СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Менеджмент лекция 10

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит знания о стилях управления и формах и правилах руководства

Просмотр содержимого документа
«Менеджмент лекция 10»

Стиль управления. Формы и правила руководства Раздел №4

Стиль управления. Формы и правила руководства

Раздел №4

ПЛАН: 1.Менеджер его роль в организации. 2.Стили руководства. Автократичное руководство. Теория «Х» Дугласа МакГрегора. Демократическое руководство. Теория «У». Либеральное руководство. 3. Тест «Какого стиля руководства придерживаетесь вы???» 4. Свод правил, которым должен следовать руководитель.

ПЛАН:

  • 1.Менеджер его роль в организации.
  • 2.Стили руководства. Автократичное руководство. Теория «Х» Дугласа МакГрегора. Демократическое руководство. Теория «У». Либеральное руководство.
  • 3. Тест «Какого стиля руководства придерживаетесь вы???»
  • 4. Свод правил, которым должен следовать руководитель.
1.Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

1.Менеджер

— лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

Черты и качества руководителя ( Г.Х. Попов ) быстрая и точная ориентировка в психологии людей, практический склад ума, видение частных конкретных практических задач и эффективных путей их разрешения; способность видеть и решать проблемы; способность решать проблемы творчески, а не по шаблону; гибкость и подвижность ума; способность привлекать к себе людей; сила воли в сочетании с практическим умом; мужество и самообладание; настойчивость; самовоспитание для овладения недостающими свойствами.

Черты и качества руководителя ( Г.Х. Попов )

  • быстрая и точная ориентировка в психологии людей,
  • практический склад ума,
  • видение частных конкретных практических задач и эффективных путей их разрешения;
  • способность видеть и решать проблемы;
  • способность решать проблемы творчески, а не по шаблону;
  • гибкость и подвижность ума;
  • способность привлекать к себе людей;
  • сила воли в сочетании с практическим умом;
  • мужество и самообладание;
  • настойчивость;
  • самовоспитание для овладения недостающими свойствами.
Черты и качества руководителя (финские учёные) широкий кругозор; интуиция; творческое отношение к работе; готовность к переменам; стремление к сотрудничеству; умение предвидеть результат; способность и умение рисковать; здоровое тщеславие; способность увидеть, выделить существенное; способность действовать самостоятельно; способность принимать на себя полномочия; искусство выполнять план.

Черты и качества руководителя (финские учёные)

  • широкий кругозор;
  • интуиция;
  • творческое отношение к работе;
  • готовность к переменам;
  • стремление к сотрудничеству;
  • умение предвидеть результат;
  • способность и умение рисковать;
  • здоровое тщеславие;
  • способность увидеть, выделить существенное;
  • способность действовать самостоятельно;
  • способность принимать на себя полномочия;
  • искусство выполнять план.
Черты и качества руководителя (а нглийские ученые)  способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост;  навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить и т.д.

Черты и качества руководителя (а нглийские ученые)

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • четкие личные цели;
  • упор на постоянный личный рост;
  • навык решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способность руководить и т.д.
Человеческие недостатки – это неразвитые способности мнительность, обидчивость, злопамятный характер, резкость, грубость, вспыльчивость, замкнутость, болтливость, неуравновешенность

Человеческие недостатки – это неразвитые способности

мнительность, обидчивость, злопамятный характер, резкость, грубость, вспыльчивость, замкнутость, болтливость, неуравновешенность

Профессия менеджера включает: Управленческая деятельность  (принятие управленческих решений) Организационная деятельность (создание организации, ее совершенствование, организация труда подчиненных, контроль) Экономическая (хозяйственная)деятельность (распределение ресурсов, регулирование различных экономических процессов) Социально-психологическая деятельность  (создание и регулирование социально- психологического климата в трудовом коллективе, управление конфликтами ) Другие: аналитическая, диагностическая, исследовательская, проектно-плановая, методическая, информационная, консультационная, инновационная, педагогическая

Профессия менеджера включает:

Управленческая деятельность

(принятие управленческих решений)

Организационная деятельность (создание

организации, ее совершенствование, организация

труда подчиненных, контроль)

Экономическая (хозяйственная)деятельность

(распределение ресурсов, регулирование

различных экономических процессов)

Социально-психологическая деятельность

(создание и регулирование социально-

психологического климата в трудовом коллективе,

управление конфликтами )

