СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механический резонанс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условия для осознания учащимися понятия  механический резонанс, его возникновение и мотивирование учащихся на самостоятельный  поиск фактов применения и учета в технике резонанса.

Просмотр содержимого документа
«Механический резонанс»

Тема урока «Механический резонанс» 9 класс

Тип урока: урок открытия нового знания


Цель: Создапие условия для осознания учащимися понятия механический резонанс, его возникновение и мотивирование учащихся на самостоятельный поиск фактов применения и учета в технике резонанса.

Задачи:

  • создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний, освоения умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем;

  • закрепить у учащихся навыки формирования собственного мнения, его высказывания, аргументирования, обогащения своего социального опыта путем включения и переживания тех или иных ситуаций, продуктивного применения учебного материала, проявления своей индивидуальности;

  • объяснить увиденное, отработать проделанный опыт, закрепить имеющиеся знания, сформировать свою точку зрения и аргументировать её.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, презентация _Power Point, видеоролик, маятники на нити, учебник.


Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Оргмомент

Прием «Продолжение незаконченной фразы»

- Продолжите предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)

Личностные: формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе

Давайте вспомним физические понятия

Фронтальная беседа.

1. Период колебания это…

2. Частота колебаний это…

3. Амплитуда колебания это…

4. Маятник это …

5. Маятники бывают…и …

6. За счёт чего увеличивается амплитуда колебаний?

Увеличение амплитуды прекратится тогда, когда энергия, теряемая качелями на преодоление силы трения, станет равна энергии, получаемой ими извне.

Попробуем решить задачу.

По графику определите амплитуду, период и частоту колебаний. слайд1

К огда мы несём полное ведро с водой, то в какой-то момент вода начинает выплёскиваться из ведра.

А что произойдёт, если мы «собьём шаг»? Почему так происходит?

Ответ: вода перестает плескаться. Уменьшается амплитуда колебания.

Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний о механических колебаниях, чтобы объяснить, почему происходит увеличение амплитуды колебаний?

Мы сегодня познакомимся с новым явлением, при котором увеличивается амплитуда колебаний.

Какова цель урока? Слайд 3

(Изучение явления, при котором возрастает амплитуда.)

А задачи урока?

(Выяснить причины его возникновения;

Выяснить полезно или вредно это физическое явление. Узнать об условиях возникновения этого явления.)

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


  1. Усвоение новых знаний и способов действия

Сейчас мы просмотрим видео. Попробуйте проанализировать причины случившейся беды.

Видео (разрушение моста)

Вопросы для беседы:

Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели? (отвечают)

Правильно, мы наблюдаем разрушение моста. Это такомский висячий мост в США. В 1940 году 7 ноября произошла авария, центральная часть пролета рухнула.

Как вы думаете, с чем это связано? (Правильно, с колебаниями)

А с какой физической величиной, характеризующей колебание это связано?

(С амплитудой)

Что же произошло с амплитудой? (Она увеличилась)

Как вы думаете, почему это произошло? Что помогло ей увеличиться? (Вынуждающая сила)

Что явилось вынуждающей силой? (Ветер)

Может кто – то знает, о чём сегодня пойдёт речь?

Правильно. Вот это явление, при котором увеличивается амплитуда колебаний, называется резонансом.

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Познавательные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


  1. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий

- Откроем учебники физики на стр. 117 и прочитаем определение «резонанса»

- Название этого физического явления – от французского  resonance  — откликаюсь. Его причина – совпадение возбуждающей (внешней) частоты с собственной (внутренней) частотой системы, совершающей колебательное движение.

В 1602 году в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн, его впервые описал Галилео Галилей.

Качели в парке – наиболее известная большинству людей механическая резонансная система.


Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


  1. Контроль и самооценка знаний и способов действий

Вот вы сейчас изучили новое физическое понятие. Как оно называется?

(Резонанс)

- Давайте посмотрим его лексическое значение в толковом и политическом словарях

(РЕЗОНАНС, -а,х 1. Возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты, а также ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (спец.).

2. Способность усиливать звук, свойственная резонаторам или помещениям, стены к-рых хорошо отражают звуковые волны. Р. скрипки.

3. перен. Отзвук, отголосок, впечатление, произведенное на многих. Доклад подучил широкий общественный р. || прил. резонансный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Резонансная ель (для изготовления музыкальных инструментов; спец.)

Общественный резонанс — искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием)


Метапредметные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;


  1. Коррекция знаний и способов действия

- Давайте повторим. Что называется резонансом?

Теперь нам необходимо разобраться с вопросом, когда он возникает. Предлагаю выполнить небольшой опыт.

Описание опыта

Если отклонить маятник 1 от положения равновесия и предоставить его самому себе, то он будет совершать свободные колебания. Это вызовет колебания шнура, в результате чего на маятник 2 через его точки подвеса будет действовать вынуждающая сила, периодически меняющаяся по модулю и направлению с такой же частотой, с какой колеблется маятник 1. Под действием этой силы маятник 2 начнёт совершать вынужденные колебания.

Если постепенно уменьшать длину маятника 1, то частота его колебаний, а значит, и частота изменения вынуждающей силы, действующей на маятник 2, будет увеличиваться, приближаясь к собственной частоте маятника 2. При этом амплитуда установившихся вынужденных колебаний маятника 2 будет возрастать. Она достигнет наибольшего значения, когда длины маятников сравняются, т. е. когда частота v вынуждающей силы совпадёт с собственной частотой v0 маятника 2.

- Дети, мы рассмотрели случаи, где в жизни может возникать резонанс. Давайте перечислим... (качели, поезд)

Еще приведу такой пример:

- Наверняка вы могли слышать такое утверждение, что строй солдат, шагающих в ногу по какому либо мосту, может вовсе и не дойти до другого берега, так как мост начнет колебаться с частотой шага и вскоре разрушится.

Резонанс в авиации (Флаттер)

Флаттер- возникновение вибрации крыла или других элементов летательного аппарата, вызывающие иногда разрушение конструкции.

Раз частота колебаний двигателей совпадает с собственной частотой колебаний корпуса самолета, то возникает резонанс.


Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  1. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Для того, чтобы подвести итог нашему уроку, завершим предложения.

Заверши предложение:

1. Если отклонить маятник от положения равновесия и предоставить его самому себе, то он …………

2. Мост может разрушиться, если….


Р (период времени)

Е (движения, повторяющиеся через равные промежутки времени) колебания

З (маятники бывают …….. и физ…………)

О (условные )

Н ( маятник - твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси )

А (амплитуда – наибольшее отклонение от положения равновесия)

Н (невесомость - состояние отсутствия веса тела)

С (союзы )

§27, написать мини – сочинение «Резонанс – это хорошо или плохо»


Метапредметные: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


  1. Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…



Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!