Матрица комплексного анализа урока
Пояснительная записка
Матрица анализа урока – это форма констатации:
Матрица комплексного анализа урока содержит следующие аспекты:
анализ урока с точки зрения дидактических, технологических, психологических и частнодидактических основ обучения;
определение степени реализации образовательных, развивающих и воспитательных функций урока;
характеристика урока во взаимодействии компонентов
цель | | содержание | | методы | | результат |
В матрице комплексного анализа урока необходимо отразить:
- виды деятельности учителя и их эффективность;
- виды деятельности учащихся и их эффективность;
- оптимальность выбор методов и приемов и их результативность.
Матричная модель комплексного анализа урока имеет следующую схему: в столбцах отражены основные параметры наблюдений урока, а строки характеризуют уровень реализации данных параметров в баллах от 1 до 5.
Определяя параметры матрицы необходимо выделить основные направления комплексного анализа урока:
I. Деятельность учителя
1.1. учет реализации принципов обучения в методике работы учителя;
1.2. целостность реализации дидактических и воспитательных задач урока;
1.3. активизация деятельности учащихся на разных этапах урока;
1.4. объективное оценивание;
1.5. соответствие методов и содержания целям урока;
1.6. учет возрастных особенностей;
1.7. связь теории с практикой.
II. Деятельность учащихся
2.1. учет воспитанности и обучаемости;
2.2. результативность предшествующей работы;
2.3. умение работать самостоятельно;
2.4. устойчивость интересов;
2.5. реализация разных мыслительных операций;
2.6. развитие речи, коммуникативные способности;
2.7. умение применять теорию на практике.
Важными аспектами комплексного анализа является характеристика психологического климата урока, воспитательных задач, а также возможности и особенности личности педагога (педагогическая этика, внешний вид, умение видеть класс, определение типичных ошибок, определение результативности своего труда, мотивация деятельности, умение корректировать деятельность).
II. Матрица комплексного анализа урока
Класс _________________________ Дата ______________________
Предмет _________________________________________________________________
Цель посещения ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Тема ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель урока _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Тип урока ________________________________________________________________
Основные требования к уроку
Параметры | Оценивание в 5-ти бальной системе | Комментарии |
1. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ |
Чистота, освещенность, порядок в классе | | |
Подготовлена ли наглядность | | |
Как подготовлена доска | | |
Готовность уч-ся к уроку | | |
Как проведён орг. момент | | |
2. ЦЕЛЬ И ТЕМА УРОКА |
Цель урока названа, соотв. требованиям программы | | |
Целесообразна, сформулир. чётко, лаконично | | |
3. ТИП И СТРУКТУРА УРОКА |
Целесообразность выбора типа урока | | |
Осуществляется ли связь урока с предыдущим | | |
Соответствие структуры урока типу урока | | |
Обеспечена ли целостность и завершён. урока | | |
Подведение итогов урока | |
4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
Объяснительно – илюстративный | | |
Частично - поисковый | | |
Исследовательский | | |
Соответствие содержания учебного материала цели урока | | |
Соответствие методов возрастным ос-м уч-ся | | |
Методы обеспечивают мотивацию деятельности | | |
Инновационность методов | | |
Обеспечивают сотрудничество учителя и уч-ся | | |
5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Общеклассная (фронтальная) | | |
Парная | | |
Групповая | | |
Индивидуальная | | |
Соотв. содержания, методам и цели урока | | |
Обеспечивают сотрудничество между уч-ся | | |
Рациональное использование наглядности | | |
Обеспечивают включение каждого ученика в работу | | |
Обеспечивают сотрудничество учителя и ученика | | |
Рациональное использование ИКТ | | |
Самостоятельная работа учащихся | | |
Практическая направленность урока | |
6. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Поощрение, создание ситуации успеха | | |
Стимулирующее оценивание | | |
Свободный выбор заданий | | |
Опора на жизненный опыт | | |
Создание проблемных ситуаций | | |
Побуждение к поиску альтернативных решений | | |
Выполнение творческих заданий | | |
7. УРОВЕНЬ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ |
Большой охват опрошенных | | |
Требование понимания причинно-следств. связей | | |
Разнообразие форм контроля | | |
Рецензирование ответа уч-ся, коммент оценки уч-м | | |
Объективность оценки | | |
8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ Учитель на уроке: |
Организует содержательную, интересную р-ту | | |
Избегает морализирования | | |
Влияет только методом убеждения | | |
При оценке ответа не переходит на оценку личн-ти | | |
В пример ставит работу ученика прежде и теперь | | |
Не допускает критических зам-ний в начале р-ты | | |
Формирует самооценку ученика | | |
Оптимистичное мажорное настроение уч-ля | | |
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Дифференциация ( да или нет ) | | |
Соответствие объёма норме | | |
Есть ли инструктаж о выполнении | | |
В рамках урока или после звонка | | |
10. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКА |
Усвоили ведущие закономерности, понятия, идеи | | |
Уверенные ответы при проверке дом. задания | | |
Большое к-во пр. работ не только репр, но и констр. | | |
Интерес к предмету | | |
Сформированность общеучебных умений и навык. | | |
11. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКА |
Развивается наблюдательность и логич-е мышление | | |
Присутствует самостоятельная поисковая деят-ть | | |
Обучение на высоком уровне сложности | | |
Формир. синтез, сравнение, клас-ция, систем-ция | | |
Речевая активность уч-ся высокая, есть монол. реч | | |
12. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКА |
Запланированные воспитательные цели реализовывались | | |
Общение на уроке доброжелательное демократичное | | |
Оценка является воспитывающим фактором | | |
Оборудование, записи, наглядность эстетичны | | |
Преобладание на уроке положит., эмоционал. состояния | | |
Учитель формирует личностное отношение к знаниям | | |
13. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
Владение классом | | |
Эмоциональность ведения урока | | |
Педагогический такт | | |
Правильность речи | | |
Наблюдательность, находчивость | | |
Отношение к отдельным учащимся с учётом индивидуальных особенностей | | |
Стиль и тон в работе | | |
14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Активность | | |
Дисциплина | | |
Отношение к учителю | | |
Реакция на ответы товарищей | | |
Реакция на звонок | | |
Самоорганизация при дежурстве по классу | | |
Соблюдение правил ТБ | | |
Общая оценка эффективности урока | | |
Самоанализ проведенного урока учителем ______________________________________
_____________________________________________________________________________
Выводы: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомлен(а) с анализом урока __________________________ (Ф.И.О. учителя)
Матрицу комплексного анализа урока составил(а) ___________________ (Ф.И.О.эксперта)