Ибрайханова Жанар Наримановна Портфолио учителя Отчет С
Группа № 2 3-го уровня
Город Павлодар 23.04.2014
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
До обучения на курсах по Программе третьего базового уровня я не имела представления о том, чем они отличаются от обычных курсов. Посетив первые занятия, не понимала, как я смогу применить все новое на уроках по своему предмету. Но постепенно стала представлять полную картину того, как смогу применить полученные знания по семи модулям на практике. И в этом огромная заслуга нашего тренера, а также моих коллег, которые на протяжении всего процесса обучения поддерживали меня.
Изучив особенности модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла, что наблюдение и анализ учебного процесса и формативное оценивание позволяют школьникам более успешно учиться, а учителям более эффективно преподавать. В Руководстве для учителя есть следующее определение: «Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство для учителя, стр.163). Применяя на практике модуль «Оценивание для обучения» я увидела, как методы формативного оценивания помогают ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение на уроках физкультуры. Проблема была в том, что у ребят нет понимания важности обратной связи, чтобы оценить, на каком этапе процесса обучения он находится, определить характер и причины слабых и сильных сторон. Усовершенствовать свое обучение возможно, если реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи, я узнала, как школьники воспринимают материал и реагируют на приёмы преподавания. Критериальное оценивание позволяет всем участникам учебного процесса принимать участие во взаимосвязанных контрольно-оценочных действиях, направленных на достижение поставленных целей и задач обучения.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- Избегать субъективного оценивания, ученики должны знать критерии, по которым будут оцениваться их знания;
- поощрять мотивацию;
- способствовать самосовершенствованию учащихся;
- развивать способность к самооцениванию;
- распознавать все учебные достижения учеников.
В серии последовательных уроков я ставила целью определить уровень достижений учащихся, повысить мотивацию к предмету, развивать критическое мышление и поэтому использовала различные виды формативного оценивания. Для того чтобы идея была эффективно внедрена учителю нужно было продумать такие стратегии учебного процесса, чтобы вовлечь учащихся в интерактивную деятельность. Также работа учителя заключалась в подготовке материалов к уроку, на корректировку деятельности и консультации участников процесса обучения.
Для решения проблемы серии уроков: работа над овладением навыков верхней и нижней передачи мяча, умение подавать мяч в игре - на разных этапах были выбраны следующие виды деятельности: методический прием «Разрезная открытка», игра «Пилот и штурман», так как известно, что обучение физической культуры проходит успешнее, если оно сопровождается возможностью включить в процесс игровые моменты. «Использование новых подходов», «Групповой и парной работы», составление диаграммы Венна, анкетирование, диалог, презентация «Волейбол: нижняя верхняя передача мяча» активизируют деятельность учащихся. Использование новых форм обучения и стратегий критического мышления способствуют активизации учебной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, обеспечивает совершенствование навыков игры в волейбол.
На уроках мною применены взаимооценивание в паре по готовому образцу, стратегия «Смайлики» - оценивание по критериям, где веселый смайлик - умею, грустный смайлик – сомневаюсь, печальный – нужна помощь, на этапе рефлексии самооценивание по «Листу оценивания».
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто выполняет механические приемы, а старается работать в группе осмысленно, понимая, что от его действии будет зависеть успех команды. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной игры. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать приемы и подачи игры, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Я дала следующее задание: на карточках были даны разные упражнения: 1-я станция: броски и ловля волейбольного мяча (бросить вверх, быстро сесть – поймать, сидя бросить, быстро встать – поймать). 2-ястанция: верхняя передача в парах. 3-я станция: нижняя передача над собой.4-я станция: прямая нижняя подача в парах.
Обсуждение в парах проходило по заданиям:
- Расскажите и научите друг друга тому, чему научились сами.
- Научи напарника тому, чему научился и понял сам.
Хорошо прослеживалась работа не только талантливых и одарённых (А), которые быстро и умело выполняли приемы передачи и подачи мяча, а затем выступали в роли консультантов и оказывали помощь медленным (Ж). Анализируя данное задание пришла к выводу о том, что консультирование учащихся имеет ряд своих достоинств, особенно, когда оно решает возникшие проблемы и носит индивидуальный характер. Эти проблемы видит только учитель в процессе наблюдения и старается помочь детям решить их, тем самым помогая кому-то справиться с внутренними страхами и низкой самооценкой (Ж. Б).
