Факультативные занятия
С. В. Мелешко, учитель русского языка и литературы Жировичской средней школы Слонимского района Гродненской области
Однородные члены предложения
Факультативное занятие в IX классе
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по систематизации знаний и их применению на практике.
Задачи:
-
обучающая: актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения и их признаках; закрепить умение находить предложения с однородными членами в тексте; формировать знания учащихся о конструкциях, которые не являются однородными членами предложения; развивать умения отличать однородные члены от вышеназванных конструкций; организовать работу над синтаксическими нормами построения предложений с однородными членами; совершенствовать умение соблюдать синтаксическую норму, регламентирующую построение предложений с однородными членами; ознакомить учащихся со средствами выразительности, содержащими однородные члены; развивать умение выявлять в тексте стилистические фигуры речи, содержащие однородные члены предложения;
-
развивающая: в процессе составления логико-смысловых моделей (JICM) и решения учебных задач способствовать формированию у учащихся умений анализировать, делать выводы; развивать культуру речи;
-
воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, коммуникативную культуру.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме занятия, компьютеры для учащихся с выходом в Интернет для выполнения заданий на образовательной платформе EFFOR.BY, рабочие листы для учащихся, учебно-методический комплекс для факультативных занятий по русскому языку в IX классе «Секреты синтаксиса и пунктуации», образцы бланков ответов на ЦТ, раздаточный материал: распечатка текста «Красота человека».
Ход занятия
-
Организационный этап.
-
Этап формирования мотивации.
Однажды Ученик пришёл к Учителю и спросил:
Было тихое солнечное утро. Учитель пил зелёный чай и предавался размышлениям о вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой.
Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал. У подножия горы лежали камни разной величины. И Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы.
Камней было много. Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал. Ученик очень устал, но к закату он, наконец, перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу, и спросил:
-
Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос?
-
Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов.
-
А зачем надо было таскать все эти камни? — возроптал Ученик.
-
Вот, — поднял Учитель указательный палец. — Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать.
-
Я знаю, что вы умные ученики и никогда не станете бессмысленно таскать камни на вершину горы, а если у вас возникнут вопросы, обязательно их зададите. Эпиграфом к нашему занятию станут слова чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Школьный звонок на урок — это своеобразное приглашение в мир тайн. Тема нашего занятия не является для вас тайной, поскольку все получили опережающее задание. Сегодня мы будем говорить об однородных членах предложения. Вы уже приоткрывали завесу тайны над этой темой, но я думаю, что она всё ещё хранит для вас определённые секреты. Предлагаю некоторые из них сегодня раскрыть.
-
Запишите, пожалуйста, дату и название темы.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что сегодня они будут работать на специальных рабочих листах.
-
Создание проблемной ситуации.
Учитель раздаёт образцы бланков ответов на ЦТ.
А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
-
В нашем магазине можно купить не только продукты, но и подарки к Новому году. (Вар. 1)
-
Учёные хотят познать и вникнуть в тайны природы. (Вар. 3)
-
Мы планировали не только посетить университет, но и другие учебные заведения города. (Вар. 6)
-
Я почувствовал в его словах не только сожаление об ошибках прошлого, но и надежду на будущее. (Вар. 7)
-
Каждый, кто побывал в этом городе, обязательно будет любить и восхищаться им. (Вар. 10)
Ключ: 2, 3, 5.
-
Основной этап.
После выступления каждая группа оформляет на доске свой вектор JICM. Надписи заранее распечатаны на цветной бумаге.
Яогигф-смысловая модель *Однородные члены предлощния»
Признаки однородных членов | | Конструщии, которые не являются ОЧП |
| | Однородные | |
| члены | |
| предложения | |
| (ОЧП) | |
Синтаксические нормы построения предложений с ОЧП | |
| Изобразительно- выразительные возможности ОЧП |
|
-
Работа над первым блоком.
— Предлагаю приступить к изучению первого блока «Признаки однородных членов предложения».
Задачи первого блока (на слайде):
Задания для 1-й группы
-
Подготовить учебное сообщение на тему «Признаки однородных членов предложения».
-
Подобрать в качестве примеров для иллюстрации основных положений сообщения предложения из «Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования: тексты диктантов».
