СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Механизмы и формы психологической защиты личности»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение возможностей практического применения методов психологической защиты

Просмотр содержимого документа
««Механизмы и формы психологической защиты личности»»






«Психология и педагогика»

«Механизмы и формы психологической защиты личности»






Алексеенкова Галина Джоновна









г. Москва, 2015 г.

1 Введение 3

2 Характеристики механизмов и форм психологической защиты 4

3 Практическое применение механизмов психологической защиты 9

4 Заключение 10

5 Литература 11





































1 Введение

Понятие психологической защиты обязано своим происхождением возникновению психоаналитической теории и ее основателю – З. Фрейду. Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно используемой как в психотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорий личности.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию и направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение.

Цель реферата – изучение механизма и форм психологической защиты

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

1.Рассмотреть характеристики механизмов и форм психологической защиты

2.Изучить возможность практического применения методов психологической защиты









2 Характеристики механизмов и форм психологической защиты


Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на проективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование и т.п.) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее как бы "безболезненным" для себя образом.

В психологии рассматривают следующие формы психологической защиты:


- вытеснение – связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но приемлемого мотива своего поведения. Причина подобного забывания – намерение избежать дискомфорта, который вызывается данным воспоминанием;

- регрессия - форма психологической защиты, связанная с включением фрагментов детского поведения в поведение взрослого человека (снижение социального ранга - от взрослого до детского) с целью уменьшения внутреннего напряжения. В силу неудачных или не совсем удачных разрешений детских кризисов 3-х и 7-ми лет, у некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые, в случае их спонтанного использования в старшем возрасте, оказываются эффективными для снятия чувства напряжения. Такой вид психологической защиты часто используется женщинами в отношениях с мужчинами в ситуациях конфликта и соперничества;

- замещение – это защита от тревожащей информации или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемо. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Замещение дает возможность справится с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Имеет две формы: замещение объекта и замещение потребности;


- отрицание – это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Это очень опасное положение, поскольку при этом, отвергая определенные аспекты действительности, человек начинает всеми силами сопротивляться жизненно важному лечению.

Отрицание помогает человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большей долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, само внушаемость, отсутствие самокритики и богатая фантазия;


- проекция – бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я»,- на окружающий мир. За счет этого у человека полностью блокируется осознание своей вины. В этом плане - это попытка справиться с недовольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям. Вместе с этим возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное непринятие окружающих. В характере такого человека преобладают: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, ревность, нетерпимость к возражениям;

- компенсация - это одна из наиболее эффективных психологических защит, характерная для социально зрелой личности. Компенсация направлена на снижение интенсивности чувств печали, уныния и тоски, возникающих в ситуации реальных или мнимых утрат и неудач. Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или потенциально позитивные качества и навыки. Этот процесс может протекать в разных формах. Наиболее распространенной формой является фантазия, с помощью которой планируется и прогнозируется будущие, более успешные действия и реакции. Фантазия как компенсация имеет часто характер деятельности, которая может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию. Конечно, эта форма компенсации может быть сформирована только в том случае, если у человека есть потребность в саморазвитии и самореализации. Если этой потребности нет, то в обычных случаях компенсация вступает в действие для снижения депрессивных чувств в более примитивном виде - в переключении на другую деятельность, сопровождающуюся положительными чувствами;


- реактивное образование (гиперкомпенсация) - защита, связанная с преобразованием невозможных для реализации импульсов и потребностей в такие, которые имеют прямо противоположную форму. Так, например, в случае невозможности удовлетворения потребности в любви возможна перемена этого чувства на ненависть. Результатом включения реактивного образования в момент потенциально агрессивного поведения является демонстрация партнеру по общению чрезмерного дружелюбия (похлопывание по плечу, комплименты), которое при неблагоприятном развитии событий легко преобразовывается в различные формы агрессии: иронию, сарказм и др.;


- рационализация – защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое, а не противоречащее объективным обстоятельствам. Неприемлемая часть информации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается, и после этого, осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. Таких людей трудно связать каким-либо их обещанием, они могут уверять, что имели в виду совсем другое. Ведь правда – это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует реальности;


- подавление – как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной информации. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. При этом затрудняется последующее произвольное воспоминание события в целом. Страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоций страха и преодолении зависимости от агрессора;


- идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых качеств и чувств. В отличие от проекции, идентификация направлена не от себя, а к себе. Человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Так он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, избавить себя от чувства отдаленности, тревоги. В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, происходит бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь повышения самооценки;


- отчуждение – это защита, приводящая к изоляции, обособленно внутри осознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. При отчуждении нарушаются эмоциональные связи между отдельными обособленными знаниями (которые до этого были единым знанием). Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания;


- сновидение – вид замещения, в котором происходит переориентация, то есть перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем больше переживаний подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для рационализации, а с помощью языковых объектов;


- сублимация – это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него не противоречащего высшим социальным ценностям. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты у детей развивается достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, приемлемое и поощряемое обществом творчество. Она считается наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату;


- катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего факта. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Считается, что катарсис несет с собой очистительный эффект. Это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности будущего. Так переживание страха иногда способствует нравственному перерождению, пробуждению совести, благодаря которой происходит духовное обновление. В этой ситуации у человека вдруг изменяется структура установок и появляется решимость действовать в новом направлении. Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период, когда рискует потерять их полностью.

2. Практическое применение механизмов психологической защиты

Экспериментально-психологическое исследование применения механизмов психологической защиты проводилось в рамках ее апробации разными исследователями. Но все пришли к единому выводу, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

• они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение.

С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Заключение


Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.

Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги и дискомфорта. Под понятием "развитие" я не имею в виду сознательное их применение, поскольку осознание природы какого-либо защитного механизма автоматически лишает последний его защитной функции. Упрощая, можно сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение самого индивида. Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура личности определяет, какие именно механизмы будут использованы для защиты.

Каждый индивид пользуется различными механизмами в разной степени, развивая свою самостоятельную систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы защитных механизмов имеют значение наследственные и соматические факторы, а не только приобретенный опыт.

Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.





Литература:

1 Анцыферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и "техники" ее бытия//Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 2. 2000 г.)

2 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–16.

3 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: ПЕРСЭ, 2006.

4 Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии, СПб., 2011, с.77-81

5 Кружкова О.В., Шахматова О.Н. "Психологические защиты личности: учебное пособие". - Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006,

6 Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. //Психологический журнал, том25, №2, 2004.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!