Другие: аналитическая, диагностическая, исследовательская,

проектно-плановая, методическая, информационная,

консультационная, инновационная, педагогическая

Классификация ролей менеджера  (Минцберг, 1973 г. )  1. Межличностные роли:   - Главный руководитель (лицо организации)  - Лидер  - Связующее звено  2. Информационные роли : Приемник информации (монитор) Распространитель информации (передатчик) Представитель (рупор организации) Приемник информации (монитор) Распространитель информации (передатчик) Представитель (рупор организации) Приемник информации (монитор) Распространитель информации (передатчик) Представитель (рупор организации) 3. Управленческие роли (роли, связанные с принятием решений): Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник) Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник) Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник) Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)

Классификация ролей менеджера (Минцберг, 1973 г. )

1. Межличностные роли:

- Главный руководитель (лицо организации)

- Лидер

- Связующее звено

2. Информационные роли :

  • Приемник информации (монитор) Распространитель информации (передатчик) Представитель (рупор организации)
  • Приемник информации (монитор) Распространитель информации (передатчик) Представитель (рупор организации)
  • Приемник информации (монитор)
  • Распространитель информации (передатчик)
  • Представитель (рупор организации)

3. Управленческие роли (роли, связанные с принятием решений):

  • Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)
  • Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)
  • Предприниматель (инициатор) Устранитель проблем (стабилизатор) Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)
  • Предприниматель (инициатор)
  • Устранитель проблем (стабилизатор)
  • Распределитель ресурсов
  • Ведущий переговоры (посредник)

 2.Стили руководства.     Стиль руководства   — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: •   Директивный стиль (авторитарный);   • Демократический стиль (коллегиальный);   • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

2.Стили руководства.

  • Стиль руководства   — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
  • Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
  •   Директивный стиль (авторитарный);  • Демократический стиль (коллегиальный);  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Расчертите таблицу Показатели А Д Л Способ принятия решений Способ воздействия на персонал Ответственность Инициатива исполнителей Предпочтительные сотрудники Отношение руководителя к контактам Отношение к подчиненным Требования к дисциплине Способы стимулирования Атмосфера Дисциплина Интерес к работе Особенности процесса туда

Расчертите таблицу

  • Показатели А Д Л
  • Способ принятия решений
  • Способ воздействия на персонал
  • Ответственность
  • Инициатива исполнителей
  • Предпочтительные сотрудники
  • Отношение руководителя к контактам
  • Отношение к подчиненным
  • Требования к дисциплине
  • Способы стимулирования
  • Атмосфера
  • Дисциплина
  • Интерес к работе
  • Особенности процесса туда
Авторитарный стиль руководства Показатель Авторитарный стиль руководства Способ принятия решений Единоличный Способ воздействия на персонал Приказ Ответственность На руководителе Инициатива исполнителей Допускается Предпочтительные сотрудники Исполнительные, покорные Отношение руководителя к контактам Соблюдает дистанцию Отношение к персоналу Жесткое, требовательное Требование к дисциплине Формальные, жесткие Способы стимулирования Административные Атмосфера Напряженная Дисциплина Слепая Интерес к работе Низкий Особенности процесса труда Высокая интенсивность

Авторитарный стиль руководства

Показатель

Авторитарный стиль руководства

Способ принятия решений

Единоличный

Способ воздействия на персонал

Приказ

Ответственность

На руководителе

Инициатива исполнителей

Допускается

Предпочтительные сотрудники

Исполнительные, покорные

Отношение руководителя к контактам

Соблюдает дистанцию

Отношение к персоналу

Жесткое, требовательное

Требование к дисциплине

Формальные, жесткие

Способы стимулирования

Административные

Атмосфера

Напряженная

Дисциплина

Слепая

Интерес к работе

Низкий

Особенности процесса труда

Высокая интенсивность

Демократический стиль руководства Показатель Демократический стиль руководства Способ принятия решений Группой Способ воздействия на персонал Предложение Ответственность В соответствии с полномочиями Инициатива исполнителей Поощряется и используется Предпочтительные сотрудники Квалифицированные Отношение руководителя к контактам Активно поддерживает Отношение к персоналу Доброжелательное требовательное Требование к дисциплине Разумные Способы стимулирования Экономические Атмосфера Свободная Дисциплина Высокая Интерес к работе Высокий Особенности процесса труда Высокое качество

