МДК 02.02.
Техническое обслуживание печатных машин
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Методическая разработка
Выполнила
мастер п/о Иванова С.А.
1
I. Основные понятия и определения
Успешная эксплуатация полиграфической техники возможна только при условии четкой организации профилактических работ, обеспечивающих подготовку полиграфических машин к печатанию и послепечатной обработке. Высокопроизводительная техника, какой является, например, рулонная офсетная машина, должна регулярно обследоваться, настраиваться и поддерживаться в таком состоянии, чтобы получать стандартные результаты.
По сравнению с другим оборудованием длительного использования, таким как: автотранспортная техника, сельскохозяйственные машины, металлообрабатывающие станки, полиграфические машины имеют свои специфические особенности, влияющие на организацию в типографии технического обслуживания (ТО) и проведение ремонта. Это связано с тем, что полиграфическое оборудование, в соответствии с особенностями технологического процесса для производства печатной продукции, отличается:
своими конструктивными особенностями (допечатное, печатное и послечатное оборудование);
большой номенклатурой типов и моделей оборудования в каждом технологическом процессе;
малым объемом выпуска отдельных видов и моделей (за исключением некоторых образцов техники для оперативной полиграфии);
сложным составом оборудования, содержащим гидравлические, пневматические, электронные, оптические и другие системы;
высокой точностью изготовления основных узлов и механизмов машин, что требует наличия специализированного высокоточного оборудования в ремонтном производстве;
нетранспортабельностью оборудования, вызывающей необходимость организации ТО и ремонта непосредственно на месте эксплуатации;
наличием импортного оборудования, которое необходимо обслуживать с применением оригинальных запчастей, зачастую руководствуясь только документацией на иностранном языке, что вызывает определенные трудности с его обслуживанием.
Специфика полиграфических машин такова, что отказ в работе может привести только к нарушению графика производства и материальной ответственности перед заказчиком, но не представляет опасность и угрозу для жизни обслуживающего его персонала. Точно так же отказ двигателя на грузовике, перевозящем хлеб, представляет собой менее серьезную неисправность, чем поломка на пассажирском авиалайнере.
Полиграфические машины, как и любое оборудование, система, предприятие имеют определенный жизненный цикл: проектирование, закупка или изготовление, эксплуатация, амортизация, техобслуживание и ремонты, капитальные ремонты, модернизация, списание и демонтаж.
П
2 3
олиграфические машины принадлежат к группе промышленных изделий длительного использования, работоспособность которых поддерживается при помощи технологического обслуживания (ТеО), технического обслуживания (ТО), включая и ремонт. В то же время качество полиграфических машин существенно зависит от характеристик расходных материалов, исходного сырья, режима mи условий эксплуатации, квалификации эксплуатирующего оборудование персонала, качества эксплуатационных материалов, а также качества организации и управления процессом использования изделий по назначению.
II. Техническое обслуживание
Техническое обслуживание — «комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании». При этом ТО не предусматривает обязательной замены изношенных деталей и узлов.
Типовыми технологическими операциями ТО являются: определение технического состояния изделий с заданной точностью (т. е. техническое диагностирование, контроль, проверка), мойка, чистка, смазка, дозаправка эксплуатационными материалами, влияющими на его техническое состояние, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтров), эксплуатационная регулировка.
По ГОСТ 25866-83, ТеО определяется как операция или комплекс операций по подготовке изделия к использованию по назначению, хранению и транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов.
Типовыми операциями ТеО полиграфических машин являются:
настройка на правильное функционирование узлов и механизмов (наладка);
заправка расходными материалами (краской, бумагой, увлажняющим раствором и др.);
установка дополнительных узлов (опция), например, лакировальных, сушильных аппаратов, фиксаторов и т. п.;
профилактика машины от расходных материалов — удаление остатков краски из красочного ящика после печати тиража и др. операции.
Периодическое техническое обслуживание — «техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационных документах значения наработки или интервалы времени». К нему относятся ежесменное обслуживание и осмотры.
О
4 5
смотры могут различаться содержанием различных операций. Система проведения осмотров — общая составляющая ремонтной политики для ЕСППР (Единая система планово-предупредительных ремонтов) и ПОР (послеосмотровый ремонт). Для ЕСППР периодичность осмотров для всего печатного оборудования задана изначально. Для ПОР периодичность осмотров является гибкой: в зависимости от результатов осмотров осуществляются более сложные ремонтные операции; в зависимости от выявленного при осмотрах состояния тех или иных функциональных систем оборудования меняется не только периодичность осмотров, но даже перечень контролируемых при осмотре параметров.
