Противодействие экстремизму
Тема урока: Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: рассмотреть основные положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Задачи:
Углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;
Определить причины и цели экстремизма и терроризма;
Осуществить поиск путей решения данной проблемы;
Совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;
Продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;
Воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.
Оборудование: рабочие тетради учащихся, компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся, текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ, специально оформленная классная доска.
Основные понятия: глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, наркотизм, молодежная субкультура.
План урока
Организационный момент.
Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
Актуализация представлений учащихся о проблеме.
Обобщение и систематизация опорных знаний.
Изучение новой темы урока.
Формирование основных понятий.
Групповая работа с текстом документов.
Подведение итогов.
Ход урока:
Мини-лекция учителя:
К социальным проблемам общечеловеческого характера, угрозам и чрезвычайным опасностям справедливо относят такие социальные явления, как терроризм и наркотизм. Необходимо научиться видеть проявления этого социального зла, чтобы противостоять своим поведением нарушению общественного порядка, защитить себя и общество.
Террористическая деятельность включает:
• планирование, финансирование, подготовку и организацию террористического акта (действия);
• подстрекательство к террору, вербовку, обучение террористов, организацию незаконного вооружённого формирования (группы преступников, бандитов);
• пропаганду идей терроризма: распространение печатных, видеоматериалов, призывающих к террору.
В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемых молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.
Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.
Мозговой штурм:
Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?
1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.
2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики).
3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1).
Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Формирование основных понятий.
Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.
Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.
Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.
Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.
Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.
Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.
Террор (от лат. «terror» - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.
Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).
Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).
Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей» (Е.П. Кожушко).
Наркотизм - это опасное негативное социальное явление, представляющее собой совокупность антиобщественных деяний, обусловленных зависимостью организма человека от регулярного употребления наркотических средств (наркоманией); незаконный оборот наркотических средств.
Наркотизация — процесс превращения людей в наркоманов, поведением которых можно управлять с помощью наркотических средств. Наркомания наносит удар прежде всего по подрастающему поколению, что представляет реальную угрозу социальной и национальной безопасности России.
Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.
Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.
Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.
Да, согласен
Согласен, но с оговорками
Не согласен
Не знаю, не определился
После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.
При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).
Групповая работа с текстом документов
На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.
Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.
Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.
Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.
По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.
III. Закрепление материала.
Почему согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, на ваш взгляд, ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения?
Почему любое транспортное средство является источником опасности?
IV. Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы запомнили и какие вопросы у вас возникли?
После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.
Приложение 1.
Причины развития экстремизма среди молодежи
Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.
Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.
В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они».
Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:
Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.
Приложение 2.
Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.
С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой [2004, с.33-34].
Приложение 3.
Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.
Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.
Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.
Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.
Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.
В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.
В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений.
Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на: формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;
интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.
Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:
содержательное направление, которое включало бы разработку содержания, форм, методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику функционирования официальных молодежных объединений;
социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;
программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;
экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;
инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.