СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы семинара по подготовке и проведению занятий производственного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассмотрены вопросы:

  1. Общая структура занятия производственного обучения.
  2. Классификация типов занятий ПО.
  3. Сочетание типов и видов занятий ПО.
  4. Методы занятий ПО.
  5. Формы организации учебно-производственной деятельности  студентов на занятии ПО.
  6. Методические требования к занятию ПО.
  7. Примерная схема анализа  практического занятия.
  8. Самоанализ занятия ПО.

 

Просмотр содержимого документа
«Материалы семинара по подготовке и проведению занятий производственного обучения»


Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»






Составитель: С.В.Илясова


МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ



























пгт. Междуреченский

2017 год

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

3

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

5

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ, ПРАКТИКЕ

6

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ (ЗАНЯТИЮ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

8

  1. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

9




































  1. ВВЕДЕНИЕ

Подготовка человека к выполнению профессиональной деятельности может производиться стихийно и в процессе специально организованного обучения.

Процесс подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в профессиональном образовательном учреждении включает две относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение (ПО).

Основное назначение ПО - сформировать необходимые профессиональные умения, навыки и компетенции. ПО – это самостоятельная часть учебного процесса, которая имеет специфические цели и задачи, содержание, методы, формы и средства обучения и осуществляется мастером ПО, т.е. вами.

Вам, мастерам ПО, принадлежит особая роль, вы являетесь учителями профессии, воспитателями, наставниками студентов и должны иметь специальную, методическую подготовку.

С этой целью вы посещали занятия преподавателей первых и высших категорий, очень надеюсь, что смогли для себя взять интересные методики проведения занятий. Ну и сегодня мы продолжим повышать наш с вами методический уровень.

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

        1. Общая структура занятия производственного обучения.

        2. Классификация типов занятий ПО.

        3. Сочетание типов и видов занятий ПО.

        4. Методы занятий ПО.

        5. Формы организации учебно-производственной деятельности студентов на занятии ПО.

        6. Методические требования к занятию ПО.

        7. Примерная схема анализа практического занятия.

        8. Самоанализ занятия ПО.


  1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Занятие производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап занятия включает в себя структурные элементы.

- Какие структурные этапы занятия ПО вы знаете?


Структурными этапами (частями) урока п/о является:


I II III IY

Организационный момент, этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин.

Основной этап (часть) урока, 5 часов

Заключительный этап (часть) урока

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %


Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап – 1-2 % времени занятия:

- выявление отсутствующих студентов;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовность учащихся к занятию.

2. Вводный этап занятия – 12-15 % времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности студентов;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятиях (актуализация знаний, умений учащихся);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме занятия (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) – 70-80 % времени занятия:

Деятельность студентов – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера п/о:

◘ мотивация студентов по видам учебно-производственных работ;

◘ наблюдение;

◘ целевые обходы;

◘ индивидуальное инструктирование;

◘ коллективное инструктирование;

◘ закрепление со студентами новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

◘ прием результатов работы;

◘ оценивание;

◘ определение дополнительных заданий сильным студентами.

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) – 5-6 % времени:

- сообщение о достижении целей занятия;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

- анализ выполнения ТБ, норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего урока;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение занятия.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе занятия зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап занятия п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу занятия п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия. Мастер п/о при подготовке к занятию должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока;

- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.


  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Занятия производственного обучения отличается от занятий теоретического обучения и от занятий по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Направленность занятия производственного обучения заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ занятия производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип занятия (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

2. Занятие по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа занятия – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Занятие по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа занятия – ознакомить студентов с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Занятие по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа занятия – формировать у студентов самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Занятие контрольно-проверочное.

Комплексная цель этого типа занятия – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения студентов к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.


Сочетание типов и видов уроков производственного обучения


п/п

Тип урока п/о

Вид урока п/о

1.

Вводный урок

Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.

2.

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок

3.

Урок по выполнению простых комплексных работ

Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».

4.

Урок по выполнению сложных комплексных работ

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».

5.

Урок контрольно-проверочный

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».


  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ, ПРАКТИКЕ

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и студентами. Выбор форм обучения зависит от типа занятия, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.


Формы организации учебной работы с студентами


Особенности, признаки


В каком случае выбираем ту или иную форму?





Фронтальная

(групповая)

Мастер работает сразу со всей группой.

Учебная цель для всех учащихся общая.

Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда мастер оценивает работу группы в целом и отдельных учащихся и т.п.




Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.



Парная (ведущий – ведомый, ролевая

мастер – учащийся)

Когда мастер организует работу парами: сильный учащийся – слабый учащийся или два равных по успеваемости. Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер – ученик).

Организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.



Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена).

Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.


Методы занятий производственного обучения

Методами производственного обучения следует считать способы, посредством которых мастер сообщает студентам технико-технологические и другие знания, целенаправленно руководит процессом формирования привычки трудиться в условиях производства.

Методы бывают словесные, наглядные, практические.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ (ЗАНЯТИЮ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Урок в учебных мастерских и в условиях производства является основной формой организации производственного обучения по избранной учащимися профессии. При подготовке к уроку мастер п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения учащихся:

● комплексно-методическое обеспечение мастерской, занятия;

● соответствие занятия требованиям ФГОС по профессии и учебной программы;

● определение типа, вида урока п/о, комплексно-дидактических целей, структуры урока п/о;

● целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;

● определение форм организации обучения и уровней обучения;

● соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;

● подбор дидактического материала;

● обеспечение связи данного урока п/о с предыдущими и последующими уроками п/о и теоретическим обучением;

● применение оптимальных методов и методических приемов обучения;

● выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;

● определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;

● формирование у учащихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;

● формирование у учащихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;

● разработка системы повторения и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков;

● разъяснение выполнения домашнего задания;

● овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.


  1. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Оценка организационной деятельности мастера

1. Наличие и качество учебно-материальной базы урока (учебно-наглядные пособия, инструменты, документация, приспособления, материалы, объекты труда и т.д.).

2. Наличие плана урока и краткого конспекта вводного инструктажа у мастера.

3. Владение мастером научным содержанием учебного материала. Уровень профессионального мастерства.

4. Четкость постановки мастером перед учащимися темы, учебной цели и воспитательных задач урока.

5. Создание атмосферы энергичного темпа работы учащихся.

6. Контроль мастера и самоконтроль учащихся.

7. Выполнение мастером психологических и этических требований к организации урока.

8. Соблюдение санитарно-гигиенических условий в учебных мастерских.

9. Организация урока с точки зрения требований и правил охраны труда и техники безопасности, НОТ.


2. Оценка деятельности мастера на уроке с точки зрения дидактики

1. Обеспечение на уроке неразрывного единства обучения, воспитания и развития учащихся.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

3. Актуализация знаний учащихся. Оптимальность методов обучения, используемых при опросе, объяснении материала. Обучение методам работы новаторов производства.

4. Методика личного показа трудовых приемов. Замедленная демонстрация трудовых действий. Сочетание объяснения и демонстрации при изготовлении изделий, формирование умений и навыков, закреплении.

5. Умение мастера эффективно использовать межпредметные связи на уроках.

6. Методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения.

7. Методика закрепления и проверки усвояемости учащимися нового материала. Инструктирование по самоконтролю.

8. Использование учащимися инструктивно-технологической документации при изготовлении изделий.

9. Методика подведения итогов учебного дня. Анализ качества выполнения учащимися заданий. Разбор типичных ошибок, их причин, затруднений, имевших место в формировании профессиональных умений и навыков.

10. Эффективность контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся. Объективность оценки.

11. Степень достижения главной дидактической цели урока (какого уровня обученности достигла группа).

3. Воспитательная деятельность мастера на уроке

1. Воспитание у учащихся отношения к труду на уроке:

а) воспитание у учащихся творчества и инициативы, развитие технического мышления и конструктивно-технических способностей;

б) воспитание желания работать сознательно и качественно, высокопродуктивно, эффективно и творчески решать производственные задачи;

в) воспитание у учащихся бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего труда; глубокое уважение к людям труда и ко всему тому, что создано трудом человека;

г) воспитание у учащихся нравственных качеств;

д) привитие учащимся умений и навыков культуры труда.

2. Состояние дисциплины и организованности учащихся на уроке.

3. Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных целей урока.

4. Использование мастером воспитательных возможностей оценки.

5. Степень воспитательного воздействия личности мастера на учащихся.

4. Характеристика работы группы

1. Отношение учащихся к уроку. Внимание, активность и работоспособность учащихся на уроке. Дисциплина.

2. Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания трудового обучения.

3. Наличие у учащихся познавательного интереса к уроку, к специальности, к профессии.

4. Степень самостоятельности мышления учащихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.

5. Умение учащихся читать чертежи, использовать техническую документацию, производить графические расчеты.

6. Умение учащихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.

7. Внешний вид на уроке.

5. Выводы и предложения

1. Достижение целей урока.

2. Общая оценка урока по методике изложения, научному уровню, краткая характеристика основных положительных моментов и недостатков.

3. Предложения и рекомендации.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!