СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Меняющееся общество. 19 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по всеобщей истории в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Меняющееся общество. 19 век»

Новая история. 9  класс Меняющееся общество Михайлова Надежда Михайловна

Новая история. 9 класс

Меняющееся общество

Михайлова Надежда Михайловна

Вернер Зомбарт, немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии, так характеризовал XIX век: «XIX век – время, когда земля выбрасывала своих детей… Время коренных перемен в западном обществе… Его традиционное устройство, господствовавшие веками устои, превратились в нечто новое». Вернер Зомбарт 1863–1941  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вернер Зомбарт, немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии, так характеризовал XIX век:

«XIX век – время, когда земля выбрасывала своих детей…

Время коренных перемен

в западном обществе…

Его традиционное устройство, господствовавшие веками устои, превратились в нечто новое».

Вернер Зомбарт

1863–1941

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока

Демографическая революция - интенсивный естественный прирост определенных категорий населения; резкое изменение качественного (половозрастного, этнического и т.п.) состава населения.

Миграция  населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой.

Эмиграция - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам

Иммиграция - въезд граждан другого государства в страну на постоянной или временной основе, также обусловленный какими-либо причинами. Говоря проще, если человек покидает свою страну, то для его жителей он будет эмигрантом.

Пауперизм – массовое обнищание

Социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую.

Пространственная мобильность – переезд в другой город, область, страну.

Эмансипация — прекращение действия ограничений, приобретение прав и обязанностей.

Рантье — люди, жившие на проценты на проценты со своего банковского капитала.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Демографическая революция В Европе население увеличивалось фантастическими темпами:  Год Количество людей (млн. чел) 1800 188 1850 266 1900 401 1914 468 Демографическая революция Каковы ее причины? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Демографическая революция

В Европе население увеличивалось фантастическими темпами:

Год

Количество людей (млн. чел)

1800

188

1850

266

1900

401

1914

468

Демографическая революция

Каковы ее причины?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Демографическая революция Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы Улучшилось питание людей Поднялось на новый уровень медицинское обслуживание Появился водопровод, канализация, а также соблюдение правил гигиены снижали риск распространения инфекций Снизился уровень смертности населения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Демографическая революция

  • Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы
  • Улучшилось питание людей
  • Поднялось на новый уровень медицинское обслуживание
  • Появился водопровод, канализация, а также соблюдение правил гигиены снижали риск распространения инфекций

Снизился уровень смертности населения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

поиск работы Разрушение феодальных порядков Рост городов - урбанизация Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» " width="640"

2. Общество в движении

Пространственная мобильность:

  • Транспортная революция (паровоз, пароход и т.д.)
  • Миграция и иммиграция
  • Рост населения и рост нищеты = поиск работы
  • Разрушение феодальных порядков
  • Рост городов - урбанизация

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Урбанизация   - (от лат. urbanus - городской) – рост городов. Процесс повышения роли городов в развитии общества Причины:  поиск работы в связи с аграрным перенаселением  упадком ремесла и мелкой торговли в небольших городках  перемещением центра промышленности в новые районы введение технических новинок в с|х  Условия, сделавшие урбанизацию возможной:  рост продуктивности сельского хозяйства Комментарии к схеме Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Урбанизация - (от лат. urbanus - городской) – рост городов. Процесс повышения роли городов в развитии общества

Причины:

  • поиск работы в связи с аграрным перенаселением
  • упадком ремесла и мелкой торговли в небольших городках
  • перемещением центра промышленности в новые районы
  • введение технических новинок в с|х

Условия, сделавшие урбанизацию возможной:

  • рост продуктивности сельского хозяйства

Комментарии к схеме

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В английских газетах писали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деться». В Германии слышались жалобы: в стране слишком много народа, заработков не хватает, число безработных и нищих растёт. Массы населения покидают родные места: люди едут в другие страны. Этот процесс называется миграцией. Соотношение городского и сельского населения в индустриально-развитых странах. Впервые в истории города стали преобладать в экономической жизни. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В английских газетах писали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деться». В Германии слышались жалобы: в стране слишком много народа, заработков не хватает, число безработных и нищих растёт.

Массы населения покидают родные места: люди едут в другие страны. Этот процесс называется миграцией.

Соотношение городского и сельского населения в индустриально-развитых странах.