-
Во время выступления напомнить одноклассникам о правописании 2—3 орфограмм.
-
Создать памятку по теме сообщения.
Учебное сообщение 1-й группы
Тема нашего учебного сообщения «Признаки однородных членов предложения».
Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью (т. е. не зависят друг от друга, равноправны по отношению друг к ДРУГУ).
Сочинительная связь выражается с помощью союзов и интонации или только с помощью интонации.
Руки человека по зову его сердца создали удивительной красоты, картины и статуи, которыми будут вечно любоваться люди. («Своими руками», с. 6—7)
Всё могцт, всё имеют, со всем справляются человеческие руки. («Своими руками», с. 6—7)
В первом предложении однородные члены связаны с помощью союзов и интонации, во втором — с помощью интонации.
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. («Июльский день», с. 24)
Однородные члены зависят от одного и того же слова в предложении.
Я вспоминаю леса, озёра, парки и небо. («В пушкинских местах», с. 30)
Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
В этот момент вспыхнули и ярко загорелись фонари. («Радость», с. 20)
Бойко, ходко, моменталъно, с_прибауткой, со смешком бьёт кузнец по наковальне чудодейным молотком.
В первом предложении однородные члены выражены одной частью речи — глаголом, а во втором предложении разными частями речи — наречием и существительным с предлогом.
Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными, т. е. с зависимыми словами и без них.
Светлане казалось, что все люди должны радоваться ярким фонарям, хорошей погоде, шумному движению, толкотне. («Радость», с. 20)
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более.
Крестьяне с утра рассыпались по лесу, собирали цветы и грибы, ловили в прудах рыбу. («Приволье», с. 12—13)
Это предложение имеет два ряда однородных членов: рассыпались, собирали, ловили — однородные сказуемые; цветы_ и_ грибы — однородные дополнения.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло шею и щёки. («Перед грозой», с. 23)
Материал для оформления вектора I JICM (на доске).
-
Соединены между собой сочинительной связью.
-
Отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.
-
Зависят от одного и того же слова в предложении.
-
Выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
-
Могут быть распространёнными и нераспространёнными .
-
Может быть не один ряд однородных членов.
-
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Выступающий раздаёт памятку по теме сообщения.
Работа над текстом.
Задание к тексту. Определите внутреннюю и внешнюю форму текста.
Красота человека
-
Без знаний, без широкого кругозора нельзя в наше время сделать и шага вперёд.
-
Красивый человек в нашем понимании — это гармонически развитый человек.
-
По пути гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. 4) Необозрим круг их интересов, глубока связь с жизнью.
-
Леонардо да Винчи был новатором в разных областях знания. 6) Он проникал в тайны астрономии, ботаники, писал басни и создавал совершенные произведения живописи.
-
Лев Николаевич Толстой не был филологом, но хорошо знал русский, украинский, церковнославянский, английский, немецкий, французский языки. 8) Читал по-польски, по-чешски, по-сербски. 9) И этот человек мастерски клал печи и косил не хуже косаря! 10) Ни в одной области знания не позволял себе стать дилетантом.
-
Наши знания накапливаются постепенно. 12) Даже самые поверхностные можно углубить, но для этого не надо лениться. 13) Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! 14) Красива жизнь с расправленными крыльями.
По С. Конёнкову
— При определении внешней формы текста мы коснёмся только языковых средств, в частности однородных членов предложения.
Задание. Найдите предложения с однородными членами, выпишите их номера и составьте схемы (на отдельных листах, чтобы затем каждую схему закрепить на доску).
-
я группа — из I и II абзаца.
-
я группа — из III абзаца.
-
я группа — из IV абзаца.
Ключ
-
я группа.
-
О, О — дополнения;
-
О, О — подлежащие.
-
я группа.
-
О, О — определения;
О, О и О — сказуемые.
-
я группа.
-
О, но О — сказуемые;
-
О, О, О, О, О — определения.
-
О, О, О — обстоятельства;
-
О и О — сказуемые.
— Определите стиль данного текста, подумайте о роли однородных членов в текстах данного стиля. (Публицистический стиль. Однородные члены используются при перечислении. Перечисление придаёт тексту стройность, логичность, повышает его информативность.)
-
Работа над вторым блоком.
