СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие: «Азбука правовых знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие: «Азбука правовых знаний» 

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
  2. С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
  3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
  4. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  5. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
  6. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие: «Азбука правовых знаний»»

Мероприятие: «Азбука правовых знаний»

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;

  2. С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;

  3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

  4. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  5. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;

  6. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Необходимое оборудование: презентация, видеопроектор, плакаты, музыкальный проигрыватель, плакат «Дерево правовых знаний».

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.

Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о правах детей, т. е. о ваших правах.

Мы все равны. И исключений нет.
Для нас для всех одно и то же небо
Мы делим солнце, делим воздух, делим свет,
И делимся друг с другом коркой хлеба.
Очнись, у нас у всех одни права.
Мы все живем, мы дышим и мечтаем
Но к делу не пришьешь мои слова,
Поэтому мы, люди, так страдаем.
Мы вместе создаем открытый мир
В нем царствует любовь, тепло и дружба.
Слова в нем – как целебный эликсир,
Залечат душу. Нам же это нужно?
Мы вместе создаем судьбу земли
Мы вместе ждем добра, уюта, счастья
Хотим, чтобы везде цветы цвели,
И победить невзгоды и ненастья.
Война, конфликты — дьявола печать,
Проблема дней и лет, недель и века
Я так хочу вам громко прокричать:
«В открытый мир! За право человека!»


II. Основная часть:

- Кто из вас знает, что такое право?

Право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей.

- Может кто - нибудь из вас скажет, кто заботится о ребенке? (выслушать высказывание воспитанников)

- Вы знаете, что о детях заботятся не только в семье, а существует много организаций в государстве, главная задача которых - защищать детей.

В США, в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание, в нём находится штаб-квартира ООН (Организации Объединённых Наций), главной целью которой является защитить детей и избавить грядущее поколение от бедствий. Каждый год собираются члены всех государств, а их сейчас более 180 человек. Цель Организации Объединенных Наций – борьба за мир и сотрудничество между государствами. Существует документ международного значения – «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные и экономические права, принадлежащие каждому ребенку. (Документ принят 10 декабря 1948 г. Организацией Объединённых Наций). Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры Организации Объединённых Наций «Права человека. Изложение фактов №10»: 120 миллионов детей возраста от 6 до11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Желание защитить детей возникло в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 году Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка. А через 30 лет 20 ноября 1989года была принята Конвенция о правах ребёнка, в которой говорится, что все дети пользуются одинаковыми правами.

- Ребята, может кто-нибудь знает или слышал что такое ДЕКЛАРАЦИЯ? (выслушать высказывание воспитанников)

(Декларация - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.)

- А, что же такое КОНВЕНЦИЯ? (выслушать высказывание воспитанников)

(Конвенция - международное соглашение по специальным вопросам, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к ней присоединились (подписали)).

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Сейчас ученики познакомят вас с некоторыми правами:


    1. Только ты на свет родился

    Право первое твое:

    Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.


    1. Очень трудно самому, жить на свете одному.
      Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.


    1. Есть еще такое право помнить, думать и творить
      И другим свои раздумья , если хочешь подарить.


    1. Я росточком не доволен и пока не так силен.
      Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.


    1.  Если жар, все тело ломит
       И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
       Тоже право детворы.


    1. Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
      Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.


    1. Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
      В школу ходят все детишки - это право есть у нас.


    1. Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
      Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.


9) Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
    Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.

