СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Климат и погода. Солнечная радиация. 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Климат и погода. Солнечная радиация. 8 класс»

География 8 класс

МБОУ «Земляничненская СШ»

Учитель: Сары-Билял Э.С.

Дата: 18.11.2019г.

Урок 21.

Тема: Климат и погода. Солнечная радиация.

Цели урока:

· сформировать понятия «климат», «погода», «солнечная радиация», «радиационный баланс»;

· изучить виды солнечной радиации;

· сформировать представление об изменении солнечной радиации по сезонам года.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной радиации; 3) анализировать информацию и делать выводы.

Личностные: понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле.

Основное содержание: солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года.

Деятельность обучающихся: выявлять факторы, определяющие климат России; выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России;

определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России; анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года.

Ценностный компонент урока: значимость солнечного тепла для всего живого на Земле.

Оборудование: карты «Суммарная солнечная радиация и радиационный баланс» и «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах», презентация, учебник, атласы.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

II. Повторение пройденного.

- В этом году мы начали изучать природу России, давайте вспомним, что мы уже узнали.

  • Геологическое строение и рельеф.

  • Соседи России.

  • Административное устройство РФ.

  1. Геологическое строение и рельеф проверим по тестам . (Ответы записываем в тетрадь)

1.Устойчивые участки земной коры называются: а) платформы; Б) щиты; В) складчатые области. 2.Равнины расположены на: А) границах литосферных плит; Б) платформах; В) в складчатых областях. 3.Горы расположены на: А) платформах; Б) плитах; В) в складчатых областях. 4.В мезозойскую складчатость поднялись хребты: А) Алтая; Б) Сихотэ-Алиня; В) Кавказа. 5.Возрожденными горами являются: А) Саяны; Б) Кавказ; В) Алтай. 6.К древним складчатым областям приурочены месторождения: а) угля, нефти, газа; Б) железных руд, золота; В) и тех и других. 7.Крупнейшими угольными бассейнами являются: А)Самотлор, Канско-Ачинский; Б)Тунгусский, Ленский; В)Уренгой, Ямбург. 8.К формам рельефа ледникового происхождения относятся: А)морены, троги, бараньи лбы; Б)овраги, балки; В)барханы, дюны. 9.Поверхность России понижается к А) югу; Б) северу; В) западу; Г) востоку.

  1. Соседей России мы повторим, опираясь на мяч, . Итак, мяч передаем по цепочке, называя при этом страну. Слушаем друг друга внимательно, повторяться нельзя. Соседи первого порядка:
    1.Норвегия Япония и США- морская граница.
    2.Финляндия
    3.Эстония
    4.Латвия
    5.Литва
    6.Польша
    7.Белоруссия
    8.Украина
    9.Абхазия
    10.Грузия
    11.Южная Осетия
    12.Азербайджан
    13.Казахстан
    14.Китай
    15.Монголия
    16.КНДР

  2. Кто сможет рассказать административно-территориальное устройство РФ?

III. Объяснение новой темы.


 1.приземном слое атмосферы

в результате охлаждения

воздуха (туман)

2. Граница двух воздушных

масс (фронт)

3. Вихревое движение ветра

в области высокого давления (антициклон)

4. Продолжительный период

без осадков (засуха)

4. Перемещение воздуха в горизонтальном направлении (ветер)

5. Вид осадков (снег, дождь)

На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Мы же сегодня узнаем больше про один фактор, (Без тепла нет жизни). как вы думаете какой? Солнечная радиация.

Слайд 1-2

-Тема сегодняшнего нашего урока «КЛИМАТ И ПОГОДА. СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ».

(Запись в тетради)

Давайте вспомним

- Что такое КЛИМАТ и ПОГОДА?

Слайд 3-4

Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально — наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.

Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

(Запишите в тетради определение)

- Подберите синоним к слову факторы. (Причины)

- А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)

Работа в группах. -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие. (диктую а они выбирают)

Географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс.

ЗНАЕМ Слайд 6-7

  1. географическое положение

  2. циркуляция ВМ

  3. морские течения

  4. высота места над уровнем моря

  5. близость морей и океанов

  6. солнечная радиация

ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):

  1. Виды солнечной радиации

  2. Радиационный баланс

Слайд 8

-Климат России очень разнообразен. От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края.

-Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.

Слайд 9

-Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? (При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается).

-Почему? (Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня.)

-Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности? (Смотрим) (Чем меньше широта (ближе к экватору), тем больше угол падения солнечных лучей)

-Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)

-В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? (Краснодар)

-Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)

-Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?

(Южные)

-Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)

-Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности.

- Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной. Слайд 10

- В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли.

- Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.

-А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности. Слайд 11

-Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией. Слайд 12

-Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.

Физкультминутка. Слайд 13

Работа в тетради. Слайд 11-12

-Перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации.

Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.

Слайд 14-19

- Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса.

Слайд 20-24

Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный.

IV. Закрепление изученного материала. Слайд 25-28

Задание №2

V. Итог урока.

- Итак, мы с вами узнали, что солнечная радиация является одним из климатообразующих факторов и бывает разных видов:

УЗНАЛИ (записывается на доске):

  • Солнечная радиация

  • Прямая радиация

  • Рассеянная радиация

  • Суммарная радиация

  • Отраженная радиация

  • Поглощенная радиация

  • Радиационный баланс



Рефлексия. Слайд 29

1.Понравилось ли мне на уроке?

2.Какие этапы урока были для меня особенно интересны?

3. В каких жизненных ситуациях могут пригодиться полученные знания?


Слайд 30

VI. Домашнее задание: проработать § 21, ответить на вопросы №1-8. По желанию проработать рубрику «Это мне интересно»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!