Задачи 2 блока (на слайде):
-
знать состав конструкций, которые не являются однородными членами;
-
уметь отличать однородные члены от конструкций, которые не являются однородными членами.
Задания для 2-й группы
-
Подготовить учебное сообщение на тему «Конструкции, которые не являются однородными членами».
-
Подобрать в качестве примеров для иллюстрации основных положений сообщения предложения из «Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования: тексты диктантов».
-
Во время выступления напомнить одноклассникам о правописании 2—3 орфограмм.
-
Создать памятку по теме сообщения.
Учебное сообщение 2-й группы
Тема нашего учебного сообщения «Конструкции, которые не являются однородными членами».
Не усматривается наличие однородных членов в словах, повторяющихся с усилительной целью.
Цветистые выражения имеют склонность вновь и вновь всплывать в разных статьях и работах отдельных авторов. («Точность слова», с. 71)
Ветра не было, но в саду падали и падали листья. («Приближение осени», с. 149— 150)
Такие соединения являются единым членом предложения.
Не являются однородными членами устойчивые фразеологические сочетания, в которых с помощью повторяющихся союзов соединены большей частью антонимические понятия: и день и ночь, и смех и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.
[Штормы быстро набирали силу, кипели вдоль всего побережья.]
Их гром не затихал ни днём_ни_ ночью. («Зима в Батуми», с. 63)
Не усматривается наличие однородных членов при повторении слов с частицей не перед вторым словом, если всё сочетание имеет значение единого целого, выражающего не- определённость: волк не волк, а что-то страшное; рады не рады, а гостей принимайте.
Отец строго сказал мне: «Хочешь не хочешь, а делать это нужно!»
Не являются однородными членами сочетания глаголов, выступающих в роли простого глагольного сказуемого: пойду посмотрю, возьму да и скажу.
Он взял да и цшёл.
В эту же группу можно отнести и неоднородные определения (характеризуют предмет с разных сторон).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты н^вшизые голубо-^ глшзы£ незабудки. («Шиповник», с. 55)
Необыкновенные чувства возникают в сердце впечатлительного охотника в чудесный утренний час! («На лесной канаве», с. 68)
Не относится к однородным членам замкнутый ряд слов, дающий наименование предмета или явления в его отношении к другому предмету, явлению.
Читатель и книга; Горький и литература; Достоевский и современность; синтаксис и его предмет; Чехов и русский язык.
В заключение хотим напомнить об обособленных уточняющих членах предложения. Их нельзя путать с однородными членами.
Здесь, ji лесном краю, и родилась моя любовь к живой природе, к родной земле. («Любовь к родной земле», с. 11)
Материал для оформления вектора II JICM (на доске):
-
Слова, повторяющиеся с усилительной целью.
-
Фразеологические сочетания.
-
Повторяющиеся слова с частицей не перед вторым словом.
-
Сочетания глаголов, выступающих в роли простого глагольного сказуемого.
-
Неоднородные определения.
-
Замкнутый ряд слов.
-
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выступающий раздаёт памятку по теме сообщения.
Выполнение упражнения 89.
Прочитайте, выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены. Почему вы так считаете?
-
Чёрный пушистый кот свернулся клубочком.
-
Как много в синтаксисе секретов и загадок!
-
Здесь, в лесу, отдыхаешь душой.
-
Возьму и расскажу всё маме.
-
Он мой самый верный, преданный друг.
-
Она как засмеётся ни с того ни с сего.
-
А учитель задаёт и задаёт нам новые упражнения.
-
Лиза всегда отвечает уверенно и без подсказок.
-
Верь не верь, но именно так всё и было.
-
Кто и почему опоздал на факультативные занятия?
Ключ: 2, 5, 8.
-
Чёрный пушистый кот свернулся клубочком. (Неоднородные определения.)
-
Как много в синтаксисе секретов и загадок! (Однородные члены в составе подлежащего.)
-
Здесь, в_лесу, отдыхаешь душой. (Обособленные уточняющие члены предложения.)
-
Возьму и расскажу всё маме. (Сочетание глаголов, выступающих в роли простого глагольного сказуемого.)
-
Он мой самый верный, преданный друг.
Ч — — .
(Однородные определения.)