- Ребята, я хочу познакомить вас с правами детей, которые записаны в конвенции:

- Право на жизнь

- Право на имя при рождении

- Право на гражданство

- Право на защиту жизни, чести и достоинства

- Право свободно выражать свое мнение

- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья

- Право на образование

- Право на отдых и досуг

- Право иметь имущество

- Право на свободное перемещение

- Право на заботу и воспитание родителями

- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Сценка «ДИКАРИ»
Действующие лица и исполнители:
Дикари 5 учеников ( одеты в одежду из меха и листвы, с копьями и луками)
В зале звучит музыка и песня из кинофильма «Бриллиантовая рука»- «На проклятом острове…» и на сцене появляются дикари.
1-ый дикарь. Опять ничего не получается!
2-ой дикарь. Крокодил не ловится. Не растет кокос.
1-ый дикарь. Дети с криком носятся — помогите SOS.
2-ой дикарь. И никто никого не слушается!
В зал вбегает 3-ий дикарь и кричит
3-ий дикарь. Поймали, поймали, человека поймали. Он прямо с неба к нам в руки упал.
За руки в зал дикари вводят ученика. Все окружают мальчика. 
1-ый дикарь. Свеженький!
2-ой дикарь. Аппетитненький!
3-ий дикарь. Вкусненький!
1-ый дикарь. Съедим..?
Все дикари хором, окружая. Съедим!
Ученик кричит. Меня есть нельзя — это не по закону!
1-ый дикарь. А кто такой Закон?
2-ой дикарь. А что такое Закон?
3-ий дикарь. Съедим, и без всяких законов!

Все дикари дружно потирают животы и облизываются.
Ученик. Что вы, что вы ребята это запрещено! Понимаете!?
1-ый дикарь. Это кем запрещено? Наш бог нам все разрешает!
Ученик. А по закону Российского государства есть людей запрещено!
2-ой дикарь. А где это государство? Мы о таком не знаем.

Дикари дружно пожимают плечами и качают головами. 
Ученик. Да Россия занимает самую большую территорию в мире. У нас в стране живёт 143 миллиона человек.
1-ый дикарь. А миллиона это столько? Показывает 10 пальцев.
Ученик. Это много раз по столько. Показывает несколько раз по 10.
2-ой дикарь. И кто же может ими всеми управлять?
Ученик. Ими управляет Закон! А вы разве не по закону живёте?
Все дикари мотают головами и разводят руками.
3-ий дикарь. Поэтому мы так плохо и живем?
Ученик. Тогда, тогда давайте я вас приглашу к нам в страну, в Россию, в гости в свою школу, где мы изучаем законы, права и обязанности человека. 
Дикари и ученик с радостными возгласами уходят со сцены.


Обсуждение сценки.

Викторина «Азбука правовых знаний».

Задание 1. Вопрос-ответ.

  1. Страна, где человек родился и вырос.  Ответ: Родина, Отечество.

  2. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

  3. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

  4. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

  5. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

  6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

  7. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

  8. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн..

  9. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

  10. Всемирный документ, провозглашающий права личности, гражданские, политические, социально-экономические права и свободы. Декларация, конвенция.


Реп «Права и обязанности»

Мальчишки и девчонки, 

И мы вместе с ними

С рождения имеют право на имя.

Имеем мы право сказать, как один: 

“Я – полноправный страны гражданин!”



Имею я право нормально питаться, 

Учиться, лечиться и развлекаться.

Расти в своём доме, в полной семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.



К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовь, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.



Терпимость и дружба –

Всеобщее братство,

Духовная близость – 

Вот это богатство.

А наши родители и педагоги

Должны нас направить 

На эти дороги.


Задание 2. Игра «Да! Нет!»

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!».  Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?  – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?  – Нет!

– Защищён ли человек законом?  – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?  – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?  – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?  – Да!

– Может ли человек владеть имуществом?  – Да!


Задание 3. Конкурс. «Анаграммы»

Ребенок —   КОРЁНБЕ

Семья –  МЯСЬЕ

Страна –   АРАНСТ

Закон –  КОНЗА

Жизнь –   ЗИНЬЖИ

Родители –  ДИЛИЕТОР

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Право – В О Р А П

Школа – Л О К А Ш 

Отдых – Д Ы Х О Т

Человек – Л О В Ч Е К Е

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я


Задание 4. «Знаешь ли ты государственные праздники?»


