СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МДК 05.01 Сообщение к уроку по теме: «Особенности применения компьютерных коммуникаций в образовании»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МДК 05.01 Сообщение к уроку по теме: «Особенности применения компьютерных коммуникаций в образовании»»

Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»


Специальность 44.02.05 "Коррекционная педагогика в начальном образовании"

МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов




СООБЩЕНИЕ

Особенности применения компьютерных коммуникаций в образовании




Выполнила

студентка 4 курса

группы «В»
_____Карпова Д.Н.
Преподаватель
_____Коржова А.П.


Астрахань, 2022

Объем информации, который человек получает сегодня, растет с каждым днем. Но он должен не только получать эти огромные объемы информации, но и уметь их обрабатывать. Обработка информации последнее время производится при помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знания ИКТ. Можно также с уверенностью утверждать, что качество современных бытовых условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его возможностей пользоваться средствами ИКТ [1].
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [4].
Из этого следует, что большинству членов современного общества необхо-димо изучать и развивать возможности использования ИКТ в своей жизни. И данное изучение необходимо проводить непрерывно, так как и ИКТ развиваются постоянно. И большинство современных людей находятся состоянии запаздывания. Для того что бы догнать развитие сферы ИКТ, необходимо так же быстро развивать сферу образования. В связи с этим возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем проникновения информационных и коммуникационных технологий в образование. Этот процесс проникновения называется информатизацией образования.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [2].
Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.
1. Методические аспекты использования технологии телекомму-никации в образовании.
Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.) [5].
Современные средства приема и передачи информации практически снимают ограничения по объему транслируемой информации, при этом вид информации не имеет особого значения. Так же современные средства информационного взаимодействия позволяют устанавливать контакты с самыми удаленными уголками планеты и специалистами.
Итак, технология «Телекоммуникации» - это совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде ( символьная, текстовая, графическая, аудио-видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и глобальном, в том числе и в рамках Всемирной информационной сети Интернет [1].
1.1 Возможности использования некоторых видов ресурсов телекоммуникационных сетей в образовательных целях.
Существует несколько видов использования ресурсов телекоммуникацион-ных сетей. Большая часть этих видов находит свое применения в образовательных целях.
Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта (e-mail) - уже сей-час, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждом образовательном учреждении.
Учебное значение электронной почты состоит в том, что она
• стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
• повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
• расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершен-ствовании письменной речи;
• делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
Так же существует вид использования телекоммуникационных сетей связанный с электронной почтой, позволяющий пользователю регулярно получать интересующую его информацию в свой электронный почтовый ящик. Этот вид называется списки рассылки (mailing lists).
Применение этого вида использования телекоммуникационных сетей в образовании может принимать различные аспекты. Например, по средствам списков рассылки можно рассылать в образовательные учреждения административной документации или же можно информировать о проведении конкурсов, проектов, семинаров, съездов и т. п. Так же может рассылаться методические материалы по различным предметам. Во время подготовки к ЕГЭ особенно важно своевременно получать последнюю информацию о новых заданиях и о изменениях в структуре экзамена или изменениях организации самого экзамена. Списки рассылки позволяют быстро доставить такую информацию в образовательные учреждения.
Так же при помощи списков рассылки можно проводить подготовку учеников к различным олимпиадам, по средствам рассылки различных заданий.
Огромные возможности образовательным учреждениям дает Всемирная мультимедийная среда (WWW –World Wide Web). WWW позволяет осу-ществлять поиск и представление информации по выделенным словам или рисункам, а также обеспечивает легкий доступ до нужного ресурса Всемирной сети [1].
Всемирная мультимедийная среда позволяет образовательным учреждениям не только получать информацию из Всемирной сети, но и распространять собственную информацию. Это позволяет образовательному учреждению продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал.
Еще одним видом использования телекоммуникационных сетей является электронные конференции. Электронные конференции позволяют получать на компьютер пользователя, как минимум тексты сообщений, передаваемых участникам «конференции», находящихся на различных расстояниях друг от друга [7].
Удобство электронной конференции заключается в том, что сообщении , посланное одним пользователем, получают все остальные пользователи подключенные к этой конференции и каждый пользователь получает все сообщения из данной конференции. Электронные конференции и могут проходит, как в режиме реального времени так и произвольного во времени доступа.
Для поиска данных в различных базах данных используется On-line Database. Эта форма использования информационного ресурса позволяет интенсифицировать учебную деятельность, как преподавателя, так и обучающихся. Например, при написании сочинений по литературе доступ к хрестоматийным, литературным, архивным документам позволяет повысить интеллектуальный потенциал обучающегося богатыми возможностями информационных ресурсов.
При реализации методов проектов в дистанционном образовании возникает необходимость передавать файлы на удаленные компьютеры. Для этого используется Протокол передачи файлов (FTP).
Этот протокол в образовательных системах носит вспомогательных характер. На FTP-серверах располагаются большие файлы, содержащие наглядные пособия: видеофильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию и другие [9].
Так же существует поисковая система Gopher, которая позволяет осуществлять поиск и получение информации с помощью перемещения по системам вложенных меню [1].