-
Она как засмеётся ни с^ тогщ ни с_ сего. (Фразеологическое сочетание.)
-
А учитель задаёт и задаёт нам новые упражнения. (Повторяющиеся слова.)
-
Лиза всегда отвечает уверенно и Ар?_пщд^кщзок. (Однородные обстоятельства, выраженные разными частями речи.)
-
Верь не верь, но именно так всё и было. (Повторение слов с частицей не перед вторым словом.)
-
Кто и почему опоздал на факультативные занятия? (Выполняют разную синтаксическую функцию: подлежащего и обстоятельства.)
Выполнение теста.
Тест выполняется на образовательной платформе EFFOR.BY
Физкультминутка
-
Работа над третьим блоком.
Задачи (на слайде):
-
знать синтаксические нормы построения предложений с однородными членами;
-
уметь строить ряды однородных членов, соблюдая синтаксические нормы.
— Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Нарушение синтаксических норм приводит к грамматическим ошибкам в речи.
Работа с таблицей.
Задание. Рассмотрите таблицу на слайде (для наблюдения учащимся предлагается только три первые графы таблицы, четвёртая графа появляется после того, как будет исправлена ошибка). Исправьте ошибку в соответствии с предложенным условием.
Синтаксические нормы построения предложений с однородными членами
№ п/п | Условие | Примеры |
Нельзя | Правильно |
1 | Нельзя соединять несопоставимые понятия | -
Мальчик покраснел от смущения и от разговора. -
Пью чай с лимоном и с удовольствием. | -
Во время разговора мальчик покраснел от смущения. -
С удовольствием пью чай с лимоном. |
2 | Нельзя объединять видовые и родовые наименования | В романе «Война и мир» Лев Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные до | В романе «Война и мир» Лев Толстой использовал разные документы: семейные архи |
кументы. | вы, мемуары. |
Нельзя употреблять общий второстепенный член при однородных сказуемых, требующих разной формы зависимых слов
Я люблю и восхищаюсь своей бабушкой.
(Люблю кого? или что?, восхищаюсь кем? или чем?)
Я люблю свою бабушку и восхищаюсь ей.
Части повторяющихся и двойных союзов (то ... то, не только ... но и , как ... так и) должны стоять перед соответствующими однородными членами
-
Ритм стиха взрывается то народной частушкой, то растворя-
ется в цыганском романсе.
-
В зарисовках старой деревенской Руси я не только нахожу у Есенина радостные, но и груст- ные интонации.
-
Ритм стиха то взрывается
народной частушкой, то рас-
творяется в цыганском роман-
се.
-
В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные интонации.
Друг купил не только журнал , Tt\ .
Нельзя создавать не- Друг купил
не только журнал,
союзов при однородных членах
Нельзя соединять полную и краткую формы прилагательных или причастий
Речь Чацкого, обращённая к Софье, эмоциональна и взволнован- ная.
Речь Чацкого, обращённая к Софье, эмоциональна и взвол-
нованна.
Либо: Речь Чацкого, обращённая к Софье, эмоциональная и
взволнованная.
Нельзя соединять имя существительное и инфинитив
Мы предложили гостям чаю и посмотреть наши фотографии.
Мы предложили гостям вы^ пить чаю и посмотреть наши фотографии.
купить
Материал для оформления вектора III
ЛСМ (на доске):
-
Нельзя соединять несопоставимые понятия.
-
Нельзя объединять видовые и родовые наименования.
-
Нельзя употреблять общий второстепенный член при однородных сказуемых, требующих разной формы зависимых слов.
-
Части повторяющихся и двойных союзов должны стоять перед соответствующими однородными членами.
-
Нельзя создавать неверные пары двойных союзов при однородных членах.
-
Нельзя соединять полную и краткую формы прилагательных или причастий.
-
Нельзя соединять имя существительное и инфинитив.
Учитель раздаёт памятки по теме блока.
Выполнение упражнения 93 (устно).
Прочитайте, определите, за счёт чего достигается комический эффект.
-
Профессор принимал экзамены и валерьянку. Сдавали студенты и нервы.
-
Сияли женские лица и апельсины.
-
Обладатель тысячи десятин земли и молоденькой жены повернул свою плешивую голову.
-
Он читал стихотворение с чувством и с комментарием.
