1.
2.
3.
| -Сегодня я приглашаю вас отправиться в кругосветное путешествие на самолёте. Какие знания, полученные на уроках окружающего мира, нам пригодятся в полёте?
- Летим. Долго летим. Несколько часов. Что же мы видим из окна самолёта? Кстати, как называется окно в самолёте? -Мы летим высоко-высоко, долго, пролетели много километров. Что же мы с огромной высоты видим? (Посмотрите на карту сверху) -Посмотрите на карту. Суши или воды больше на планете? -1/3 планеты занимает суша, 2/3 – океан. Большую часть поверхности Земли занимает Мировой океан. Впору нашу планету называть не Земля, а Океан. – Этот Мировой океан материки разделили на 4 океана. Кто помнит, как из одного Мирового океана получилось 4?
-Рассмотрите свои карты, прочитайте названия океанов. А теперь я показываю на карте полушарий океаны, а вы называйте.
-Почему я назвала океаны в таком порядке? -(Называю в том же порядке, но Тихий океан показываю теперь в восточном полушарии) -Ну, а если один океан располагается даже не в двух, а в четырёх полушариях, как Тихий, а другой только в одном, что это значит? -(Снова перечисляю) -Как правильно выразить эту мысль? -Учёные выделяют ещё один океан – Южный, воды которого омывают Антарктиду. -Океанов пять, а мы можем их объединить одним названием – Мировой океан. Почему? -Верно. Океаны связаны друг с другом и представляют единое водное пространство. - Какая тема нашего урока сегодня? -А также – взаимодействие Мирового океана и суши. -
- Внимание! Пролетаем над самым большим океаном. Как он называется? Где расположен? Берега каких материков омывает?
( Дальше также рассматриваются другие океаны) По ходу обсуждения океанов учитель сообщает интересные сведения о них. -Продолжим наше путешествие по воде.
-По какому океану вам хотелось бы проплыть на корабле? Почему?
-А чтобы пообщаться с пингвинами? -Как вы думаете, есть ли взаимосвязь океанов и суши? -Влияют ли как-то воды океана на сушу?
-А суша влияет на воды Мирового океана? -А ещё как? - Мне вот что-то пить захотелось. Годится ли для питья вода океанов? Почему? - Прокипятим! И будем пить! -Правильно. Реки, протекающие сквозь горные породы на суше, забирают и сбрасывают в Мировой океан очень много всевозможных солей. -Пить её нельзя. А жить в ней можно?
-Поэтому люди давно хотели посмотреть, что делается на дне океана. Но как это сделать, ведь под водой нельзя дышать? Как же наши предки опускались на дно водоёмов? На доске - слова и группы слов, которые помогут ответить на эти вопросы: - бочка - водолазный костюм, резиновый шланг, свинцовые ботинки - глубокий вдох - бурдюк(мешок) из шкуры козла, овцы, свиньи, масло, камень
- А как сейчас изучают подводный мир? Рассмотрите аппараты в учебнике, с. 14.
-Ребята, чтобы вас не укачало, давайте сойдём на берег и продолжим наше путешествие. Какие ещё водоёмы, кроме, океанов знаете? - Канал, водохранилище. Что это за водоёмы? -На какие две группы можно разделить эти водоёмы?
- Молодцы! А более существенные признаки?
- Ура! Умники! Только напомните мне научные термины.
- Разделите водоёмы на эти две группы. - Напомните мне, что такое океан?
- А какой водоём называется «море»? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала найдём на карте и назовём моря, омывающие берега России на севере. - А теперь прочитайте несколько значений слова «море» в учебнике, с. 14. Какое из них является научным?
- Как можно одним словом назвать оставшиеся выражения? - Молодцы! А вот научное определение слова «море» надо запомнить. -Что нового и интересного для себя вы узнали на уроке?
Д/З : 1. В учебнике – с. 14-15 2. На контурной карте подписать океаны.
| -Вылетаем из Москвы. Столица России. Материк Евразия. Стороны света. Материки. Экватор. Полюса. Полушария. (Географические объекты указываются на карте и глобусе.)
-Иллюминатор (свет, освещение). – Перечисляют: дома, деревья, машины, горы, реки и т. д. -Участки суши и воду. – Материки и океаны.
-Суши. – Воды.
-Был один материк Пангея. Его омывал единый Мировой океан. Пангея раскололась на несколько материков. Между ними и оказались океаны. (Дети помнят. 1кл.)
-Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
-Слева направо. -Вы сначала называете те, которые находятся в двух полушариях, а потом – в одном.
-Один - большой, другой –маленький.
-От большего к меньшему. -В порядке уменьшения. -
-Они ничем не отделены друг от друга. Можно из одного океана переплыть в другой.
-Мировой океан.
Ученик у доски по карте показывает и рассказывает об океане, используя географические термины. Класс и учитель помогают в случае необходимости. Желающие ученики рассказывают то, что они знают об океанах.
-По Индийскому: посмотреть близко акул; хочу побывать в Индии. – По Тихому: проверить: тихий ли он? В нём много вулканов. Посмотрю на них. –По Атлантическому: там Бермудский треугольник, где всё пропадает. -По Северному Ледовитому: на ледоколе добраться до северного полюса. – посмотреть северное сияние. - понаблюдать за белыми медведями. -Южный океан. - Тишина. Молчание. – -Да. Влияет на климат, погоду. С океанов дуют холодные или тёплые ветры. Вода, испаряясь с поверхности океанов, выпадает на сушу в виде дождя, снега, града.
-Да. Воды океанов пополняются реками, таянием снегов. Молчат. Думают. - Нет. Она грязная. -Нет. Она соленая. В ней разные соли с суши.
- Да. Очень много животных обитают в океанах.
Работа в парах. Обсуждение проблемы. Учащиеся выдвигают свои версии. Учитель направляет, дополняет.
- С помощью специальных аппаратов: акваланги, батисферы, батискафы, специально оборудованные подводные лодки и надводные корабли.
-Моря, реки, озёра, пруды, болото.
Дети объясняют.
-Большие и маленькие. – Глубокие и неглубокие. – Солёные и несолёные. – Несолёные – это значит пресные!
- Сделанные человеком и не сделанные им. – Сделанные человеком и сделанные природой.
- Естественные и искусственные.
Дети делят правильно.
-Водное пространство, отделённое материками
Дети находят, показывают, называют с помощью одноклассников и учителя.
Дети находят научное определение.
- Фразеологические обороты. – Образные выражения. --Как называются океаны и где они находятся. – Как суша и океан действуют друг на друга. – Водоёмы бывают искусственные и естественные. - Как в давние времена люди опускались под воду. – Что такое « море».
| Обучающиеся получат возможность для формирования: -интереса к познанию окружающего мира -умения контролировать и оценивать свои действия при работе с картой и глобусом -умения строить понятные для слушателя высказывания, учитывать другое мнение
Обучающиеся получат возможность для формирования: -умения учитывать выделенные учителем ориентиры действий - умения выявлять учебную задачу в сотрудничестве с учителем и классом -умения формулировать собственное мнение и позицию
Обучающиеся получат возможность для формирования: - умения принимать учебную задачу - интереса к предметно –исследовательской деятельности - умения строить небольшие сообщения в устной форме - умения находить в тексте ответ на заданный вопрос - умения проводить сравнения, классификацию объектов - строить логические рассуждения - выдвигать версии и аргументы
|