Новый год (1января)

Праздник весны и труда (1мая)

День защитника Отечества (23 февраля)

День Победы (9 мая)

День народного Единства (4 ноября)

Международный женский день (8 марта)



Задание 5. Необходимо соединить части пословиц.

  • Легко воровать, да тяжело отвечать.

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Каков грех, такова и расплата.

  • Один раз украл, а навек вором стал.

  • За худые слова летит и голова

  • Права влекут за собой и обязанности



Задание 6. Послушайте песню. (Звучит отрывок из песни) Определите, о каком праве в ней поётся?

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”

Право на свободу передвижения

2. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

3. “Песня мамонтенка”

Право жить и воспитываться в семье

4. “Какой чудесный день”

Право на занятие творчеством

5. “Антошка”

Право на труд и на отдых

6. “Кабы не было зимы”

Право на отдых, каникулы для детей

7. “Пусть всегда будет солнце”

Право на жизнь и свободу



А сейчас мы вспомним права сказочных героев которые были нарушены в сказках. Давайте посмотрим небольшое видео.

Видео «Права детей в мультиках».

Задание 7. назовите какое право нарушено в каждой сказке?

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

  6. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)

Задание 8. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся:

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

6. Добросовестно учиться. (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)

10. Носить школьную форму. (Обязанность)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

13. Соблюдать ПДД, а также технику безопасности. (Обязанность)

14. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)

Задание 9. Послушайте ситуации, определите: Чьи права нарушены? Какие обязанности не выполняются?

Ситуация №1:

Учитель. Даша, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Даша. Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

- Объясните, пожалуйста, Даше, в чем она не права.

(Кроме прав у Оли есть еще и обязанности дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Ситуация №2:

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

(Сын нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей)


Ситуация №3:

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Ситуация №4:

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей).

Ситуация №5:

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных наций запрещает использовать труд детей!

- Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?

(Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей).

А сейчас послушайте стихотворение, которое в очередной раз напомнит Вам о важности знания своих прав и обязанностей и соблюдения прав других граждан:

Учителя в школе я слышал слова,
Что в мире все люди имеют права.
Со школы вернувшись, слегка задремав,
Представил: а если бы не было прав?
Приду в магазин — продадут мне не то:
Хотел купить куртку – вручили пальто.
К врачу прихожу, очень горло болит – 
« Я вас не лечу!»- мне врач говорит.
Вот школу закончил и вырос большой,
Работаю – мне не дают выходной,
Зарплату не дали — ругаться нет прав.
И как не показывай дикий свой нрав,
Сиди злой, голодный, без денег, больной
И думай своею пустой головой,
Что право — великая в жизни подмога
Тому, кто тернистую выбрал дорогу.
Глаза вдруг открыл и проснулся счастливым.
Я горд от того, что живу я в России.
Что право имею на знанья, на труд,
Здоровье мое врачи берегут,
Что песни пою и по парку гуляю,
Под мирным и чистым небом играю.
Я вырасту скоро, пойду выбирать,
За президента голосовать.
И твердо уверен, что где бы я не был,
Проголосую за мирное небо, 
За все, что мне дорого и сердцу мило-
За нашу страну, за родную Россию!!! 

III.Заключительная часть

Наше мероприятие подходит к концу, давайте вспомним о каких правах мы сегодня говорили.

Каждый из вас, учась в школе, ежедневно совершает для себя новые открытия. Давайте вместе наглядно вырастим наше дерево правовых знаний. Оно растет все время, пока живет человек. У всех нас свой уровень правового образования. Но есть для людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, защищеннее.

Корнями дерева будет законодательный документ, регламентируемый права ребенка.

- Как он называется?

(Конвенция о правах ребенка) (прикрепляет педагог)

Крона – ваши права, о которых мы сегодня говорили.

- Давайте вспомним их и перечислим. (прикрепляют зеленые ладошки с названиями прав ребенка)

Вот такое дерево правовых знаний может вырастить каждый, используя свои права и обязанности.

Наше мероприятие хотелось бы закончить песней «Родина».







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!