Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
Ц е л и:
- вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных;
- познакомить учащихся с особенностями склонения причастий;
- формировать умение правильно писать окончания причастий.
УУД:
Личностные: умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Коммуникативные: эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.
Метапредметные: уметь определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Личностные: формировать уважительного отношение к русскому языку как ценности русского народа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 77 (по цепочке). Первый ученик рассказывает о причастии как части речи; второй записывает на доске примеры, готовясь рассказать об окончаниях прилагательных; третий выполняет задание на доске. Требуется грамотно списать и указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова.
Под л..жачий кам..нь вода (не)течёт. И нез..ряженное ружьё стреля..т. Сокол с лёту хвата..т, а ворона и с..дячего (не)пойма..т. Х..рошая книга — луч..ший друг. Новых друз..й наж..вай, а старых (не)утрачивай.
II. Освоение нового материала.
На доске таблица:
И.п. | лучший | спящий | спящих |
Р.п. | лучшего | спящего | спящим |
Д.п. | лучшему | спящему | спящих |
В.п. | Лучшего/лучший | спящего | спящих |
Т.п. | лучшим | спящим | спящими |
П.п. | О лучшем | О спящем | О спящих |
Делается вывод об одинаковом склонении прилагательных и причастий.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Учащиеся выходят по цепочке к доске, записывают словосочетания, находят главное слово, ставят вопрос к причастию, выделяют окончание:
игравшему мальчику, пролетающих журавлей, в наступившей тишине, о хранящихся письмах, в рокочущем море, в строящемся здании, сгибающихся колосьев, в расстилавшемся тумане, волнующим стихотворением.
2. Заменить глагольные конструкции причастием, обозначить главное слово и выделить окончания прчиастий.
Наступает осень, которая приносит дожди. - Наступает осень, приносящая дожди.
Река, которая огибала берег, уходила в горы. - Река, огибавшая берег, уходила в горы.
Цветы, которые замерзли за ночь, оживали. - Цветы, замерзшие за ночь, оживали.
3. Подчеркнуть в предложениях полные причастия, выделить окончания.
Березы окутаны золотистой листвой, сверкающей на солнце.
На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
Когда солнце село, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами.
Опавшие листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце.
Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами.
IV. Самостоятельная работа. Написать словосочетания, выделить окончания причастий.
О блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной, мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки, журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток; сотрудник, засидевш..йся на работе.
V. Подведение итогов.
- что нового узнали на уроке?
- как определяется склонение причастий?
- что помогает определить склонение причастий
VI. Домашнее задание.
Упр. 82.