Новая история. 9 класс
Меняющееся общество
Михайлова Надежда Михайловна
Вернер Зомбарт, немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии, так характеризовал XIX век:
«XIX век – время, когда земля выбрасывала своих детей…
Время коренных перемен
в западном обществе…
Его традиционное устройство, господствовавшие веками устои, превратились в нечто новое».
Вернер Зомбарт
1863–1941
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Словарь урока
Демографическая революция - интенсивный естественный прирост определенных категорий населения; резкое изменение качественного (половозрастного, этнического и т.п.) состава населения.
Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой.
Эмиграция - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам
Иммиграция - въезд граждан другого государства в страну на постоянной или временной основе, также обусловленный какими-либо причинами. Говоря проще, если человек покидает свою страну, то для его жителей он будет эмигрантом.
Пауперизм – массовое обнищание
Социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую.
Пространственная мобильность – переезд в другой город, область, страну.
Эмансипация — прекращение действия ограничений, приобретение прав и обязанностей.
Рантье — люди, жившие на проценты на проценты со своего банковского капитала.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Демографическая революция
В Европе население увеличивалось фантастическими темпами:
Год
Количество людей (млн. чел)
1800
188
1850
266
1900
401
1914
468
Демографическая революция
Каковы ее причины?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Демографическая революция
- Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы
- Улучшилось питание людей
- Поднялось на новый уровень медицинское обслуживание
- Появился водопровод, канализация, а также соблюдение правил гигиены снижали риск распространения инфекций
Снизился уровень смертности населения
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
поиск работы Разрушение феодальных порядков Рост городов - урбанизация Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» " width="640"
2. Общество в движении
Пространственная мобильность:
- Транспортная революция (паровоз, пароход и т.д.)
- Миграция и иммиграция
- Рост населения и рост нищеты = поиск работы
- Разрушение феодальных порядков
- Рост городов - урбанизация
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Урбанизация - (от лат. urbanus - городской) – рост городов. Процесс повышения роли городов в развитии общества
Причины:
- поиск работы в связи с аграрным перенаселением
- упадком ремесла и мелкой торговли в небольших городках
- перемещением центра промышленности в новые районы
- введение технических новинок в с|х
Условия, сделавшие урбанизацию возможной:
- рост продуктивности сельского хозяйства
Комментарии к схеме
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В английских газетах писали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деться». В Германии слышались жалобы: в стране слишком много народа, заработков не хватает, число безработных и нищих растёт.
Массы населения покидают родные места: люди едут в другие страны. Этот процесс называется миграцией.
Соотношение городского и сельского населения в индустриально-развитых странах.
Впервые в истории города стали преобладать в экономической жизни.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Скандинавия
Англия
Восточная Европа
Канада
Германия
США
Южная Европа
Латинская Америка
Южная Африка
Австралия
Почему мигранты покидали Старый свет и приезжали в Новый?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Социальная структура общества
На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества.
В чем особенность социальной структуры традиционного общества?
Из каких социальных групп она состояла?
2.Социальная структура общества.
На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества.
Беседа: В чем особенность социальной структуры традиционного общества? Из каких социальных групп она состояла?
Рабочие сталелитейного завода
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Социальная структура общества
Индустриальное общество
Традиционное общество
Сословие:
Социальные классы:
- принадлежность к сословиям передавалась по наследству
- представители обладали разными правами и обязанностями
- представителем мог стать любой человек, независимо от происхождения
- принадлежность определялась наличием собственности, уровнем дохода, качеством жизни
- юридическая ликвидация привилегий в отдельных странах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Социальная структура общества
Традиционное общество
Индустриальное общество
Эксплуататоры – феодалы, эксплуатированные - крестьяне
Эксплуататоры – буржуазия, эксплуатированные – наемные рабочие
XIX век часто называют буржуазной эпохой.
- Крупная буржуазия
- Средняя и мелкая буржуазия
- Рантье
Классы — большие социальные группы, различающиеся ролью в экономической жизни общества.
Буржуазия – класс, обладающий собственностью.
Пролетариат – наемные рабочие.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Социальная структура общества
- К началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества
- Оба класса отличались внутренней неоднородностью
- Исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:
- становились фермерами (буржуазия)
- нанимались батраками (наемные работники)
Обобщение:
к началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества
оба класса отличались внутренней неоднородностью
исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:
становились фермерами (буржуазия)
нанимались батраками (наемные работники)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Новый «высший класс»
Буржуазия
- обзаводились титулами, подражали старой аристократии в быту
- потеснили аристократию в политических структурах
Аристократия
- стремление получить «обуржуазенные» профессии
- инвестиции средств в производство
Средний класс
- мелкая буржуазия, служащие, врачи, учителя, юристы, инженеры
- главный признак – устойчивое материальное положение
- гарант стабильности общества:
- реформаторский путь развития
- против всяких революций
Комментарии к схеме
Рабочий класс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Социальная структура общества
Аристократия - дворяне
Рабочие
Крестьяне
уменьшение численности
увеличение численности
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Категории рабочих
Их положение
Высококвалифицированные рабочие («рабочая аристократия»)
Прочное социальное и материальное положения, зарплата позволяла давать детям хорошее образование.
