СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку "Национальный состав населения. Основные религии России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский эталон для разработки мини-проекта учащихся 9 класса по теме "Народы России"

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку "Национальный состав населения. Основные религии России"»

Народы России КАЛМЫКИ Выполнила: Щигорева Е.В., учитель географии МАОУ СОШ №28

Народы России

КАЛМЫКИ

Выполнила: Щигорева Е.В., учитель географии МАОУ СОШ №28

Материал из энциклопедии

  • Калмыки
  • Факты:
  • Численность в РФ - 183372 человека
  • Основной регион - Республика Калмыкия
  • Родной язык - калмыцкий
  • Истоки - северо-запад Китая
  • КАЛМЫКИ, хальмг  (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии),  народ в России, Основное население Калмыкии .
  • По данным Переписи 2010 года в России живут 183372 калмыка, в том числе в Калмыкии 156 тысяч человек. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США, во Франции, в Швейцарии, Германии и др. Язык калмыцкий монгольской группы алтайской семьи.
  • Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.
  • Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.
  • Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков).
  • Источник:
  • Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  • Бадмаева В. В. Юрта – традиционное жилище калмыков, как пример оптимальной адаптации к кочевому укладу // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 367-369.
Составьте план характеристики одного из народов России
  • Составьте план характеристики одного из народов России
План описания народа Название, самоназвание Численность в РФ  (по данным переписи 2010 г.) Основной регион проживания в РФ, за рубежом (карта) Родной язык, классификация народа по языку, родственные языки Истоки, происхождение  (этногенез) Религия верующего населения Традиционные занятия Традиционный тип жилища Традиционная одежда Традиционная культура (письменность, ремесла, праздники) Национальная кухня Национальные виды спорта http://yarodom.livejournal.com/1143063.html

План описания народа

  • Название, самоназвание
  • Численность в РФ  (по данным переписи 2010 г.)
  • Основной регион проживания в РФ, за рубежом (карта)
  • Родной язык, классификация народа по языку, родственные языки
  • Истоки, происхождение  (этногенез)
  • Религия верующего населения
  • Традиционные занятия
  • Традиционный тип жилища
  • Традиционная одежда
  • Традиционная культура (письменность, ремесла, праздники)
  • Национальная кухня
  • Национальные виды спорта
  • http://yarodom.livejournal.com/1143063.html
Название, самоназвание КАЛМЫКИ, хальмг  (по-видимому, от тюркского термина, буквально -

Название, самоназвание

  • КАЛМЫКИ, хальмг  (по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии)
Численность По данным Переписи 2010 года в России живут 183372 калмыка, в том числе в Калмыкии 156 тысяч человек.

Численность

  • По данным Переписи 2010 года в России живут 183372 калмыка, в том числе в Калмыкии 156 тысяч человек.
Район проживания Республика Калмыкия Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США, во Франции, в Швейцарии, Германии и др.

Район проживания

  • Республика Калмыкия
  • Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США, во Франции, в Швейцарии, Германии и др.
Депортация калмыков В 1943 году территория Калмыцкой АССР освобождена от немецкой оккупации, значительная часть калмыков была депортирована в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая. Следствием репрессий стала гибель свыше 1/3 депортированных, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы.  однако органы государственной власти Калмыцкой АССР восстановлены не были. В декабре 1943 года Калмыцкая АССР упразднена и её территория присоединена к Астраханской области.

Депортация калмыков

  • В 1943 году территория Калмыцкой АССР освобождена от немецкой оккупации, значительная часть калмыков была депортирована в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая.
  • Следствием репрессий стала гибель свыше 1/3 депортированных, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры.
  • 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы.

однако органы государственной власти Калмыцкой АССР восстановлены не были. В декабре 1943 года Калмыцкая АССР упразднена и её территория присоединена к Астраханской области.

Родной язык Язык калмыцкий монгольской группы алтайской семьи. Письменность Ойратско-калмыцкий алфавит  тодо-бичиг  («ясное письмо») был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики.

Родной язык

  • Язык калмыцкий монгольской группы алтайской семьи.

Письменность

  • Ойратско-калмыцкий алфавит  тодо-бичиг  («ясное письмо») был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики.
Этногенез Истоки - северо-запад Китая Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже переместившиеся на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.   Упоминание о калмыках встречается в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574 г. на имя Строгановых, в котором последним повелевалось поощрять торговлю с соседними народами, в том числе с калмыками.

Этногенез

  • Истоки - северо-запад Китая
  • Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже переместившиеся на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Упоминание о калмыках встречается в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574 г. на имя Строгановых, в котором последним повелевалось поощрять торговлю с соседними народами, в том числе с калмыками.

Религия буддисты (ламаизм), часть – православные. В XVI—XVIII веках были распространены традиционные верования и представления, прежде всего — культ неба —, а также культы гор, деревьев, воды, земли. В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов.  Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддизм.

Религия

  • буддисты (ламаизм), часть – православные.
  • В XVI—XVIII веках были распространены традиционные верования и представления, прежде всего — культ неба —, а также культы гор, деревьев, воды, земли.
  • В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов.

Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддизм.

Традиционные занятия   кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). На землях Калмыкии с 19 века сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). Возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние Калмыки , кочующие в Земле Войска Донского, рисованные с натуры В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством.

Традиционные занятия

  • кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды).
  • На землях Калмыкии с 19 века сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён).
  • Возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние

Калмыки , кочующие в Земле Войска Донского, рисованные с натуры

В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы.

Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством.

Традиционные поселения До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны ) имели семейно-родственный характер. С XIX в. появились стационарные поселения с линейной планировкой.  Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки.

Традиционные поселения

  • До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны ) имели семейно-родственный характер.
  • С XIX в. появились стационарные поселения с линейной планировкой.

Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки.

Традиционный тип жилища

  • Кочевой образ жизни с древних времен обусловил создание легкого, свободно собираемого и разбираемого жилья – юрт, приспособленной и весьма удобной для частых кочевок.
  • Юрта (Кибитка – русское название).
  • Калмыцкая юрта ишкя гер – юрта монгольского типа. Юрту обращали дверью на юг. Способ покрытия юрты двумя рядами войлока.
  • Каркас юрты составляют следующие четыре части: а) терме – решетки б) унины –жердь, в своем множестве образующие крышу юрты; в) харачи – круговое навершие для закрепления в нем верхних концов унинов, являющееся одновременно дымоходом и окном юрты; г) удин – двустворчатая дверь.
  • Войлочное покрытие делалось из овечьей шерсти. Летом в юрте царит прохлада, а зимой, наоборот, хранится тепло.

Скот обычно круглый год находился на подножном корму. Кочевали верхом. Чтобы сняться с места стоянки (разобрать юрту, уложить имущество, навьючить животных) требовалось всего 2 – 3 часа. Сама юрта весит около 350 кг. И поэтому ее легко перенести на вьючных животных. Перекочевка на летние пастбища воспринималась как праздничное событие, предварялась различными очистительными обрядами и производилась в соответствии со строгими ритуальными правилами.

Войлочное покрытие делалось из овечьей шерсти, обшивалось по краям крученной шерстяной нитью. Оно обеспечивало абсолютную водонепроницаемость, а плотность шерсти в войлоке сохраняла необходимую температуру внутри. Летом в юрте царит прохлада, а зимой, наоборот, хранится тепло. Но гениальность юрты заключается в том, что структура юрты без особых проблем выдерживает сильнейшие ветры.

Национальная одежда

Мужская одежда- рубаха и синие или полосатые штаны, сверху носили бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Обувь- мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета.

Женская одежда была более разнообразна- белая длинная рубаха и синих штанов, бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, или бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка. Обувь- кожаные сапоги.

Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники чёрного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционная культура Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).

Традиционная культура

  • Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде),
  • обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг),
  • тиснение по коже,
  • резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).

Семья (брак) [

  • Брак заключался путём сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными.
  • Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причём сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты.
  • Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой.

Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

Национальные праздники Праздник весны  - Цаган Сар Праздник  Зул (Новый год- февраль)

Национальные праздники

  • Праздник весны  - Цаган Сар
  • Праздник  Зул (Новый год- февраль)

Национальная кухня

Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко.

Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком,  береки  – крупные пельмени, популярен был  дутур  – тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше – целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока – сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был  джомба  – чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод.

Готовили мучные изделия – пресные лепешки в бараньем жиру,  борцог – кольцеобразные лепешки, круглые в сечении,  целькг  – тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была  эрк  — молочная водка.

Национальные виды спорта   Широко распространенным видом народного спорта была у калмыков игра в шашки (дева) и в шахматы (шатр).  Конские скачки были поистине массовым и народным видом спорта. В них участвовали люди всех возрастов и социальных слоев. К месту скачек приезжали верхом, на подводах, шли пешие из всех хотонов. Место для их проведения всегда выбиралось у холма. Среди видов силового спорта у калмыков большой популярностью пользовалась борьба — ноолдан (бэк нолдган), устраивавшаяся во время народных и религиозных празднеств.

Национальные виды спорта

Широко распространенным видом народного спорта была у калмыков игра в шашки (дева) и в шахматы (шатр). 

Конские скачки были поистине массовым и народным видом спорта. В них участвовали люди всех возрастов и социальных слоев. К месту скачек приезжали верхом, на подводах, шли пешие из всех хотонов. Место для их проведения всегда выбиралось у холма. Среди видов силового спорта у калмыков большой популярностью пользовалась борьба — ноолдан (бэк нолдган), устраивавшаяся во время народных и религиозных празднеств.

Источники: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6 Бадмаева В. В. Юрта – традиционное жилище калмыков, как пример оптимальной адаптации к кочевому укладу // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 367-369. Википедия Фото и рисунки- свободный Интернет

Источники:

  • Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  • Бадмаева В. В. Юрта – традиционное жилище калмыков, как пример оптимальной адаптации к кочевому укладу // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 367-369.
  • Википедия
  • Фото и рисунки- свободный Интернет