Просмотр содержимого документа
«Материалы по теме "Местоимение"»
Задания по русскому языку по теме «Местоимение»
Упражнение 1
Спишите. Укажите местоимения, связывающие аб-
зацы текста.
Солнце светит ярко, но лучи его, играя и улыбаясь, купаю(т)ся в лужах вместе с вороб(ь)ями. Речка надувае(т)ся и темне(е)т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар(е)вет. Деревья голы; но уже живут, дыш(а)т.
В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)вязывать там скворечники. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).
2. Перепишите таблицу:
Значение местоимения | Примеры |
Личные | (я, ты, мы, вы) |
Возвратные | (себя) |
Вопросительные | (кто?, что?, каков?, чей?) |
Относительные | (кто, что, каков, чей) |
Неопределенные | (некто, нечто, кое-кто) |
Отрицательные | (никто, ничто, ничей) |
Притяжательные | (мой, твой, наш) |
Указательные | (тот, этот) |
Определительные | (весь, самый, другой, иной) |
Упражнение 2
Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.
1. Некоторые фокусники так искусно умели обма-
нывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и
волшебников.
2. Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери.
Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами...
3. Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспа-
ра Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар — знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).
Упражнение 3
Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух. Найдите в тексте местоимения.
Перепишите стихотворение, раскрывая скобки и подчёркивая местоимения. Объясните, как следует писать слова, которые даны со скобками.
Заяц (в)лес бежал (по)лугу, И ещё, наверно, долго
Я (из)лесу шёл домой. С вечной дрожью в тишине
Бедный заяц с перепугу Думал где-нибудь (под)ёлкой
Так и сел (передо)мной. (О)себе и (обо)мне.
Так и обмер, (бес)толковый, Думал, горестно вздыхая,
Но, конечно, в тот же миг Что друзей-то (у)него
(По)скакал (в)лесок сосновый, После дедушки Мазая
Слыша мой весёлый крик. (Не) осталось никого. (Н.Рубцов)