1.2 Основные направления использования технологии Телекоммуникации в образовании.
При реализации возможностей технологии телекоммуникации в системе образования происходит изменение структуры и формы информационного взаимодействия участников процесса обучения. А так происходит изменение самого процесса обучения. Это происходит потому, что технологии телекоммуникации позволяют повысить доступность информации, хотя доступность информации не означает автоматического повышения уровня образования.
Так же при использовании технологии телекоммуникации позволяет вовлечь огромное количество специалистов в процесс обучения, что позволит повысить качество образования. Так же повысится скорости и объемы обработки, сбора, передачи различной информации в том числе: учебной, научной, методической литературы, различных проектов, информации о практической деятельности преподавателей.
Доступность информации, возрастающая в ней потребность, развитие и огромно разнообразие видов использования технологий телекоммуникации – все это определяет основные направления использования технологии телекоммуникации в образовании.
Первое направление – это изучение и преподавание иностранных языков. Современные средства связи позволяют напрямую общаться с носителями языка, что позволяет повысить уровень знания современного иностранного языка. Так же технологии телекоммуникации позволяют значительно расширить количество языков, которые возможно изучать, так как в ВУЗах не всегда есть преподаватели по тем или иным языкам, а технологии телекоммуникации позволяет работать с преподавателями всего мира. Изучение иностранного языка подразумевает так же изучение культуры носителей языка. И тут технологии телекоммуникации позволяют, не только виртуально побывать в чужой стране, но и найти огромное количество информации о культур изучаемой страны.
Второе направление в последнее время становиться все более популярно. Это заочное или дистанционное обучение.
Традиционные технологии очного и заочного обучения не в состоянии удовлетворить потребности всей молодежи в получении высшего образования. Даже самые развитые страны не смогут принять такой массы студентов по очной форме обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности студентов, обучающихся заочно по технологии дистанционного обучения [10].
Например, в Швеции количество обучающихся по технологии дистанцион-ного обучения в национальной системе образования около 70 %.
Немаловажной причиной обращения к дистанционному обучению является возможность учится в удобной для обучаемого время и в удобном для него месте. При этом срок обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желания обучаемого и его финансовых возможностей [11].
Так же дистанционное образование расширяет роль преподавателя. Это происходит за счет потребности в постоянном совершенствовании своих курсов и программ для обучения. Так же преподаватель должен повышать свою квалификацию и не отставать от постоянно развивающихся коммуникационных технологий, используемых преподавателем в своей работе.
Позитивное влияние оказывается и на обучаемого. Для дистанционного обучения обучаемый должен иметь высокую мотивацию и способность самоорганизации.
Телекоммуникационные технологии позволяют наблюдать в реальном вре-мени за событиями, происходящими на большом отдалении от наблюдателя. Например, это могут быть погодные явления, социальные ситуации, космические объекты. Наблюдатели, при определенных условиях и методических подходах, умчаться критически анализировать происходящие процессы или же собирать статистическую информацию о протекании различных процессов.
Технологии телекоммуникации позволяют расширить возможности библиотеки образовательного учреждения. Во-первых, это расширение происходит за счет доступа к библиотекам различных стран. Что позволяет многократно повысить объем обрабатываемой информации.
Так же с помощью компьютера и интернета ученики получают доступ к тысячам книг, журналов, статей в любое время и в любом месте, что создает возможности для дистанционного обучения.
1.3 Единое информационное образовательное пространство на базе глобальных телекоммуникаций.
В настоящее время в России, в странах СНГ, в развитых зарубежных странах существует достаточно развитая инфраструктура информационного образовательного пространства. Информационное образовательное пространство функционирует как на базе региональных сетей, имеющих выход на глобальные телекоммуникации, так и на базе авторских решений.
Единое информационное образовательное пространство подразумевает, что доступ для всех к информационному ресурсу общества осуществляется на равных условиях.
Под равенством доступа понимается как единство способа доступа распределенным информационным ресурсам, единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса, наличие единой базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации.
Проблемы Единого информационного образовательного пространства в первом приближении можно разбить на три взаимно дополняющих друг друга аспекта - социокультурный, организационно-управленческий и психолого-педагогический[1].
Психолого-педагогический аспект требует дифференциации, так как он напрямую зависит от содержания учебных планов и программ.
Вместе с тем, можно выделить некоторый инвариант решения пробле-мы создания Единого информационного образовательного пространства разработка научно-педагогических и технологических основ реализации возможностей технических и программных средств современных информационных и коммуникационных технологий в целях:
• осуществления сбора, обработки, архивного хранения, передачи, транслирования, продуцирования, тиражирования научно-педагогической, методической, инструктивной информации;
• создания условий комфортного управления информационными по-токами с любого расстояния неподготовленным пользователем, ко¬торым является, в основном, пользователь сферы образования;
• обеспечения коммуникационных процессов (например, между ре-гиональным центром и администрацией образовательных учрежде¬ний; между институтом повышения квалификации учителей и са¬мими учителями; между отдельными учителями, группами учите¬лей);
• общения с пользователем информационного ресурса на естественном языке;
• осуществления распознавания образов, объектов, процессов, пред-ставляемых на экране, адекватно особенностям предметных облас¬тей, и разнообразным учебным ситуациям;
• накопления и использования данных, информации, знания; организа-ции разнообразных форм деятельности по самостоятель¬ному извлечению и представлению знаний, по формализации зна¬ния на основе распределённого информационного ресурса [1].