Неквалифицированные рабочие
Зарплата в 2 раза меньше квалифицированных
Женщины и дети
За работу женщины получали намного меньше мужчин.
Детей использовали на самых тяжёлых работах, в том числе и в шахтах.
Анализ состава и положения рабочих
Только в 1893 году в Англии был принят закон, запрещающий принимать на работу детей до 11 лет.
Детский труд в шахте. Англия XIX в.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Рабочий день для детей длился 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю дети ходили в школу. Они были такими усталыми, что спали на уроках. «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Рабочий вопрос
Половина английских рабочих покупало мясо один раз в неделю, и то после 23 часов. Продукты обычно покупали в субботу после расчета за неделю.
«По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой кроме ребенка лежат пакетики и свёрточки. Отец несёт на плечах сынишку. Возле кабаков устраиваются концерты. К 11 часам вечера аристократия рабочего класса уже запасается провизией. Тогда появляются исхудалые, заморённые женщины в чёрных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешёвую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и прочее».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Рабочий вопрос
Условия труда рабочих
- Рабочий день 12-16 часов
- Массовый травматизм и смертность на рабочем месте без пособий
- Низкая заработная плата
- Плохие жилищные условия. Рабочие и их семьи часто жили в бараках
- Вынуждены покупать продукты в магазине при фабрике, где они могли быть дорогими и некачественными
- Эксплуатация детского и женского труда на заводах, фабриках и шахтах (из-за меньших финансовых затрат на содержание)
- Существовала и система штрафов на производстве
- Безработица
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Рабочий вопрос
Требования лучших условий
- Выдвигались требования через организованные профсоюзы
- Действовали через митинги, шествия и забастовки
- Повышение заработной платы
- Введение 8-ми часового рабочего дня
- Выплаты социальных и медицинских пособий
- Оплачиваемые отпуска
Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- к. XIX – нач. XX в. – начало движения суфражисток в Англии и в США:
- борьба за предоставление женщинам избирательных прав
- в основном мирные способы:
- приковывание себя к воротам правительственных зданий
- блокирование железнодорожных путей
- проведение демонстраций, митингов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Женское движение
Причины: тяжелые условия труда, бедность, неравноправное положение в семье.
1840 г. – петиция американских женщин в конгресс.
3. Женское движение.
В XIX столетии появилось женское движение за уравнение в правах, эмансипацию.
- XIX в. – эмансипация - женское движение за уравнение в правах с мужчинами.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Женское движение
Эммелин Панкхёрст , британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток
Организовала в 1903 г. Женский политический союз.
Благодаря деятельности Эммелин Панкхёрст ( британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток) в 1911 г. женщины в Англии получили избирательные права.
1918г. - английские женщины добились права голоса
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
1. Какой процесс изображен на рисунках?
Укажите причины этого процесса.
2. Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком стабильности общества?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
3. Немецкий учёный Вернер Зомбарт назвал XIX век временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Что означают эти слова?
4. Британский историк Э. Хобсбаум писал о демографической революции: «Это замечательное увеличение населения обычно стимулировало экономическое развитие». Вы согласны с этим высказыванием? Если да, то объясните, каким образом демографический рост может быть связан с промышленным ростом. Если нет, то аргументируйте свое мнение.
5. Составить 5 вопросов по теме урока.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вывод
В XIX – начале XX веке традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Заполнить таблицу
Сословие, класс
Особенности
Дворянство (сословие )
Крестьяне (класс)
Буржуазия
(класс)
Пролетариат,
рабочий класс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 2, § 7 стр. 58-63
- Заполнить таблицу на слайде 26
- На «5» Рассказ устно о повседневной жизни высоко квалицированного рабочего, низкооплачиваемого рабочего, работницы или владельца прядильной фабрики (на ваш выбор).
- На «4» Письменно расширенный план пункта «Изменения социальной структуры» и составить кластер-схему социальной структуры индустриального общества.
- На «3» Письменно вопрос 4 стр. 67 на голубом фоне.
- История женского движения.
- Правовая защита детского труда в XIX в.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»