Урок-практикум
по изучению произведения М. Пришвина «Времена года»
(Литература, 5 класс)
«… и ты увидишь: мир прекрасен…»
Мелюкова Валентина Ивановна
Предварительные задания к уроку:
Класс разбит на 4 творческие группы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Каждая группа должна
придумать эмблему,
подобрать стихотворные строки, пейзажи, отражающие особенности времени года, обозначенного в названии команды,
оформить фрагмент доски.
Биографы (работа в парах представителей от каждой группы) готовят информацию о жизненном и творческом пути М.Пришвина
Художники, краеведы (индивидуальные задания) готовят сообщения о картинах И.Левитана «Ранняя весна» - 1898 г., «Летний вечер» - 1899 г., «Золотая осень» - 1896 г., «Сумерки» - 1898 г.
Музыканты информируют об истории создания произведения .И.Чайковского «Времена года».
Консультанты составляют словарик литературоведческих терминов, понятий, знание которых необходимо при анализе художественного текста (миниатюра, тема, идея, ключевые образы, эпитет, метафора, сравнение, инверсия и др.)
Один из этапов урока выступления юных дарований. («В творческой мастерской»). Желающие предварительно сочиняют стихотворения, выполняют рисунки, подделки, посвященные любимому времени года, иллюстрируют миниатюры М.Пришвина «Времена года».
Каждый обучающийся знакомится с содержанием зачетного листа «Страница дневника».
Зачетный лист
«Страница дневника»
Таблица
Это интересно! М.Пришвин: жизненный и творческий путь | М.Пришвин. «Времена года» | выводы: особенности поэтики миниатюр «Времена года» |
Названия миниатюр |
тема | идея | Ключевые образы | эпитеты | сравнения | метафоры | инверсия |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
III. Мои наблюдения, размышления…
Проба пера.
(Домашнее задание выполняется письменно, вариант задания выбирает учащийся).
Цели урока :
знакомство с биографией и художественным миром М.Пришвина;
воспитание любви к природе и стремления ее защитить;
развитие умения видеть необычное в обыденном;
совершенствование навыков анализа художественного текста;
развитие навыков выразительного чтения;
развитие творческих способностей обучающихся;
побуждение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, к работе со справочным материалом;
развитие межпредметных связей (литература и живопись, литература и музыка).
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста и исследовательской работы, беседа по вопросам, сообщение обучающихся, реализация межпредметных связей.
Оформление, оборудование:
портрет М.Пришвина, выставка книг о нем и изданий его произведений;
репродукции картин И.Левитана и других художников-пейзажистов;
запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;
иллюстрации учащихся к произведению М.Пришвина «Времена года», рисунки, подделки на тему «Мое любимое время года».
Ход урока:
Звучит музыка П.И.Чайковского («Времена года» - «Апрель»).
Вступительное слово учителя.
В современном мире тема человека и природы, природы и человека становится одним из главных предметов философских раздумий, дискуссий, споров о нравственности и морали.
Защищая природу, человек защищает свою Родину, защищает человеческое в самом человеке.
Чтобы стать настоящим другом природы, нужно научиться понимать ее, слышать и чувствовать.
Проникнуть в тайны природы нам поможет книга М.Пришвина «Времена года», дневниковые заметки писателя. С помощью волшебного пришвинского слова мы соприкоснемся с чудным миром природы. Эпиграфом к нашему уроку будут слова:
«Сотри случайные черты – и
Ты увидишь: мир прекрасен…»
Беседа по вопросам и индивидуальные выступления учащихся.
К Прекрасному в мире, к временным изменениям природы в течение года всегда проявляли глубокий интерес как мастера слова, так и художники.
Назовите художников-пейзажистов и их известные полотна.
Какие картины художника написаны на Удомельской земле?
Удалось ли ему передать своеобразие природы нашего края?
(Выступления художников, краеведов)
Красоту природы воспевали и мастера слова.
Назовите их, прочитайте наизусть стихотворения, посвященные временам года, которые представляют ваши творческие группы. (Выразительное чтение наизусть)
Такой видят родную природу поэты. А какой вы видите ее?
Заглянем в нашу «Творческую мастерскую». Рисунки представлены на выставке, прочитайте поэтические строки собственного сочинения.
(Учащиеся читают свои стихотворения).
III. Слово учителя.
Беседа по вопросам.
Выступления обучающихся.
На уроке прозвучат фрагменты из книги «Времена года» Пришвина, мы познакомимся с творчеством удивительного певца природы, с тонким знатоком ее.
Интересно, что подтолкнуло Пришвина в зрелом возрасте стать писателем?
Какие факты из биографии писателя вас заинтересовали?
(Выступления обучающихся, биографов).
В течение урока вам нужно заполнить таблицу зачетного листа «Страница дневника», включающую элементы
элементы конспектирования,
исследовательской работы
и в отзывах отметить как лучшие творческие работы, так и самые интересные выступления одноклассников.
В свое время М.Пришвин часто обращался к дневникам. В них он говорил о своей любви к родине, природе, человеку, размышлял о нас, читателях: «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам не в силах схватить их».