Индивидуальное задание (предложения записаны на доске, ученик должен вставить нужные союзы).
Вставьте в предложения на месте одного из пропусков первую часть союзов, указанных в скобках.
-
На площади устраивались
шумные ярмарки, на которых
можно было
нужные товары и заключить выгодные сделки, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей.
(не только ... но и)
-
Так он размышлял почти весь день, удаляясь в прошлое, то, словно опомнившись, вбегая в недалёкое будущее.
(то ... то)
-
По ряду позиций мы вернулись на дореформенный уровень,
но и превзошли его.
(не только ... но и )
Выполнение заданий.
Отметьте знаком «+» предложения, в которых нарушены нормы построения предложений с однородными членами. Устно исправьте ошибки.
1 | Когда-то они не только жили в одном доме, но и на одной лестничной клетке. | | 2 | Я хотел бы рассказать не столько о производстве, сколько об опыте самоорганизации. | | 3 | До войны то ли был там ипподром, то ли стадион. | | 4 | Весьма важным является выбор писателем как объекта изображения, так и его отношение к этому объекту. | | 5 | Я не только стал учить белорусский язык, но и польский, и немецкий. | | Ключ: 1, 3, 4, 5. № п/п | Предложения с грамматическими ошибками | № ошибки |
1 | Василий Петрович прохаживался то по комнатам, то садился в кресло, то снова начинал ходить. | |
2 | Конверт был неподписанный и не заклеен. | |
3 | На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки, шляпы и сумочки. | |
4 | Я люблю игру на фортепьяно и петь в хоре. | |
5 | В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и напитков. | |
6 | За короткий срок в городе построены не только новые школы, больница, а также и драматический театр. | |
7 | Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки. | |
8 | Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям. | |
-
Пользуясь памяткой «Синтаксические нормы построения предложений с однородными членами», определите вид грамматической ошибки и поставьте соответствующий номер. Устно исправьте ошибки.
Ключ: 1 —
4; 2 — 6;3 — 1;
4 —
7; 5 — 2; 6 — 5; 7 — 4; 8 — 3.
Выполнение теста.
Теста выполняется на образовательной платформе EFFOR.BY
-
Работа над четвертым блоком.
Задачи (на слайде):
-
знать изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения;
-
уметь выявлять в тексте стилистические фигуры речи, содержащие однородные члены предложения.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль,
И долговечней — царственное слово.
-
Обратите внимание на эпитет, которым Анна Ахматова характеризует «слово» — «царственное слово». Каждый образованный человек должен стремиться к тому, чтобы его речь не была скучной, блёклой, мёртвой, а обрела «царственность». Сделать её яркой, эмоциональной помогают специальные средства выразительности. К ним относятся фигуры речи — различные обороты, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Некоторые фигуры речи связаны с употреблением однородных членов предложения.
Задания для 3-й группы
-
Подготовить учебное сообщение на тему «Изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения».
-
Создать памятку по теме сообщения.
Учебное сообщение 3-й группы
Тема нашего учебного сообщения «Изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения».
Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительновыразительных средств. Они используются при создании некоторых стилистических фигур.
Это может быть полисиндетон (или много- союзие) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Г. Короленко).
Повтор союза и перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает её плавной, тем самым обращает внимание на перечисляемые понятия.
На фоне полисиндетона обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как асиндетон. Асиндетон (или бессоюзие) — фигура речи, при которой союзы, соединяющие слова, опущены.
Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон. (А. С. Пушкин)
Эта стилистическая фигура придаёт высказыванию стремительность, динамичность, напряжённость. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий (бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон) создаёт впечатление быстрой смены картин.
Особую выразительность речи придаёт смысловая градация. Градация — это стилистическая фигура, при которой расположение слов и выражений происходит по возрастающей или убывающей значимости.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц) В этом предложении благодаря градации происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи.
Однородные члены предложения используются при создании ещё одной фигуры речи — антитезы. Антитеза — стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний. Для её создания чаще всего ис-
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)
Здесь автор использует антитезу для более яркого противопоставления образов двух героев.
