СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержится справочный материал по теме: "Местоимение", а также задания по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по теме "Местоимение"»

Задания по русскому языку по теме «Местоимение»

Упражнение 1

Спишите. Укажите местоимения, связывающие аб­-
зацы текста.

Солнце светит ярко, но лучи его, играя и улыбаясь, купаю(т)ся в лужах вместе с вороб(ь)ями. Речка надувае(т)ся и темне(е)т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар(е)вет. Деревья голы; но уже живут, дыш(а)т.

В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо так­же гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)вязывать там скворечники. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).

2. Перепишите таблицу:


Значение местоимения

Примеры

Личные

(я, ты, мы, вы)

Возвратные

(себя)

Вопросительные

(кто?, что?, каков?, чей?)

Относительные

(кто, что, каков, чей)

Неопределенные

(некто, нечто, кое-кто)

Отрицательные

(никто, ничто, ничей)

Притяжательные

(мой, твой, наш)

Указательные

(тот, этот)

Определительные

(весь, самый, другой, иной)

Упражнение 2

Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.

1. Некоторые фокусники так искусно умели обма­-
нывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и
волшебников.

2. Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери.
Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарла­танами...

3. Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспа-
ра Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с зем­ли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар — знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).

Упражнение 3

Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух. Найдите в тексте местоимения.

Перепишите стихотворение, раскрывая скобки и подчёркивая местоимения. Объясните, как следует писать слова, которые даны со скобками.

Заяц (в)лес бежал (по)лугу, И ещё, наверно, долго

Я (из)лесу шёл домой. С вечной дрожью в тишине

Бедный заяц с перепугу Думал где-нибудь (под)ёлкой

Так и сел (передо)мной. (О)себе и (обо)мне.

Так и обмер, (бес)толковый, Думал, горестно вздыхая,

Но, конечно, в тот же миг Что друзей-то (у)него

(По)скакал (в)лесок сосновый, После дедушки Мазая

Слыша мой весёлый крик. (Не) осталось никого. (Н.Рубцов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!