Впервые в истории города стали преобладать в экономической жизни.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Скандинавия Англия Восточная Европа Канада Германия США Южная Европа Латинская Америка Южная Африка Австралия Почему мигранты покидали Старый свет и приезжали в Новый? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Скандинавия

Англия

Восточная Европа

Канада

Германия

США

Южная Европа

Латинская Америка

Южная Африка

Австралия

Почему мигранты покидали Старый свет и приезжали в Новый?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества. В чем особенность социальной структуры традиционного общества? Из каких социальных групп она состояла? 2.Социальная структура общества. На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества. Беседа: В чем особенность социальной структуры традиционного общества? Из каких социальных групп она состояла? Рабочие сталелитейного завода Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества

На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества.

В чем особенность социальной структуры традиционного общества?

Из каких социальных групп она состояла?

2.Социальная структура общества.

На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества.

Беседа: В чем особенность социальной структуры традиционного общества? Из каких социальных групп она состояла?

Рабочие сталелитейного завода

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества Индустриальное общество Традиционное общество Сословие: Социальные классы:  принадлежность к сословиям передавалась по наследству  представители обладали разными правами и обязанностями  представителем мог стать любой человек, независимо от происхождения  принадлежность определялась наличием собственности, уровнем дохода, качеством жизни  юридическая ликвидация привилегий в отдельных странах Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества

Индустриальное общество

Традиционное общество

Сословие:

Социальные классы:

  • принадлежность к сословиям передавалась по наследству
  • представители обладали разными правами и обязанностями
  • представителем мог стать любой человек, независимо от происхождения
  • принадлежность определялась наличием собственности, уровнем дохода, качеством жизни
  • юридическая ликвидация привилегий в отдельных странах

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества Традиционное общество Индустриальное общество Эксплуататоры – феодалы, эксплуатированные - крестьяне Эксплуататоры – буржуазия, эксплуатированные – наемные рабочие XIX век часто называют буржуазной эпохой. Крупная буржуазия Средняя и мелкая буржуазия Рантье Классы — большие социальные группы, различающиеся ролью в экономической жизни общества. Буржуазия – класс, обладающий собственностью. Пролетариат – наемные рабочие. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества

Традиционное общество

Индустриальное общество

Эксплуататоры – феодалы, эксплуатированные - крестьяне

Эксплуататоры – буржуазия, эксплуатированные – наемные рабочие

XIX век часто называют буржуазной эпохой.

  • Крупная буржуазия
  • Средняя и мелкая буржуазия
  • Рантье

Классы — большие социальные группы, различающиеся ролью в экономической жизни общества.

Буржуазия – класс, обладающий собственностью.

Пролетариат – наемные рабочие.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества  К началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества  Оба класса отличались внутренней неоднородностью  Исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:  становились фермерами (буржуазия)  нанимались батраками (наемные работники) Обобщение: к началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества  оба класса отличались внутренней неоднородностью  исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:  становились фермерами (буржуазия)  нанимались батраками (наемные работники) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества

  • К началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества
  • Оба класса отличались внутренней неоднородностью
  • Исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:
  • становились фермерами (буржуазия)
  • нанимались батраками (наемные работники)

Обобщение:

к началу XX века буржуазия и наёмные рабочие стали главными социальными классами индустриального общества

оба класса отличались внутренней неоднородностью

исчезновение крестьянства, как самостоятельного социального класса:

становились фермерами (буржуазия)

нанимались батраками (наемные работники)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Новый «высший класс» Буржуазия  обзаводились титулами, подражали старой аристократии в быту  потеснили аристократию в политических структурах Аристократия   стремление получить «обуржуазенные» профессии  инвестиции средств в производство Средний класс  мелкая буржуазия, служащие, врачи, учителя, юристы, инженеры  главный признак – устойчивое материальное положение  гарант стабильности общества:  реформаторский путь развития  против всяких революций Комментарии к схеме Рабочий класс Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Новый «высший класс»

Буржуазия

  • обзаводились титулами, подражали старой аристократии в быту
  • потеснили аристократию в политических структурах

Аристократия

  • стремление получить «обуржуазенные» профессии
  • инвестиции средств в производство

Средний класс

  • мелкая буржуазия, служащие, врачи, учителя, юристы, инженеры
  • главный признак – устойчивое материальное положение
  • гарант стабильности общества:
  • реформаторский путь развития
  • против всяких революций