Демократический стиль руководства

Показатель

Демократический стиль руководства

Способ принятия решений

Группой

Способ воздействия на персонал

Предложение

Ответственность

В соответствии с полномочиями

Инициатива исполнителей

Поощряется и используется

Предпочтительные сотрудники

Квалифицированные

Отношение руководителя к контактам

Активно поддерживает

Отношение к персоналу

Доброжелательное требовательное

Требование к дисциплине

Разумные

Способы стимулирования

Экономические

Атмосфера

Свободная

Дисциплина

Высокая

Интерес к работе

Высокий

Особенности процесса труда

Высокое качество

Либеральный стиль руководства Показатели Либеральный/бюрократический Способ принятия решений Индивидами или группой Способ воздействия на персонал Просьба, уговоры / угрозы Ответственность На исполнителях Инициатива исполнителей Преобладает Предпочтительные сотрудники Инициативные, творческие Отношение руководителя к контактам Инициативы не проявляет Отношение к подчиненным Мягкое, нетребовательное Требования к дисциплине Неопределенные Способы стимулирования Моральные / силовые Атмосфера Свободная / произвол Дисциплина Сознательная / низкая Интерес к работе Высокий / никакого Особенности процесса туда Творчество / безразличие

Либеральный стиль руководства

Показатели

Либеральный/бюрократический

Способ принятия решений

Индивидами или группой

Способ воздействия на персонал

Просьба, уговоры / угрозы

Ответственность

На исполнителях

Инициатива исполнителей

Преобладает

Предпочтительные сотрудники

Инициативные, творческие

Отношение руководителя к контактам

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

Мягкое, нетребовательное

Требования к дисциплине

Неопределенные

Способы стимулирования

Моральные / силовые

Атмосфера

Свободная / произвол

Дисциплина

Сознательная / низкая

Интерес к работе

Высокий / никакого

Особенности процесса туда

Творчество / безразличие

Автократично-либеральный  континуум Либеральный Автократичный демократичный Стили руководства

Автократично-либеральный континуум

Либеральный

Автократичный

демократичный

Стили руководства

Личностный подход основывается на анализе лидерских качеств, необходимых руководителю для эффективного управления  Дуглас  Мак-Грегор  Р. Стогдилл  У. Беннис  Недостатки личностного подхода : количество важных лидерских качеств практически бесконечно; не установлена тесная связь между этими качествами и лидерством.

Личностный подход основывается на анализе лидерских качеств, необходимых руководителю для эффективного управления

  • Дуглас Мак-Грегор
  • Р. Стогдилл
  • У. Беннис

Недостатки личностного подхода :

  • количество важных лидерских качеств практически бесконечно;
  • не установлена тесная связь между этими качествами и лидерством.
Теории Х и Y (Дуглас Мак-Грегор) Теория Y  : все работники обладают потенциалом для развития в рамках их должностей, а иногда и сверх них; работники способны нести ответственность за свой труд; цели работников могут совпадать с целями организации. Теория Х : работники противятся любым переменам; работники от природы ленивы и избегают усилий при любой возможности; цели работников противоположны целям организации; работникам плохо удается принимать решения.

Теории Х и Y (Дуглас Мак-Грегор)

Теория Y :

  • все работники обладают потенциалом для развития в рамках их должностей, а иногда и сверх них;
  • работники способны нести ответственность за свой труд;
  • цели работников могут совпадать с целями организации.

Теория Х :

  • работники противятся любым переменам;
  • работники от природы ленивы и избегают усилий при любой возможности;
  • цели работников противоположны целям организации;
  • работникам плохо удается принимать решения.
Теория Z Уильяма Оучи (1981 г.) мотивы людей сочетают в себе биологические и социальные потребности; люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения; должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; предпочтительнее неформальный контроль над результатами труда на основе четких методов и критериев оценки; должна существовать в организации ротация персонала с постоянным самообразованием; предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста; администрация постоянно проявляет заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем; человек — основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Теория Z Уильяма Оучи (1981 г.)

  • мотивы людей сочетают в себе биологические и социальные потребности;
  • люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения;
  • должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;
  • предпочтительнее неформальный контроль над результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;
  • должна существовать в организации ротация персонала с постоянным самообразованием;
  • предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;
  • администрация постоянно проявляет заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;
  • человек — основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.
К.Левин, Р.Блейк, Д.Моутон, Р.Лайкерт и др.  Поведенческий подход рассматривает лидерство как набор образцов привычной манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью влияния на них и побуждения к достижению целей организации.

К.Левин, Р.Блейк, Д.Моутон, Р.Лайкерт и др.

Поведенческий подход рассматривает лидерство как набор образцов привычной манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью влияния на них и побуждения к достижению целей организации.

