Тема выступления: «Механизмы оценки качества образовательной деятельности начальной школы»
Учитель начальных классов: Тараканова С.С.
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики.
Современное понимание результативного аспекта качества образования определяется такими социокультурными фактами, как:
информатизация жизни общества;
становление открытого общества;
становление гражданского общества;
становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность;
профессионализация в течение всей жизни.
В стратегии модернизации российского образования определен перечень компетенций, освоение которых свидетельствует о завершении обучения в школе:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере социально-досуговой деятельности.
Таким образом, качество образования определяется:
качеством образовательных результатов - предметные и межпредметные компетенции, ситуационное поведение (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая). Творческие успехи (личностная составляющая);
качеством процесса достижения этих результатов - управленческо- организационные условия (стабильность основного состава педколлектива, системность и адресность в обучении педколлектива), валеологические условия (социально-психологическая поддержка учащихся, педагогическая диагностика учащихся), условия получения общего образования (профили, образовательные программы по ступеням образования, количество и спектр предметов по выбору учащихся, материально-техническая оснащенность образовательного процесса, соблюдение прав учащихся в образовательном процессе), сочетание основного и дополнительного образования (доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий, наличие кружков, секций, системы работы с учреждениями культуры), комфортность образовательной среды;
ценой достижения этих результатов, т.е. затратой кадровых ресурсов (кадровая обеспеченность, профессиональная квалификация учителей, нагрузка педагогов), здоровьесберегающих ресурсов (объем учебной нагрузки учащихся, режим обучения учащихся, объем домашних заданий), обеспеченность учебниками и УМК.
Главным критерием эффективности работы школы является ее результат
уровень и качество образования конкретных учеников. При оценке учебных достижений учащихся как один из наиболее важных результатов школьного образования можно выделить уровни и соответствующие им аспекты:
ученика (его учебных достижений, развития, состояния как абсолютный, так и в сравнении с другими);
класса (учебных достижений, развития, состояния учеников в среднем и дифференцированно);
учителя (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов);
школы (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых образовательных программ, организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов).
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально учитываем проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования в школе? Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:
• во-первых, критерии и показатели оценки качества образования; о во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
о в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать; о в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Управление качеством образования - системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с
о уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
о управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
о уровень выполнения государственных программ;
о профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
о уровень информатизации обучения и управления;
в показатели владения учителями информационными технологиями;
о состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебнометодические комплекты по предметам обучения).
целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг.
Мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
Мониторинг - комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
В зависимости от целевой установки мониторинга выделяют базовый и проблемный мониторинг. Основанием для классификации мониторинга могут быть средства, используемые для его проведения. Применительно к сфере образования можно выделить педагогический, психологический, социологический, статистический виды мониторинга.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
На уровне образовательного учреждения могут быть выбраны следующие базовые показатели качества образования:
уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
уровень обученности учащихся по профильным направлениям;
о уровень воспитанности учащихся;
в количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
о поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
о состояние здоровья и психического развития учащихся;