Комментарии к схеме

Рабочий класс

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества Аристократия - дворяне Рабочие Крестьяне уменьшение численности  увеличение численности  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Социальная структура общества

Аристократия - дворяне

Рабочие

Крестьяне

уменьшение численности

увеличение численности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории рабочих Их положение Высококвалифицированные рабочие («рабочая аристократия») Прочное социальное и материальное положения, зарплата позволяла давать детям хорошее образование. Неквалифицированные рабочие Зарплата в 2 раза меньше квалифицированных Женщины и дети За работу женщины получали намного меньше мужчин. Детей использовали на самых тяжёлых работах, в том числе и в шахтах. Анализ состава и положения рабочих Только в 1893 году в Англии был принят закон, запрещающий принимать на работу детей до 11 лет. Детский труд в шахте. Англия XIX в. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории рабочих

Их положение

Высококвалифицированные рабочие («рабочая аристократия»)

Прочное социальное и материальное положения, зарплата позволяла давать детям хорошее образование.

Неквалифицированные рабочие

Зарплата в 2 раза меньше квалифицированных

Женщины и дети

За работу женщины получали намного меньше мужчин.

Детей использовали на самых тяжёлых работах, в том числе и в шахтах.

Анализ состава и положения рабочих

Только в 1893 году в Англии был принят закон, запрещающий принимать на работу детей до 11 лет.

Детский труд в шахте. Англия XIX в.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабочий день для детей длился 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю дети ходили в школу. Они были такими усталыми, что спали на уроках. «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабочий день для детей длился 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю дети ходили в школу. Они были такими усталыми, что спали на уроках. «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос Половина английских рабочих покупало мясо один раз в неделю, и то после 23 часов. Продукты обычно покупали в субботу после расчета за неделю. «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой кроме ребенка лежат пакетики и свёрточки. Отец несёт на плечах сынишку. Возле кабаков устраиваются концерты. К 11 часам вечера аристократия рабочего класса уже запасается провизией. Тогда появляются исхудалые, заморённые женщины в чёрных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешёвую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и прочее». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос

Половина английских рабочих покупало мясо один раз в неделю, и то после 23 часов. Продукты обычно покупали в субботу после расчета за неделю.

«По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой кроме ребенка лежат пакетики и свёрточки. Отец несёт на плечах сынишку. Возле кабаков устраиваются концерты. К 11 часам вечера аристократия рабочего класса уже запасается провизией. Тогда появляются исхудалые, заморённые женщины в чёрных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешёвую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и прочее».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос Условия труда рабочих Рабочий день 12-16 часов Массовый травматизм и смертность на рабочем месте без пособий Низкая заработная плата Плохие жилищные условия. Рабочие и их семьи часто жили в бараках Вынуждены покупать продукты в магазине при фабрике, где они могли быть дорогими и некачественными Эксплуатация детского и женского труда на заводах, фабриках и шахтах (из-за меньших финансовых затрат на содержание) Существовала и система штрафов на производстве Безработица Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос

Условия труда рабочих

  • Рабочий день 12-16 часов
  • Массовый травматизм и смертность на рабочем месте без пособий
  • Низкая заработная плата
  • Плохие жилищные условия. Рабочие и их семьи часто жили в бараках
  • Вынуждены покупать продукты в магазине при фабрике, где они могли быть дорогими и некачественными
  • Эксплуатация детского и женского труда на заводах, фабриках и шахтах (из-за меньших финансовых затрат на содержание)
  • Существовала и система штрафов на производстве
  • Безработица

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос Требования лучших условий Выдвигались требования через организованные профсоюзы Действовали через митинги, шествия и забастовки Повышение заработной платы Введение 8-ми часового рабочего дня Выплаты социальных и медицинских пособий Оплачиваемые отпуска Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Рабочий вопрос

Требования лучших условий

  • Выдвигались требования через организованные профсоюзы
  • Действовали через митинги, шествия и забастовки
  • Повышение заработной платы
  • Введение 8-ми часового рабочего дня
  • Выплаты социальных и медицинских пособий
  • Оплачиваемые отпуска

Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 к. XIX – нач. XX в. – начало движения суфражисток в Англии и в США:  борьба за предоставление женщинам избирательных прав  в основном мирные способы: - приковывание себя к воротам правительственных зданий - блокирование железнодорожных путей - проведение демонстраций, митингов  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • к. XIX – нач. XX в. – начало движения суфражисток в Англии и в США:
  • борьба за предоставление женщинам избирательных прав
  • в основном мирные способы:

- приковывание себя к воротам правительственных зданий

- блокирование железнодорожных путей

- проведение демонстраций, митингов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Женское движение Причины: тяжелые условия труда, бедность, неравноправное положение в семье. 1840 г. – петиция американских женщин в конгресс. 3. Женское движение. В XIX столетии появилось женское движение за уравнение в правах, эмансипацию.  XIX в. – эмансипация - женское движение за уравнение в правах с мужчинами. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Женское движение

Причины: тяжелые условия труда, бедность, неравноправное положение в семье.

1840 г. – петиция американских женщин в конгресс.

3. Женское движение.

В XIX столетии появилось женское движение за уравнение в правах, эмансипацию.

  • XIX в. – эмансипация - женское движение за уравнение в правах с мужчинами.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Женское движение Эммелин Панкхёрст , британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток Организовала  в 1903 г. Женский политический союз. Благодаря деятельности Эммелин Панкхёрст ( британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток) в 1911 г. женщины в Англии получили избирательные права. 1918г. - английские женщины добились права голоса Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Женское движение

Эммелин Панкхёрст , британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток

Организовала в 1903 г. Женский политический союз.

Благодаря деятельности Эммелин Панкхёрст ( британская общественная и политическая деятельница, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток) в 1911 г. женщины в Англии получили избирательные права.

1918г. - английские женщины добились права голоса

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 1. Какой процесс изображен на рисунках? Укажите причины этого процесса. 2. Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком стабильности общества? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

1. Какой процесс изображен на рисунках?

Укажите причины этого процесса.

2. Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком стабильности общества?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 3. Немецкий учёный Вернер Зомбарт назвал XIX век временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Что означают эти слова? 4. Британский историк Э. Хобсбаум писал о демографической революции: «Это замечательное увеличение населения обычно стимулировало экономическое развитие». Вы согласны с этим высказыванием? Если да, то объясните, каким образом демографический рост может быть связан с промышленным ростом. Если нет, то аргументируйте свое мнение. 5. Составить 5 вопросов по теме урока. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

3. Немецкий учёный Вернер Зомбарт назвал XIX век временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Что означают эти слова?

4. Британский историк Э. Хобсбаум писал о демографической революции: «Это замечательное увеличение населения обычно стимулировало экономическое развитие». Вы согласны с этим высказыванием? Если да, то объясните, каким образом демографический рост может быть связан с промышленным ростом. Если нет, то аргументируйте свое мнение.

5. Составить 5 вопросов по теме урока.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вывод В XIX – начале XX веке традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вывод

В XIX – начале XX веке традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заполнить таблицу Сословие, класс Особенности Дворянство (сословие ) Крестьяне (класс)   Буржуазия (класс) Пролетариат, рабочий класс Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заполнить таблицу

Сословие, класс

Особенности

Дворянство (сословие )

Крестьяне (класс)

Буржуазия

(класс)

Пролетариат,

рабочий класс

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 2, § 7 стр. 58-63 Заполнить таблицу на слайде 26 На «5» Рассказ устно о повседневной жизни высоко квалицированного рабочего, низкооплачиваемого рабочего, работницы или владельца прядильной фабрики (на ваш выбор). На «4» Письменно расширенный план пункта «Изменения социальной структуры» и составить кластер-схему социальной структуры индустриального общества. На «3» Письменно вопрос 4 стр. 67 на голубом фоне.  Сообщение по желанию: История женского движения. Правовая защита детского труда в XIX в. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 2, § 7 стр. 58-63

  • Заполнить таблицу на слайде 26
  • На «5» Рассказ устно о повседневной жизни высоко квалицированного рабочего, низкооплачиваемого рабочего, работницы или владельца прядильной фабрики (на ваш выбор).
  • На «4» Письменно расширенный план пункта «Изменения социальной структуры» и составить кластер-схему социальной структуры индустриального общества.
  • На «3» Письменно вопрос 4 стр. 67 на голубом фоне.
  • Сообщение по желанию:
  • История женского движения.
  • Правовая защита детского труда в XIX в.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!