Выступление на семинаре-интенсиве для молодых педагогов " Школа молодого учителя. Реализация индивидуального образовательного маршрута как фактор развития учительского потенциала"
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Включение молодых педагогов в образовательную среду.
Анализ цифровых компетенций педагогов.
План выступления:
Цифровая Образовательная Среда (федеральный проект, задачи, плюсы для школ)
ЦОС как фактор профессионального развития педагога
Цифровая компетентность и стратегия профессионального роста
Анализ цифровых компетенций педагогов Школы Молодого Учителя
Хотелось бы начать свое выступление со слов американского философа и педагога Джона Дьюи, чьё высказывание как никогда актуально в наши дни: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Технические и информационные средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека, как в быту, так и в профессиональной деятельности, стали неотъемлемой частью жизни. Процесс информатизации современного общества сопровождается и существенными изменениями в педагогике, связанных с внесением коррективов в содержание технологий обучения, происходит «цифровая» модернизация образования.
Цифровая Образовательная Среда
(федеральный проект, задачи, плюсы для школ)
«Современный мир всё больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира. Цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию» [1]
В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века. Эти качества определяют личностный и социальный статус современного человека:
информационная активность и медиаграмотность,
умение мыслить глобально,
способность к непрерывному образованию и решению творческих задач,
готовность работать в команде,
коммуникативность и профессиональная мобильность
Для оптимизации системы школьного образования и эффективного использования современных технологий в учебном процессе в Российской Федерации был утвержден Федеральный проект «Цифровая Образовательная Среда», который переводит образовательную среду в цифровой формат.
Благодаря внедрению, реализации проекта ЦОС участники образовательного процесса получают:
- автоматизацию процессов внутри школы;
- доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов;
- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
- оснащение школ технологическими средствами: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
Одной не менее важной задачей данного проекта является создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий. Т.е. результат успешного использования ресурсов цифровой образовательной среды в обучении школьников во многом зависит от педагогических и управленческих кадров, от их уровня профессиональных компетенций в области ИКТ, возможностей для непрерывного и планомерного повышения квалификации.
ЦОС как фактор профессионального развития педагога
Конечно же, в данной ситуации, когда государство, современное общество, время, в которое мы живем, диктует нам такие условия, мы, педагоги, обязаны соответствовать этому времени. Большую роль здесь сыграет человеческий, педагогический потенциал. Ведь можно пройти массу курсов повышения квалификации, получить несколько высших образований, но так и не стать тем педагогом, который сейчас нужен государству, обществу и главное современному ребенку.
Педагог грамотный и компетентный в области цифровых технологий должен быть готов вести дистанционную образовательную деятельность, т.к. данный формат может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. И, как мы уже убедились, этот формат может пригодиться в любое время, неожиданно. Педагог-профессионал должен уметь использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, в образовательном процессе; вести школьную документацию на электронных носителях; использовать видеоконференцсвязь, которая позволяет без выезда из образовательной организации принимать участие в семинарах, вебинарах, конференциях, проходить удаленно курсы повышения квалификации. И именно современный, грамотный, высококвалифицированный педагог, может подготовить ребенка для завтра, в быстроменяющемся мире цифровых технологий.
Цифровая компетентность учителя
Если в ранние годы учитель осуществлял работу в интернете по мере своих сил и возможностей, сейчас же цифровые навыки учителя из желаемых становятся необходимыми. И просто перенести свои педагогические практики в цифровую среду невозможно, т.к. в цифровой среде абсолютно другие подходы и коммуникации.
Более того, чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям.
Именно поэтому современный педагог должен обладать «цифровой компетентностью». Под цифровой компетентностью понимают способность последовательно применять установки, навыки и отношения, а также технологии, теорию обучения, предмет, контекст и обучение, а также отношения между ними. Эта компетенция может развиваться по мере того, как педагог становится более опытным.
При подготовке к «Августовке Учи.ру» инициативная группа цифровых образовательных компаний посредством опроса 30 тыс учителей составила матрицу компетенций , в которую вошли семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.
1. Поиск и работа с информацией
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.
2. Безопасность в интернете
Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.
3. Управление информацией и данными
Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
4. Организация обучения в цифровой среде
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
5. Кооперация в цифровой среде
Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
6. Коммуникация в цифровой среде
Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.
7. Саморазвитие в условиях неопределенности
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Стратегия профессионального роста
Для проведения оценки сформированности цифровых компетенций молодые педагоги нашей школы прошли ассессемент, позволяющий диагностировать эффективность применения цифровых технологий в профессиональной деятельности, а также планировать стратегию индивидуального развития учителя.
Ассессмент - метод комплексной оценки персонала, применяемый набор взаимодополняющих методик, нацеленных на изучение психологических и профессиональных характеристик сотрудников. Проводится он в рамках проекта ЦОК (Цифровой Образовательный Контент).
Для школ результаты ассессмента могут послужить основой для определения уровня готовности педагогов к внедрению цифрового образовательного контента в образовательный процесс, а также для формирования программ курсов повышения квалификации в области управления цифровым образовательным контентом.
Для получения доступа к ассессменту, педагог должен зарегистрироваться на сайте educont.ru, ввести свои данные и подтвердить свой аккаунт через ЕСИА. При авторизации нужно выбрать сайт Госуслуги и авторизоваться в них.
После подтверждения и авторизации в личном кабинете станет доступным прохождение ассессмента.
Краткое описание ассессмента и результаты прохождения молодыми педагогами
Просмотр содержимого документа
«Включение молодых педагогов в образовательную среду»
Включение молодых педагогов в цифровую образовательную среду.
Анализ цифровых компетенций педагогов.
Шведова Татьяна Алексеевна,
Учитель английского языка
МАОУ «Гимназия № 33 г.Улан-Удэ»
Важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века
Информационная активность
Медиаграмотность
Умение мыслить глобально
Способность к непрерывному образованию и решению творческих задач
Готовность работать в команде
Коммуникативность
Мобильность
Федеральный проект «Цифровая Образовательная Среда»
Благодаря внедрению, реализации проекта ЦОС участники образовательного процесса получают:
- автоматизацию процессов внутри школы;
- доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов;
- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
- цифровые решения, позволяющие ребенку быть на связи с классом и учителем во время урока;
- оснащение школ технологическими средствами
Федеральный проект «Цифровая Образовательная Среда»
Важная задача проекта
создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров,
обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий
Цифровая компетентность педагога
Это способность последовательно применять
Установки
Навыки и отношения
Технологии
Теорию обучения
Контекст и обучение
Готовность к
дистанционному обучению
Использовать ИКТ
в образовательном процессе
Вести школьную документацию
на электронных носителях
Использовать
видеоконференцсвязь
Стратегия профессионального роста
Ассессмент сформированности
цифровых компетенций педагогических работников
Educont.ru
Сфера 1: Применение цифровых продуктов и цифровых образовательных ресурсов
Сфера 2: Воспитание личности в условиях цифровой среды
Сфера 3: Цифровая дидактика
Сфера 4: Оценка и учебная аналитика
Сфера 5: Инклюзивность и индивидуализация
Сфера 6: Цифровая безопасность и культура работы с данными
Лепестковая диаграмма
Таблицы с определением типологического профиля сформированности цифровых компетенций
Выводы
Современный педагог :
Продвинутый
Мобильный
Способный квалифицированно решать педагогические задачи
Изучать и широко использовать цифровые образовательные ресурсы