3.ТЕСТ

3.ТЕСТ

4. Свод правил, которым должен следовать руководитель.

4. Свод правил, которым должен следовать руководитель.

1.Одежда и внешний вид. Менеджерам уместно вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке — провожают по уму». Осанка. Поведение. Уверенный в себе. Имидж. Этика.

1.Одежда и внешний вид. Менеджерам уместно вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке — провожают по уму». Осанка. Поведение. Уверенный в себе. Имидж. Этика.

2.Улучшение личных взаимоотношений . Вознаграждение. Умение давать указания подчиненным. Общение ,умение слушать подчиненных. «Хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить. Слишком много людей не могут уразуметь, что подлинное общение — процесс двусторонний. Если вы хотите внушить работающим у вас людям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, нужно уметь внимательно слушать. Мне, как менеджеру, самое большое удовлетворение доставляет видеть, как работник, на которого аппарат уже наклеил ярлык посредственного или бездарного, на деле добивается признания, причем только потому, что кто-то выслушал его, вник в его трудности и помог ему их преодолеть». Американский менеджер Л. Якокка.

2.Улучшение личных взаимоотношений . Вознаграждение. Умение давать указания подчиненным. Общение ,умение слушать подчиненных.

«Хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить. Слишком много людей не могут уразуметь, что подлинное общение — процесс двусторонний. Если вы хотите внушить работающим у вас людям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, нужно уметь внимательно слушать. Мне, как менеджеру, самое большое удовлетворение доставляет видеть, как работник, на которого аппарат уже наклеил ярлык посредственного или бездарного, на деле добивается признания, причем только потому, что кто-то выслушал его, вник в его трудности и помог ему их преодолеть». Американский менеджер Л. Якокка.

язык нашего тела

язык нашего тела

1.Взгляд: 1) вначале взгляд на вас, а затем пауза (собеседник ожидает вашего ответа); 2) пауза в речи, собеседник отводит глаза в сторону (он просит не перебивать его).

1.Взгляд:

  • 1) вначале взгляд на вас, а затем пауза (собеседник ожидает вашего ответа);
  • 2) пауза в речи, собеседник отводит глаза в сторону (он просит не перебивать его).
2.Позиция: 1) друг против друга (так сидят соперники); 2) рядом (желание сотрудничества, открытое к вам отношение, ожидание успеха);  3) наискосок (собеседник дает возможность отводить глаза, помогает вам правильно самоорганизоваться).

2.Позиция:

  • 1) друг против друга (так сидят соперники);
  • 2) рядом (желание сотрудничества, открытое к вам отношение, ожидание успеха);
  • 3) наискосок (собеседник дает возможность отводить глаза, помогает вам правильно самоорганизоваться).
3.Поза: отклонение назад (собеседник желает прекратить общение, обсуждаемое вами дело безнадежно. Если собеседник согласен принять идею собеседника — поза станет другой).

3.Поза:

  • отклонение назад (собеседник желает прекратить общение, обсуждаемое вами дело безнадежно. Если собеседник согласен принять идею собеседника — поза станет другой).
4.Жест: 1) открытые руки, расслабленность (открытость собеседника и его доверие к вам);  2) расстегивание пиджака, снятие его (то же самое);  3) скрещенные руки, пиджак застегнут (закрытость партнера, его готовность к защите или обороне); 4) руки партнера сцеплены (нужно прекратить убеждать и настаивать; разговор следует перевести на другую тему; передать инициативу собеседнику); 5) собеседник сидит на краю стула, взгляд немигающим, ноги крепко уперлись в пол (высшее внимание к вам и одновременно оценка того, что вы говорите ему);

4.Жест:

