СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Механизм включения естественнонаучной грамотности в образовательный процесс. Опыт оценивания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к статье 

Просмотр содержимого документа
«"Механизм включения естественнонаучной грамотности в образовательный процесс. Опыт оценивания"»

"Механизм включения естественнонаучной грамотности в образовательный процесс. Опыт оценивания"

Кожухаренко Валентина Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 6 г. Бикина, руководитель РМО учителей химии и биологии Бикинского муниципального района

Естественнонаучная грамотность - это определенный набор компетентностей, связанных со способностью обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Уровни познавательных  действий ЕНГ Контекст (область применения) Какие компетенции проверяются?  интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов научное объяснение понимание особенностей  явлений естественнонаучного  исследования Основная школа (5 – 9 классы)  Здоровье Высокий  Ресурсы  Среда  Связь науки и технологии  Опасности и риски Средний Низкий

Естественнонаучная грамотность - это определенный набор компетентностей, связанных со способностью обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.

Уровни познавательных

действий ЕНГ

Контекст

(область применения)

Какие компетенции проверяются?

интерпретация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

научное объяснение

понимание особенностей

явлений

естественнонаучного

исследования

Основная школа

(5 – 9 классы)

Здоровье

Высокий

Ресурсы

Среда

Связь науки и

технологии

Опасности и риски

Средний

Низкий

Профильное обучение ! Старшая школа (10-11 классы) - Формирование мотивации - Интеграция предметов естественно-научного цикла - Согласованность предметных учебных программ (сотрудничество педагогов) - Решение практико-ориентированных задач Биология, химия – базовый уровень Гуманитарный - Низкая мотивация; - приоритет – профильные предметы;  непонимание роли естественных наук в профессиональном самоопределении, материальной, интеллектуальной и культурной сферах жизни общества. Социально-экономический  Универсальный Естественно-научный ( физико-математический )  Задания: - содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; - составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения; - комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов. Химико-биологический Биология, химия (профильный уровень) -Высокий уровень мотивации -Профессиональное самоопределение

Профильное обучение !

Старшая школа (10-11 классы)

- Формирование мотивации

- Интеграция предметов естественно-научного цикла

- Согласованность предметных учебных программ (сотрудничество педагогов)

- Решение практико-ориентированных задач

Биология, химия – базовый уровень

Гуманитарный

- Низкая мотивация;

- приоритет – профильные предметы;

  • непонимание роли естественных наук в профессиональном самоопределении, материальной, интеллектуальной и культурной сферах жизни общества.

Социально-экономический

Универсальный

Естественно-научный ( физико-математический )

Задания:

- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;

- комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Химико-биологический

Биология, химия

(профильный уровень)

-Высокий уровень мотивации

-Профессиональное самоопределение

Механизмы включения ЕНГ в образовательный процесс Урочная деятельность Инструментарий Типы заданий: Мотивационный  - Учебник  -Задачники  -Задания на работу с текстом -Технологическая карта -Опорные конспекты -Рабочие тетради -Контрольные задачи -Наглядные пособия - Интернет ресурсы -Работа с информацией в нетекстовом виде -Практико-ориентированные задания Проблемные вопросы Демонстрационный эксперимент, опыт  Этап I Формирования нового знания Мини-исследования, практико-ориентированные задания, кейс – задания и т.д. Этап II Рефлексия Решение проблемного вопроса, проект, модель… Этап III Что проверяется на оценочных мероприятиях? Что формируется в рамках предмета? 1. Умения, составляющие компетенции ЕНГ в рамках предметов естественнонаучного цикла 2. Упор на предметное знание и метапредметные умения 1. Владение компетенциями в рамках естественно-научной области 2. Упор на практическое применение естественнонаучных знаний в реальных жизненных ситуациях

Механизмы включения ЕНГ в образовательный процесс

  • Урочная деятельность

Инструментарий

Типы заданий:

Мотивационный

- Учебник

-Задачники

-Задания на работу с текстом

-Технологическая карта

-Опорные конспекты

-Рабочие тетради

-Контрольные задачи

-Наглядные пособия

- Интернет ресурсы

-Работа с информацией в

нетекстовом виде

-Практико-ориентированные задания

Проблемные вопросы

Демонстрационный эксперимент, опыт

Этап I

Формирования нового знания

Мини-исследования, практико-ориентированные задания, кейс – задания и т.д.

Этап II

Рефлексия

Решение проблемного вопроса, проект, модель…

Этап III

Что проверяется на оценочных мероприятиях?

Что формируется в рамках предмета?

1. Умения, составляющие компетенции ЕНГ

в рамках предметов естественнонаучного цикла

2. Упор на предметное знание и метапредметные умения

1. Владение компетенциями в рамках естественно-научной области

2. Упор на практическое применение естественнонаучных знаний в реальных жизненных ситуациях

Опыт оценивания

Опыт оценивания

Примеры заданий ВПР ОГЭ Химия  Биология

Примеры заданий ВПР

ОГЭ

Химия

Биология

Открытый банк заданий на ЕНГ Примеры заданий ЕГЭ 2. Предположите, почему у дельфинов при адаптации к водной среде обитания исчезла ушная раковина, несмотря на то что дельфины в основном пользуются звуковой ориентацией в пространстве.

Открытый банк заданий на ЕНГ

Примеры заданий ЕГЭ

2. Предположите, почему у дельфинов при адаптации к водной среде обитания исчезла ушная раковина, несмотря на то что дельфины в основном пользуются звуковой ориентацией в пространстве.

Примеры заданий на ЕНГ

Примеры заданий на ЕНГ

Внеурочная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Профессиональная ориентация КГБУ «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
  • Внеурочная деятельность

Проектно-исследовательская деятельность

Профессиональная ориентация

КГБУ «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Использование заданий по естественнонаучной грамотности в образовательном процессе способствует формированию ключевых компетенций у учащихся, естественнонаучной грамотности школьников и повышению качества естественнонаучного образования. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» ( Хаббарт) Спасибо за внимание !

Использование заданий по естественнонаучной грамотности в образовательном процессе способствует формированию ключевых компетенций у учащихся, естественнонаучной грамотности школьников и повышению качества естественнонаучного образования.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» ( Хаббарт)

Спасибо за внимание !