Поэзию вы чувствуете, испытали и муки творчества, не избежал этого и Пришвин. Он признавался, что «мучился всю жизнь, чтобы «вместить поэзию в прозу».
Книга «Времена года» состоит из поэтических миниатюр, в которых действуют те же силы, что и в стихе.
Чем отличается стихотворение от прозы?
Выступления обучающихся, консультанта.
Слово учителя.
Пришвин отмечал: «Хотелось написать поменьше, а сказать побольше». Им двигало «стремление упростить слова», чтобы они стали «сухими, но взрывались как порох».
Дайте определение миниатюры как жанра.
Выступление консультанта.
Слово учителя.
«Дневниковые записи – миниатюры вытекают из самой души человека», - так считал Пришвин. Писатель задумывался, как вернуть человеку удивление и сказку? Он размышлял: «Удивление покидает мир. Даже радио и телевидение больше не удивительны. И можно сказать, что перелет на другие планеты не даст того счастья, той радости, о которой сейчас грезится».
Нам предстоит удивляться Прекрасному, природе вместе с Пришвиным, увидеть небывалое, волшебное в обыкновенном.
IV. Работа в творческих группах.
Во время обсуждения в группах звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». “Музыканты” рассказывают историю создания композитором данного музыкального произведения.
Слово учителя.
Следующий этап урока – работа в группах (задания на карточках).
Помните слова В.Г.Белинского: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие не думают так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно».
Желаю успехов!
Задания на карточках
1 творческая группа «Весна»
1. Выразительно прочитайте миниатюру «Рожденье звука».
2. В произведениях Пришвина часто встречается образ весны, даже множество весен – весна света, весна воды, весна первой зелени, весна человека. Какой незримый звук присутствует в этой миниатюре? Докажите. Как вы считаете, какое начало в этой миниатюре является преобладающим: художественное или познавательное?
3. Заполните таблицу I (зачетный лист «Страница дневника»).
2 творческая группа «Лето»
1. Выразительно прочитайте миниатюру «Красные шишки».
2. Удалось ли автору услышать природу, войти в нее, узнать еще одну ее маленькую тайну? Благодаря каким качествам характера автора составляется диалог с природой?
3. Заполните таблицу I (зачетный лист «Страница дневника»).
3 творческая группа «Осень»
1. Выразительно прочитайте миниатюру «Поздняя осень».
2. Согласны ли вы с утверждением, что в миниатюрах Пришвина и «будни природы волшебные, необычные»?
3. Заполните таблицу I (зачетный лист «Страница дневника»).
4 творческая группа «Зима»
1. Выразительно прочитайте (по выбору учащихся) миниатюру на тему «Зима».
2. В чем заключается волшебная сила слова Пришвина? Выразительно прочитайте миниатюру «Слово – звезда». Назовите тему, главную мысль текста.
3. Заполните таблицу I (зачетный лист «Страница дневника»).
Слово учителя.
Волшебное слово Пришвина проникнуто восхищением природой, способствует нравственному совершенствованию человека; в картинах природы видна разумная воля человека, его стремление видеть красоту, ощутить свою связь с Землей, матерью человечества.
V. Выступления творческих групп, дополнения представителей других групп.
VI. Подведение итогов урока.
На заключительном этапе работы обучающиеся комментируют свои эмблемы, вносят коррективы, рисуют эмблему, отражающую главную мысль урока.
VII. Слово учителя.
Миниатюры М.Пришвина, музыка П.И.Чайковского, пейзажная живопись И.Левитана открыли перед нами возможность испытать счастье от общения с природой.
Заключительным аккордом нашего урока звучат слова из дневника писателя: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку».
Мир Прекрасен, если человек умеет слушать, чувствовать, понимать природу…
Домашнее задание (Продолжение работы (III) на «Странице дневника»).
I вариант
Выпишите яркие, образные словосочетания, предложения из книги М.Пришвина «Времена года».
II вариант
Как вы понимаете слова М.Пришвина:
А. «Человек, любующийся природой, не нарцисс, а гадкий утенок, впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя».
Б. «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека….И зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл….»
В. «В природе нет милости к человеку: нечего ждать от нее милости.
Человек должен бороться с ней и быть милостивым и охранять природу, раз он является ее царем–победителем».
Г. «Мы можем войти так в природу, что возле муравейника скажем имя знакомого муравья и тот муравей отложит на минуточку дела и выбежит поздороваться».
III вариант
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мир прекрасен».
Помните, что в поэтической миниатюре действуют те же силы, что и в стихе: ритм, звукопись, живописная образность, краткость.
Литература
Собрание сочинений: в 8-ми томах. – М., 1982-1986.
Хайлов А.Н. Михаил Пришвин. Творческий путь. – М.:Л., 1960.
Пришвина В. Путь к слову.- М., 1984.
Выходцев П.С. Народнопоэтические основы философской прозы М.Пришвина. Русская литература. – 1980. - № 1.
Курбатов В. Михаил Пришвин. – М., 2001.