И последняя стилистическая функция однородных членов, на которой мы хотели бы остановиться, — создание комического эффекта. Это происходит при использовании зевгмы. Зевгма — стилистическая фигура, основанная на намеренном нарушении логического закона тождества за счёт сочетания та едчотшщтюя. та одтавд одтароджах. станов, т. е. в ряд однородных членов включаются несопоставимые понятия.
Агафия Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. В. Гоголь).
Использование несопоставимых понятий в ряду однородных членов (чепец, три бородавки, капот) приводит к созданию комического эффекта, что помогает автору выразить ироничное отношение к образу героини повести.
Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают её эмоциональной и выразительной. Но нужно помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.
Материал для оформления вектора IV JICM (на доске):
-
Полисиндетон (или многосоюзие).
-
Асиндетон (или бессоюзие).
-
Градация (расположение слов по возрастающей или убывающей значимости).
-
Антитеза (противопоставление).
-
Зевгма (приём создания комизма).
Выступающий раздаёт памятки по теме
соо бщепил.
Выполнение задания.
Найдите стилистические фигуры, использованные в предложениях, и установите соответствие между столбцами таблицы.
А. Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин )
-
Зевгма
-
Градация
-
Полисиндетон
-
Антитеза
Б. В нём [в голосе] была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная, ^слж его^ бкорбь. (И. Тургенев)
В. И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет...
) {Af. /ЦветаеваJj
(Г. Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом.
(В. Солоухин )
Д. И когда наступила суббота, я почистил ботинки и зубы, взял свой перочинный ножик и наточил его о плиту.
Ключ: АЗБ4В5Г1Д2.
(В. Драгунский ) Факультативные занятия
У. Самоконтроль.
Сейчас мы снова находимся на сдаче ЦТ. Выполним ещё одно задание.
А26. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
-
Он отличался не только приятными чертами лица, но и хорошими манерами. (Вар. 2)
-
Ты решаешь и разбираешься даже в самых сложных задачах. (Вар. 3)
-
Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы. (Вар. 5)
-
Здесь можно не только сделать покупки, но и отдохнуть всей семьёй. (Вар. 7)
-
Лекция была посвящена не только музыке, но и другим видам искусства. (Вар. 10)
— Проверьте по ключу.
Ключ: 2, 3.
-
Рефлексия.
Учащиеся заполняют оценочный лист.
№ п/п | Основные понятия темы | Не знаю | Знаю | Понимаю | Moiy объяс- | нить другим |
1 | Признаки однородных членов предложения | | | | |
2 | Конструкции, которые не являются однородными членами | | | | |
3 | Синтаксические нормы построения предложений с однородными членами | | | | |
4 | Стилистические фигуры речи, содержащие однородные члены предложения | | | | |
— Итак, наше занятие подошло к концу. Завершить его я хочу небольшим стихотворением. Впусти в жизнь свою терпенье.
Цени каждое мгновенье!
Держи мир в своих ладошках.
Не ставь на пути подножки.
Терпи, даже если сложно.
Не трусь, если час тревожный. Не смей убегать, сдаваться. Умей собой оставаться.
Отдай ломтик хлеба другу. Пойми: без надежды туго. Избавь душу от бессилья. Живи, расправляя крылья.
К сведению авторов и подписчиков!
Редакция принимает к рассмотрению материалы на русском языке по электронной почте: rusjazyk@aiv.by с обязательным указанием в теме письма фамилии автора.
В материале необходимо указать фамилию, полное имя и отчество автора, место работы, занимаемую должность, учёную степень, учёное звание, домашний адрес, телефоны, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, личный номер, адрес регистрации). Без этих данных материалы не рассматриваются.
Фотографии, рисунки и графики принимаются только хорошего качества. Они должны быть прикреплены к письму отдельным файлом. Более подробно о требованиях смотрите на странице журнала на сайте www.aiv.by.
Поскольку наш журнал не поступает в розничную торговлю, приобрести его можно по подписке. Присылая материал в издательство, можно сделать заявку на нужное количество экземпляров журнала с вашей статьёй по телефону 297-93-25 (отдел продаж).
Редакция не всегда разделяет взгляды авторов. Последние несут ответственность за всю информацию, которая содержится в статье.
Обращаем внимание на недопустимость публикации чужих материалов под своим именем!
Рукописи авторам не возвращаются.
Русский язык и литература 1 / 2017 1