2. Реализация возможностей технологии «Виртуальная реальность» в образовании.
Виртуальная реальность – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном экранном мире» [8].
Данная технология развивается с конца 80-ых годов и в настоящее время проникла во многие области человеческой деятельности, начиная инду-стрией развлечений и заканчивая симуляции процессов извержения вулканов на спутнике Юпитера Ио.
Но по началу технология «Виртуальная реальность» пробивалась через тернии технических ограничений и консервативности мышления боль-шинства людей. Но развитие компьютерных технологий, в особенности трехмерной графики, позволило «Виртуальной реальности» завоевать свое место в мире с очень большой скоростью.
Трехмерная графика воздействует на зрительное восприятие человека и в начале своего пути «Виртуальная реальность» заменяла только визу-альную картинку вокруг человека посредствам специальных очков. Далее с развитием технологий получилось воздействовать на все пять чувств человека, что позволило полностью заменить восприятие человеком окружающего мира.
На данный момент развитие технологии «Виртуальная реальность» позволило внедрить эти технологии в обыденную жизнь людей. Например, Second Life - это сетевой трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше 1 миллиона активных пользователей. Самая популярная на сегодняшний день реализация виртуальной реальности.
2.1 Состав и устройства системы «Виртуальная реальность»
Контакт пользователя с системой «Виртуальная реальность» осуществляется любо при помощи голосового управления, либо при помощи специального устройства – джойстринга, обеспечивающего эффект обратной связи, а так же с помощью очков-телемониторов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!