Оценивание данного задания было в форме похвалы учащимся, работавшим в паре ТиО. Рефлексия проведённого задания показала, что у большинства детей сформировался навык приема и передачи мяча сверху (А), но некоторые не научились производить передачу мяча снизу, точно и правильно выполнить выход на мяч ученица (Ж).
Во время практики, используя различные методы критического мышления, стратегию новых подходов, информационно-коммуникативной технологии, талантливые одаренные и учитывая возрастные особенности детей. Я проводила наблюдение за учащимися с целью отследить, как учащиеся принимают новые формы и методы учебной деятельности, эффективность использования работы, интерес учащихся к предложенным приемам подачи мяча, как учащиеся взаимодействуют в паре и в группе, комфортно ли им на уроке, демонстрируют ли в работе доброжелательность, уважение.
Дети не боятся рабочего шума, учатся помогать друг другу и вовремя обращаться за помощью к товарищам, которые рядом. Наблюдая за учащимися при правильной организации работы в парах, вижу ее благотворное влияние на детей. Ученица А(А) стала добрее, внимательнее к товарищам, готова прийти на помощь, объяснить непонятное. У ученицы Д (В) появилось желание работать на уроке отлично, по примеру А, стала увереннее в своих возможностях. Ученица Ж(С) перестала бояться ошибок, если не поняла, просит еще раз объяснить и показать. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для педагога, который мы должны использовать в полном объеме. И как сказал Л.С. Выготский : «То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
На уроках я как учитель старалась не управлять, а координировать действия детей, направлять, указывать дорогу, т.е быть тьютором. На уроках постоянно осуществляется связь учитель - ученик, ученик - ученик; обучение рефлексии, когда ученики заполняют листы самооценивания, анализируя свою работу. Это умение сформировано в полной мере уученицы А (А), что позволит ей активнее участвовать в своем обучении.
Прогресс в познавательной активности показала ученица Д (В), на высоком уровне овладела приемами передачи и подачи мяча, стала объективной в оценке деятельности не только своей, но и товарищей по классу. Повысилась самооценка у ученицы Ж (С), так как она научилась работать четко и эффективно.
Какие же изменения произошли во мне как в учителе и в учащихся?
Сравнивая то, что было до и стало после, я увидела следующие изменения.
В своей практике учителя физкультуры всегда проводят тестирование по физической подготовленности учащихся в начале учебного года и по его завершении, сравнивают результаты и тем самым прослеживают изменения.
Я провела анкетирование среди учащихся по вопросу «Отношение к предмету физическая культура» в начале практики и по ее завершении. Сопоставив результаты перового и второго диагностирования, увидела изменения, которые произошли в учащихся по отношению к предмету. Мнения учащихся по завершении практики склонились к тому, что средства обучения на уроке стали разнообразные, содержание интересное, проявлялся творческий интерес к предмету.
Успешное обучение и преподавание заключается в создании атмосферы, в которой личности чувствуют себя свободными в процессе обучения. Поэтому одной из моих целей было создание благоприятного психологического климата в классе и организация взаимодействия через диалог.
Имея опыт работы в школе, мной практически всегда на уроках применялась групповая и парная работа. Но я никогда не задумывалась над вопросом формирования групп, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, работая друг с другом. Теперь же, учитывая все, это мной была проведена социометрия, для определения сплоченности коллектива; выявления «лидеров», «принятых», «отверженных». Данная анкета была проведена два раза. На первой неделе практики и последней. Результаты показали, что в учащихся произошли изменения по отношению друг к другу. Благодаря организации совместной работы в классе не стало отверженных детей, которых на начальном этапе было двое.