  • 1) открытые руки, расслабленность (открытость собеседника и его доверие к вам);
  • 2) расстегивание пиджака, снятие его (то же самое);
  • 3) скрещенные руки, пиджак застегнут (закрытость партнера, его готовность к защите или обороне);
  • 4) руки партнера сцеплены (нужно прекратить убеждать и настаивать; разговор следует перевести на другую тему; передать инициативу собеседнику);
  • 5) собеседник сидит на краю стула, взгляд немигающим, ноги крепко уперлись в пол (высшее внимание к вам и одновременно оценка того, что вы говорите ему);
6) рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесывание подбородка (собеседник сомневается и напряженно размышляет; «Хорошо, давайте вместе подумаем еще»); 7) деловой партнер манипулирует с очками (это позволяет ему держать паузу для размышления);  8) переставляет предметы на столе (ему не хватает информации); 9) человек расхаживает по комнате; (он размышляет, может быть, пытается разрешить сомнение. Ему не надо мешать, пытаться заговорить в это время); 10) прикрывает рот рукой, отводит глаза (возникло подозрение, пытается скрыть свою позицию, совершенно не согласен с вами);
  • 6) рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесывание подбородка (собеседник сомневается и напряженно размышляет; «Хорошо, давайте вместе подумаем еще»);
  • 7) деловой партнер манипулирует с очками (это позволяет ему держать паузу для размышления);
  • 8) переставляет предметы на столе (ему не хватает информации);
  • 9) человек расхаживает по комнате; (он размышляет, может быть, пытается разрешить сомнение. Ему не надо мешать, пытаться заговорить в это время);
  • 10) прикрывает рот рукой, отводит глаза (возникло подозрение, пытается скрыть свою позицию, совершенно не согласен с вами);
11) собеседник повернул ноги в сторону, собирает свои бумаги, занялся чем-либо другим, слушая вас (собеседник потерял к вам интерес и хочет уйти); 12) руки в карманах, наклон туловища вперед (собеседник показывает свое превосходство и уверенность); 13) собеседник сидит, скрестил лодыжки, кисти крепко сжимают подлокотники кресла (он пытается контролировать себя и не войти в конфликт); 14) партнер стоит, руки за спиной, кисти сжимают запястья (то же самое); 15) голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты (человек старается скрыть свою скуку от общения с вами);
  • 11) собеседник повернул ноги в сторону, собирает свои бумаги, занялся чем-либо другим, слушая вас (собеседник потерял к вам интерес и хочет уйти);
  • 12) руки в карманах, наклон туловища вперед (собеседник показывает свое превосходство и уверенность);
  • 13) собеседник сидит, скрестил лодыжки, кисти крепко сжимают подлокотники кресла (он пытается контролировать себя и не войти в конфликт);
  • 14) партнер стоит, руки за спиной, кисти сжимают запястья (то же самое);
  • 15) голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты (человек старается скрыть свою скуку от общения с вами);
16) ладони рук приложены к груди (знак честности и открытости); 17) нога за ногу, руки скрещены на груди (человек озабочен, лучше не подходить к нему со своими проблемами);  18) стоя, собеседник держит в карманах руки с высунутыми наружу большими пальцами, нога выдвинута вперед (он показывает, что является хозяином положения и уверен в себе);  19) «поза Наполеона»: грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака, другая, как правило, в кармане (то же самое); 20) собеседник сидит, руки заведены за голову (высшая уверенность в себе); 21) у человека опущенная голова, согнутое тело, скрещенные руки и ноги (крайнее выражение закрытости. Человек полностью отгорожен от вас и не воспринимает то, что вы ему говорите. Его надо оставить в покое или попытаться вывести из этого состояния).
  • 16) ладони рук приложены к груди (знак честности и открытости);
  • 17) нога за ногу, руки скрещены на груди (человек озабочен, лучше не подходить к нему со своими проблемами); 
  • 18) стоя, собеседник держит в карманах руки с высунутыми наружу большими пальцами, нога выдвинута вперед (он показывает, что является хозяином положения и уверен в себе);
  • 19) «поза Наполеона»: грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака, другая, как правило, в кармане (то же самое);
  • 20) собеседник сидит, руки заведены за голову (высшая уверенность в себе);
  • 21) у человека опущенная голова, согнутое тело, скрещенные руки и ноги (крайнее выражение закрытости. Человек полностью отгорожен от вас и не воспринимает то, что вы ему говорите. Его надо оставить в покое или попытаться вывести из этого состояния).
5.Расстояние: 1) до 0,5 м (эмоционально близкие отношения);  2) около 1 м (неформальные деловые отношения);  3) больше 1 м (формальные отношения или беспокойство и нервозность у того, кто держится подальше. Наилучший способ для налаживания отношений с партнером — перейти на то расстояние, которое удобно ему); 4) человек садится далеко от вас, отстраняется или отклоняется назад (вы ему неприятны или он опасается вас).

5.Расстояние:

  • 1) до 0,5 м (эмоционально близкие отношения);
  • 2) около 1 м (неформальные деловые отношения);
  • 3) больше 1 м (формальные отношения или беспокойство и нервозность у того, кто держится подальше. Наилучший способ для налаживания отношений с партнером — перейти на то расстояние, которое удобно ему);
  • 4) человек садится далеко от вас, отстраняется или отклоняется назад (вы ему неприятны или он опасается вас).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!