Периодичность технического обслуживания— «интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания и последующим таким же или другим видом большей сложности». Под видом технического обслуживания понимают техническое обслуживание, выделяемое по одному из признаков: этап существования, периодичность, объем работ, условия эксплуатации, регламентации и т. д.
Цикл технического обслуживания— «наименьшие повторяющиеся интервалы или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технических документов все установленные виды периодического технического обслуживания». В частном случае, началом отсчета цикла технического обслуживания является начало использования оборудования.
Техническое обслуживание включает комплекс мероприятий по смазке и чистке машин, регулированию механизмов и устранению износа путем проведения соответствующих профилактических и плановых ремонтных работ. Наиболее совершенной формой технического обслуживания оборудования является система планово-предупредительного ремонта (ППР).
Планово-предупредительный ремонт— ремонтное обслуживание, осуществляемое в заранее установленные сроки и включающее заранее предусмотренные ремонтные операции (в отличие от неплановых и послеосмотровый ремонтов). К ППР относят все виды ТО и плановые ремонты.
В условиях применения системы ППР в комплекс работ по техническому обслуживанию полиграфического оборудования, находящегося в эксплуатации, входят:
1) плановые проверки и осмотры, предусмотренные системой ППР, при которых устраняются обнаруженные дефекты;
2) смазочные работы;
3) уход за оборудованием.
В соответствии с общим объемом работ по техническому обслуживанию, для каждого типа и модели оборудования, имеющегося на предприятии, должна быть разработана инструкция, утвержденная директором типографии или главным инженером и предусматривающая перечень конкретных работ, которые следует выполнять. Сокращать объем работ или отменять техническое обслуживание оборудования запрещается.
1.2. Виды и методы технического обслуживания
Техническое обслуживание и ремонт полиграфических машин различают по видам на основе классификационных признаков в зависимости от времени проведения:
— по периоду эксплуатации;
— по срокам проведения;
— по обязательно выполняемым операциям.
В соответствии с периодом эксплуатации (жизненного цикла), различают виды ТО, проводимые при:
использовании по назначению;
6 7
хранении;
транспортировании.
Состав работ по ТО изделий отличается при проведении обслуживания машин, находящихся в разных состояниях. Так, ТО при хранении направлено на обеспечение поддержания свойств сохраняемости, например, проверка и пополнение (замена) консервационной смазки; ТО при транспортировке может включать работы по фиксированию подвижных частей машины или проверке их состояния в пути.
По срокам проведения ТО может быть:
периодическим, т. е. выполняемым через заранее обговоренные в документации интервалы времени (наработки);
сезонным, т. е. выполняемым с периодичностью, жестко привязанной к временам года, например, 2 раза в год.
К полиграфии этот вид ТО неприменим, поскольку условия эксплуатации полиграфических машин — стационарные, они находятся в закрытых помещениях, хотя некоторую сезонность обслуживанию может придавать сезонность отдельных заказов, например, выпуск календарей и подобной продукции. В этом случае на предприятии может быть введено и «сезонное» ТО. Но в масштабах отрасли такое обслуживание не практикуется.
По признаку обязательно выполняемых операций различают следующие виды ТО:
регламентированное ТО;
ТО по фактическому техническому состоянию, которое включает:
— ТО с периодическим контролем технического состояния;
— ТО с постоянным контролем технического состояния.
Регламентированное ТО выполняют с установленной в нормативно-технической документации (НТД) периодичностью и объемом работ, независимо от технического состояния изделия.
Целью ТО по фактическому техническому состоянию является повышение надежности и снижение эксплуатационных расходов, при этом назначают необходимые работы по ТО в зависимости от фактического технического состояния конкретного объекта и предполагаемого изменения его состояния в процессе эксплуатации.
Основой такого вида ТО является техническое диагностирование (ТД) и прогнозирование состояния объекта. С помощью средств ТД проводят непрерывный или периодический контроль параметров состояния. Прогнозирование выполняют при непрерывном контроле для определения времени, в течение которого сохранится работоспособное состояние, а при периодическом контроле — для определения момента времени следующего контроля.
Прогнозирование технического состояния представляет собой процесс определения технического состояния объекта на предстоящий интервал времени. Прогнозирование технического состояния основано на применении методов экстраполяции явлений на будущее время по известным результатам наблюдений за соответствующими явлениями в предшествующий период.