Ранее организация работы групп и пар не подразумевала насколько будет эффективна работа той или иной группы, пары. Теперь же я уделяю этому большое значения, так как понимаю, что от этого зависит эффективность процесса обучения. Работая в парах и группах, учащиеся через диалоговое обучение, взаимодействуя друг с другом, обмениваются своими идеями. И в данной работе я не управляю учащимися, а направляю их. Данная стратегия позволяла организовать диалоговое обучение, через исследовательскую беседу. Через диалог на уроках происходит совместное приобретение знаний, что является обязательным условием обучения тому, как учиться. В диалогической беседе учащиеся приобретали умения работать в группе, формулировать вопросы. Изменения в самостоятельной работе групп можно было проследить в стратегии «Двусторонняя игра». В игре прослеживалось, насколько учащиеся освоили технические приемы, изученные на уроках и насколько эффективно они могут их использовать, взаимодействуя друг с другом. Накапливаемый при самостоятельном выполнении действий опыт делал учащихся более уверенными в реализации поставленной цели.
При планировании и проведении уроков учитывались возрастные особенности учащихся, дозированность заданий, упражнения давались с учетом возможных заболеваний. Талантливые и одаренные в спорте учащиеся теперь задействованы мной в качестве консультантов, экспертов, и в результате научились регулировать свое обучение.
Таким образом, пересмотрев свои подходы к преподаванию, я смогла создать для учеников комфортные условия для работы на уроке, в которых они проявили себя и свои способности.
Введение оценивания нетрадиционными способами, то есть формативного оценивания, позволило повысить уровень мотивации учащихся к обучению. Учащиеся научились давать самооценку своим действия и оценивать действия других.
Одной из задач в моей практике являлось то, что не только я должна была критически мыслить, но и научить своих учеников критическому мышлению. Полученные мной знания и практика в школе показали, что это применимо на уроках физической культуры. Работа в группах строилась через умение задавать вопросы в кумулятивной беседе ученик – ученик, что позволило прийти к конечному результату, то есть выполнению задания. Поставленный мной вопрос создавал для учащихся общую для них проблему. Вопрос высокого порядка: «Предложите способы выполнения самостоятельных действий при обучении приема и передачи мяча двумя руками сверху» - побуждал учащихся к анализу. Учащиеся в группах обсуждали понимание данного задания, задавая вопросы друг другу. Так, во второй группе медленная ученица Ж (С), которая при проведении традиционных уроков молчала, правильно формулирует вопрос учащимся в своей группе: «Как мы можем использовать то, что изучили на первом уроке для выполнения задания?».
За эти три месяца я приобрела умения по использованию информационно-коммуникационной технологии. На уроках я стала применять интерактивную доску, ноутбук, так как, это дает положительный результат. Учащиеся с большим интересом смотрели видеоролики, создавали презентации. Планируя свою работу, я научилась рационально использовать время на уроке.
Итогом работы всех четырех уроков стало суммативное оценивание или оценивание обучения, целью которого является подведение итогов обучения для выставления отметок. В Руководстве для учителя я прочитала, что «Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников одного возраста.
С целью отслеживания и корректирования процесса обучения на ранних этапах я использовала на уроках разные формы формативного оценивания. А учащимся они позволяли понять, насколько правильно они выполняли задания в период обучения.
Проанализировав всю свою деятельность по практике, пришла к решению, что необходимо продолжить начатое дело по внедрению семи модулей в процесс обучения, так как данное обучение является эффективным. Поэтому я продолжу свою практическую деятельность по теме «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Проблемой было то, что в спортивном зале не предусмотрено расположение парт. Спортивный зал не приспособлен для использования ИКТ. Поэтому приходилось использовать ноутбуки, в связи с этим время на уроке использовалось не эффективно.
Изменения во мне:
-научилась видеть в учениках сотрудников;
- повысился мой творческий профессиональный уровень как педагога.
Мои желания (что нужно улучшить?)
- продумать виды деятельности с точным ограничением во времени,
- продумать другие способы взаимооценивания групп.
Трудности:
Не все учащиеся в зависимости от индивидуальных физических способностей в течении короткого времени могут овладеть успешно приемами передачи и подачи мяча, поэтому работа по совершенствованию вышеуказанных навыков будет продолжена на последующих уроках.
Мои выводы для дальнейшей педагогической деятельности:
не бояться «идти на риск», он бывает оправданным;
совершенствоваться, мыслить критически;
применять информационно-коммуникативные технологии на уроке;
подобрать способы для развития активной деятельности учениц А и Ж.
Список использованной литературы:
Руководство для учителя (третий базовый уровень). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 – 103 с.
3