СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиа-урок в 11 классе "Тропы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медиа-урок  по литературе в 11 классе "Тропы"

Просмотр содержимого документа
«Медиа-урок в 11 классе "Тропы"»

Урок по русскому языку в 11-м классе по теме “Тропы”

(Презентация)

Цели урока:

  • Научить находить в тексте слова в переносном значении, сформировать понятие “ тропы”, давать общее представление о видах тропов;

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, культуры речи;

  • воспитание коллективизма и взаимопомощи, морально-ценностных чувств.

Задачи урока:

  • развивать умение работать с схемами, таблицами;

  • научиться находить тропы

  • закрепить умение анализировать текст;

  • совершенствовать навыки правописания.

Оборудование:

  • компьютер,

  • медиа-проектор.

      1. Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. (на фоне музыки) (Слайд 1.).

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу А что пожелаете вы мне? Спасибо. А теперь глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту и белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний!

2.Проверка Д/з (слайд 3)

3. Словарно-орфографическая работа “Назови одним словом” (Слайд 4,5,6.)

Светло- фиолетовый, безмоторный летательный аппарат, устройство с раскрывающимся в воздухе зонтообразным куполом, растительный мир, животный мир

4. Блиц- Опрос (Слайд 7.)

  1. Что изучает раздел “ Лексика”?

  2. Что называется значением слова?

  3. Чем отличаются однозначные и многозначные слова?

  4. Какое значение называется переносным.?

  5. Где живут слова?

  6. Виды словарей.

  7. Что такое тропы?

( Ответ на последний вопрос ученики не знают. Это интрига урока и переход к новой теме)

4. Определение темы, целей и задач урока.

А) Работа со словарной статьей толкового словаря (Слайд 8.).

  1. Тропы – то же, что и тропинки. Лесные тропы.

  2. Тропы (спец) – слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.

Б) Беседа над значением этих слов.

В) Найдите слова в переносном значении в предложениях. (Слайд 9.).

За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно

За столом, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

5. Формирование новых знаний

В каком из них слово “колокольчик” употреблено в переносном значении? По какому признаку перенесено значение?

Выпишите из предложений словосочетания со словом “ золотой”. (Слайд 10.)

  1. Белка песенки поет
    Да орешки все грызет!
    А орешки непростые
    Все скорлупки золотые…

  2. Золотые нивы, блеск и гладь озер!

  3. Золотой работник наш мастер Иванов!

  4. Пролетела золотая пора каникул.

  5. Золотая моя бабушка!

Коллективное составление схемы. (Слайд 11. )

  1. На Кавказе выращивают чай.

  2. Я купил пачку чая.

  3. Мы пили душистый чай.

  4. Нас позвали к чаю.

Чем отличается значение слова “ чай” в предложениях (Слайд 12.)

Составление схемы. (Слайд 13.)

6. Составление обобщающей таблицы (Слайд 14.)

Разбор основных тропов: Эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение. (слайды 15-19

7. Закрепление изученного.

Какие новые для вас слова встретились в этом тексте?

Метафора, метонимия, эпитет, олицетворение Что это такое? (слайды 15-19.) Общее знакомство. Анализ предложений.

8.Тренировочные задания.

Задание 1: работа с таблицей.

Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Примеры

Эпитет

Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.

Печальные поляны.


Метафора

Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

 Солнечная улыбка

Метонимия

Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.

 Чайник кипит.

Сравнение

Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.

 Лес точно терем расписной.

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.

Гипербола

Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

 Готов задушить в объятьях.

Литота

Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

 Мужичок с ноготок.







Примеры к таблице:

9. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. (Слайд 16.)

Вот ветер. тучи нагоняя ,
Дохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница- зима.

Подведение итогов урока. Зачем нужны тропы?

10. Домашнее задание. Подобрать строки стихотворений, в которых есть тропы, вариант 7 А24.

11. Рефлексия. Чему мы сегодня научились?






































Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Примеры


Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.

 


Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

 


Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.

 


Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.

 


Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

 


Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

 


Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

 






Примеры к таблице:

  1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.

  2. Чайник кипит.

  3. Готов задушить в объятьях.

  4. Мужичок с ноготок.

  5. Лес точно терем расписной.

  6. Солнечная улыбка

  7. Печальные поляны.