология»
Профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
2 курс ТСП 213 группа
Преподаватель: Е.С.Подольская
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии ______________________
________________________________________
«___» _________ 2017 г.
Протокол №
Председатель ________/Е.С.Подольская/
Никольск
2017
Пояснительная записка
Цель дифференцированного зачёта: определение уровня знаний и умений студентов, полученных в процессе обучения на занятиях по дисциплине «Экология».
В результате освоения дисциплины студенты должны уметь:
- определять типы взаимодействий организмов;
- составлять схемы разнообразия биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- анализировать законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- выполнять простейшие преобразования и вычисления при решении экологических задач
- определять место человека в экосистеме Земли
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды
проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
- основные экологические понятия
- типы взаимодействий организмов
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов
- место человека в экосистеме Земли
- современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи
Форма дифференцированного зачёта: устный опрос и выполнение практических заданий.
Продолжительность: 90 минут
Вопросы для устного опроса к дифференцированному зачету
по дисциплине «Экология».
Что означает слово «экология»? Экология как наука и учебная дисциплина, предмет, объект и задачи экологии
Какие методы используются в экологических исследованиях, какова взаимосвязь экологии с другими дисциплинами
Что такое среда обитания и факторы среды, каковы закономерности действия факторов среды на организм.
Какая существует классификация экологических факторов окружающей среды, приведите примеры и дайте характеристику.
Что такое популяция, какая существует классификация популяций и взаимоотношения внутри популяции.
Дайте понятие биоценоза, биотопа, биогеоценоза, охарактеризуйте их.
Что такое экосистемы, каковы их особенности и принцип функционирования.
Опишите потоки веществ и энергии в экосистеме.
Что такое искусственные экосистемы, каковы их особенности.
Опишите состав, строение и границы биосферы.
Дайте характеристику потокам энергии и продуктивности биосферы.
Охарактеризуйте основные циклы биогеохимических круговоротов веществ.
Каковы причины устойчивости биосферы.
Перечислите и дайте характеристику основным источникам загрязнения окружающей среды.
Что такое экологические проблемы. Каковы причины возникновения экологических проблем и массового вымирания животных.
Перечислите возможные способы решения экологических проблем.
Что такое городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
Что такое экологическая стандартизация, приведите примеры.
Что такое альтернативные источники энергии, дайте им характеристику.
Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?
Практические задания к дифференцированному зачету
по дисциплине «Экология».
Что такое «парниковый эффект» и в чем его причина? Каковы могут быть его последствия? Видите ли вы возможности его устранения?
В чем сходство и отличие экосистемы и биогеоценоза? Ответ обоснуйте.
В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?
Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?
При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?
Сравните природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.
Общие характеристики | Характерно только для природной экосистемы | Характерно только для агроэкосистемы |
1.Наличие в цепях питания редуцентов
2.Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека
3.Наличие в цепях питания продуцентов
4.Наличие в цепях питания консументов
5.Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком
6.Основной источник энергии – Солнце
7.Обязательным элементом цепей питания является человек
8.Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека
9.Человек слабо влияет на круговорот веществ
10.Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы
11.Характеризуется многообразие экологических ниш
Сделайте вывод о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем
7. Зарастающий пруд - неустойчивая экосистема. В нем бурно развиваются разнообразные прибрежные и водные растения. Они не успевают перерабатываться обитателями водоема - консументами первого порядка. Отмирая, эти растения оседают на дне в виде слоев торфа. Водоем мелеет, превращается в болото, а затем преобразуется во влажный луг. Что может задержать исчезновение пруда, как можно изменить его биоценоз с целью предотвратить большие отложения торфа?
8. По берегу реки растет лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой?
9. На низком берегу реки (пойменном) располагаются обширные кочкарниковые болота. В них долго задерживается вода и во множестве обитают личинки комаров. Отсюда вылетают все лето полчища кровососов. Человек провел мелиорацию - срезал кочки, выровнял рельеф и создал в этом месте заливной луг. Как на это отреагировала река?
10. Человек распахивает луг, чтобы посеять здесь пшеницу. Распашка луга - это его уничтожение, но не только это нарушение в природе производит человек. Чем же нехороша пахота с экологической точки зрения? А чем хороша?
11. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если пошел дождь – возможен выход воды из берегов и затопление населенных пунктов, полей и т.п. Почему наводнения на лесных реках случаются редко?
12. Почему в национальных парках и заповедных участках посетителям можно ходить только по дорожкам или тропинкам? Почему это требование особенно строго в холмистых и горных районах?
13. При перенаселённости лесного массива дикими копытными и неумеренном выпасе в лесу домашних животных, здесь нередко наблюдаются вспышки численности насекомых-вредителей. Объясните, почему?
14. Биомасса слонов, бегемотов, буйволов, различных антилоп, диких свиней в национальном парке Альберта в конце 50-х годов достигла 24406 кг на 1 кв. км. Между тем в Конго естественные пастбища домашнего скота не выдерживают нагрузки, при которой общий вес животных, выпасаемых на такой площади, превышает 3500 кг на 1 кв. км. Объясните почему?
15. Поля хлопчатника сильно страдают от тлей. Однако на тех полях, к которым примыкают посевы медоносов, залежи и пустоши, богатые цветущими растениями, тлей мало. Объясните возможные причины этого явления.
16. В ряде озёр Центральной Африки были истреблены жившие в них бегемоты. Вслед за этим в опустевших озёрах исчезла, обитавшая в них, рыба тиляпия. Объясните причину этого явления.
17. Возможности самоочищения водоёмов сильно снижаются при сбросе в них тёплых промышленных вод. Почему?
18. При попадании в озёра и пруды смытых с полей остатков минеральных удобрений в этих водоёмах зачастую происходит гибель их обитателей. Объясните, почему?
19. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?
20. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?
Критерии и нормы оценки устного вопроса:
Оценка «отлично» ставится, если студент даёт полный, чёткий и последовательный ответ на все вопросы билета. Содержание ответа построено с применением основных понятий, определений, с использованием терминов данной учебной дисциплины. Представленная студентами информация имеет логический целенаправленный смысл и раскрывает в полной мере актуальность заданных вопросов, увязана с основными разделами учебной программы.
Оценка «хорошо» ставится, если студент излагает материал в логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не может дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент излагает материал неполно, непоследовательно; испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов. Студент путает основные понятия учебной дисциплины и даёт неточные определения. С трудом приводит примеры, подтверждающие смысл и цель вопроса.
Оценка «неудовлетворительно ставится, если студент показывает непонимание основного содержания учебного материала, допускает грубые ошибки при ответе, не может ответить на поставленные вопросы, не знает основные определения понятий данной дисциплины
Критерии оценки практического задания.
отметка «5»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.
отметка «4»:Практическое задание выполнено студентом в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов задания.
отметка «3»:Практическое задание выполнено и оформлено студентом с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение задания затрачено много времени.
Отметка «2»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны из-за плохой подготовки студента.