8 9
Прогнозирующими параметрами могут быть:
эксплуатационные параметры, измеряемые штатными приборами автоматической системы управления технологическим процессом (АСУТП), при этом применяется функциональная диагностика без вывода оборудования из эксплуатации;
параметры технического состояния, измеряемые переносными приборами с остановкой оборудования и/или частичной или полной разборкой. В зависимости от используемого математического аппарата различают следующие основные направления прогнозирования:
экспертные оценки, когда мнения экспертов о будущем состоянии оборудования собирают путем опроса или анкетирования,
обрабатывают и получают прогноз;
аналитическое, когда в результате прогнозирования определяется величина контролируемого параметра (параметров), характеризующего ТС объекта во времени;
вероятностное, когда в результате прогнозирования определяется вероятность выхода (невыхода) параметра (параметров) ТС за допустимые пределы;
статистическая классификация (распознавание образов), когда в результате прогнозирования определяется класс диагностируемого объекта по критерию работоспособности.
Выполняемые работы:
сбор данных по имеющейся инфраструктуре СТД, состоянии нормативной базы, культуры предприятия;
анализ экономической целесообразности применения метода для групп оборудования А, В;
рекомендации по выбору параметров ТОиР по состоянию:
1) номенклатура обследуемого оборудования;
2) периодичность контроля;
организационное обеспечение, создание или реорганизация службы диагностики;
выбор СТД, метода прогнозирования техсостояния;
реализация технологии ТО по состоянию с применением СТД в АСУ;
анализ результатов применения рекомендаций, корректировка (6–12 месяцев).
Запасные части, материалы, сменные детали для проведения ТОиР, расходные материалы могут возникать из следующих источников:
закупка у производителя оборудования (авторизованного производителя);
закупка у поставщика запчастей;
изготовление запчастей и деталей собственными силами; восстановление изношенных деталей собственными силами;
восстановление изношенных деталей с помощью специализированных подрядчиков.
В
10 11
документах по руководству, стандартах предприятия указывается необходимость применения ППР. Это требование ряда документов обусловлено тем, что стоимость аварийного ремонта, как правило, в 2–10 раз больше, чем планового. Необходимо обеспечить практическое применение принципа плановости выполнения работ на соответствующем оборудовании.
Основными принципами планово-предупредительной системы ТО являются плановость и профилактическая направленность. Принцип плановости предполагает заблаговременное определение состава, объемов и периодичности проведения ТО оборудования на основании данных о ресурсах и скорости их расходования. Профилактическая направленность предполагает выполнение операций ТО до наступления отказа оборудования.
В большинстве случаев виды, объем и регламент ТО определяется изготовителем оборудования. Некоторая часть работ определяется надзорными органами. Существуют отраслевые руководящие документы с рекомендуемыми структурами ремонтных циклов и периодичностями. В то же время, у владельцев оборудования существует возможность разработать и применять свою систему ТО, развивая и дополняя применяемую систему.
На практике чаще всего совмещаются все виды ТО: по жесткому регламенту предупреждают отказы систем и узлов, которые приведут к нарушению норм безопасности жизнедеятельности (БЖД) и экологии, а для профилактики отказов, которые имеют лишь экономические последствия, применяют ТО с контролем технического состояния.
III. Методы Технического обслуживания.
В соответствии с ГОСТ 18322, метод ТО и ремонта— это совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ТО и ремонта.
Существуют следующие методы ТО: поэтапный, системный, зонный, закрепленный, незакрепленный, бригадный, индивидуальный.
Поэтапный. Весь комплекс операций ТО делится на отдельные этапы и выполняется с заданной периодичностью. Этот метод оправдан при обслуживании эксплуатируемого оборудования, когда невозможно провести сразу весь комплекс работ ТО, например, в газетном производстве или в оперативной полиграфии при высокой загрузке оборудования.
Системный. Весь комплекс операций ТО проводится в полном объеме, но раздельно с привязкой к составным частям (системам) изделия. Этот метод применяется, когда периодичность обслуживания систем оборудования различна, например, при обслуживании поточных линий для изготовления книг и другого аналогичного оборудования.
З
12 13
онный. Применяется для обслуживания крупного оборудования, например, больших печатных машин газетного или книжного производства балконного или линейного типа комплектовки. Этот метод позволяет одновременно выполнять ТО систем в различных зонах и тем самым сократить простой. Для реализации зонного метода необходимо привлечение к обслуживанию нескольких бригад одновременно.
Закрепленный. Исполнители ТО специализируются на выполнении операций одного типа или закрепляются за определенным видом оборудования, например, машинами одного производителя. В противном случае применяется незакрепленный метод ТО, когда работают специалисты широкого профиля.
Бригадный и его альтернатива — индивидуальный методы. ТО проводится специалистами, объединенными в бригаду с коллективной ответственностью за качество работ, или индивидуально
Содержание
1. I. Основные понятия и определения ………………... 1
2. II. Техническое обслуживание ………………………… 3
1.2. Виды и методы технического обслуживания……. 6
3. III. Методы Технического обслуживания…………... 12