Мероприятие по охране труда: «28 апреля – Всемирный день охраны труда» провела в ФКУ ИК – 4 учитель Ходакова Л.Ф. 23.03.2023 г.
Девиз Всемирного дня охраны труда в 2023 году:
«Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда».
Цель мероприятия:
1. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
2. Привлечение внимания обучающихся к истории и современным достижениям в области охраны труда.
3. Создание условий для развития творческих способностей и эрудиции обучающихся.
Оборудование: ноутбук, презентация «28 апреля – Всемирный день охраны труда», форматные листы А4, карандаши, ручки.
Оформление доски: плакаты «Первая помощь при кровотечениях», «Первая помощь при переломах», «Дорожные знаки для пешеходов».
Выступление: Ходакова Л.Ф. Краткая история
Каждый год 28 апреля всемирно отмечается памятная дата, названная днем охраны труда. Мероприятия в этот день проводятся с целью напомнить работодателям, работникам и общественности о существующей проблеме травматизма и гибели людей на рабочих местах.
В 1989 году профессиональные союзы и трудящиеся Америки и Канады провели «День памяти погибших работников», напомнив всему миру о людях, пострадавших или погибших на работе. С 2003 года в разных странах День памяти стал называться Днем охраны труда.
В Российской империи вопросы охраны труда поднимались ещё в XIX веке. Фабричной инспекцией, утвержденной в 1882 году, контролировалось соблюдение требований безопасности на предприятиях. Согласно Правилам, принятым в 1903 году, работникам, получившим травмы на рабочем месте, и членам их семей стали выплачивать компенсации. С развитием промышленности в мире развивалось профсоюзное движение. В 1919 году была основана МОТ (Международная организация труда).
Эмблема Всемирного дня охраны труда.
История возникновения охраны труда в России
Слайд № 4,5.
Долгое время в России, как и в других странах, охране труда не уделялось должного внимания. Только при императрице Елизавете Петровне вышел закон, ограничивающий трудовую деятельность по ночам на фабриках и заводах.
Об охране труда на горнозаводских предприятиях говорил и Михаил Васильевич Ломоносов. В поле его зрения попали и сама организация подземных работ, и меры по их безопасности, и даже одежда рабочих. Также Ломоносов М.В. выступал против работы детей на таких заводах.
Но только в 1818 году был принят закон о надзоре за работами, призванный повысить безопасность заводских рабочих.
В 1859 году работала особая комиссия, осмотревшая ряд промышленных предприятий. Ее результаты были неутешительными: отмечено, что среди рабочих травматизм крайне высокий, а условия их труда опасны. По итогам работы с целью решения этой проблемы появился новый документ – кодекс правил работы.
В 1882 году был запрещен труд детей, которые не достигли 12 лет, а подросткам с 12 до 15 лет разрешено работать только в дневное время. Также появился институт фабричной инспекции, в обязанности которой входил контроль требований безопасности.
В 1899 году появился высший орган контроля – Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие. Именно им были утверждены первые санитарные правила, касающиеся работ с опасными веществами – ртутью, свинцом, хромпиком.
В 1918 году были определены вредные и опасные производства и профессии.
Выступление обучающегося 11 класса «Интересные факты: СИЗ и охрана труда»
1.Савва Тимофеевич Морозов (1862 – 1905) -предприниматель, совладелец и директор крупнейшей текстильной Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, учредитель химического акционерного общества «С. Т. Морозов, Крелль и Оттман», директор Трехгорного пивоваренного завода в Москве.
Савва Морозов был мастером социальной политики на производстве. Ему удалось снизить уровень пьянства среди своих рабочих с помощью театра, образовательных лекций, библиотеки и футбольной команды.
2. Ван Гога отстранили от должности проповедника из-за того, что он активно защищал права шахтеров. Рабочие плакали, узнав об его отставке: великий художник отдавал бедным свою зарплату, читал Евангелие, посещал больных, учил детей, не раз пытался добиться у руководства шахт улучшений условий труда для людей. Впрочем, именно после прекращения миссионерской деятельности Ван Гог написал самые знаменитые свои картины.
3. Первая в России футбольная команда — «Орехово» — появилась на мануфактуре предпринимателя Саввы Морозова. Он значительно снизил уровень пьянства среди своих рабочих, используя театр, образовательные лекции, библиотеку — и да, футбол. Так что людям, трудившимся у него, толком и пить было некогда!
4. Первые сведения о телогрейках находят еще в Древнем Египте. Вообще этот предмет одежды носили и византийские пехотинцы, и няня Татьяны из «Евгения Онегина», и средневековые рыцари, и извозчики Российской империи — и, кажется, все в Советском Союзе.
5. Казимир Малевич первым предложил использовать оранжевые куртки для дорожных работ. Именно с легкой руки автора «Черного квадрата» этот цвет стал одним из самых популярных из используемых в спецодежде.
6. Лапти — раз в две недели или чуни просмоленные веревочные — раз в 3 месяца: такими были нормы выдачи СИЗ в 1926 году для землекопов. А потом им еще и мыло стали выдавать!
7. Михаил Ломоносов ввел понятие вентиляции и сконструировал вентиляционные установки в шахтах. Нашего универсального гения волновали еще многие вопросы охраны труда — вплоть до спецодежды.
8. Рабочий комбинезон спроектировали российские художники — супруги Варвара Степанова и Александр Родченко. Самые популярные сочетания цветов, которые сегодня используются с спецодежде, — тоже их рук дело!
9. Первую американскую каску для рабочих (с широкими полями!) придумал ветеран Первой Мировой войны Эдуард Буллард практически сразу после возвращения с фронта — уже в 1919 году. Армейский шлем стал толчком к революции в сфере промышленной безопасности. А компания Bullard и сегодня один из лидеров североамериканского рынка СИЗ для пожарных.
10. Создатель первой европейской каски, вероятнее всего, — знаменитый писатель Франц Кафка. Он работал в страховой компании и насмотрелся многого: «В моих четырех округах люди падают со строительных подмостков, будто пьяные, они бросаются в машины, все балки переворачиваются, все насыпи обваливаются, все лестницы скользят; все, что хотят поднять вверх, опрокидывается наземь, а когда хотят что-нибудь опустить, сами падают вниз». Эти печальные наблюдения побудили его к активным действиям
Задание для обучающихся: «Знание основных терминов» Выбери правильный ответ…
ОХРАНА ТРУДА, ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ, ТРАВМА, ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЭТО…
-Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
-Система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества
-Повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия
-Набор практических мер и правил, направленных на предотвращение возникновения случайного или преднамеренного пожара, ограничение его распространения в случае возникновения и минимизацию последствий, включая возможные потери, до приемлемого уровня.
-это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
-вредные факторы:
химическими — воздействие токсических веществ, соединений, смесей, композиций;
биологическими — аллергены, препараты крови, болезнетворные бактериями и т. д.;
физическими — высокая или низкая температура воздуха, вибрации, производственный шум, различные виды излучения.
Задания для обучающихся: Начался пожар…Каковы ваши первоначальные действия?
1) Убежать; 2) Позвонить 01 и сообщить старшим; 3) Тушить самостоятельно.
Приглашаются к доске 2 обучающихся (Были приглашены 2 обучающихся из 10 класса) – кто быстрее и правильно ответит на вопросы.
Задания для обучающихся: «Самый быстрый ответ»
1. Каким огнетушителем нельзя тушить электропровода под напряжением? (пенным)
2. Чем проверить утечку бытового газа? (мыльной эмульсией)
3. Какое лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении? (подорожник, березовый лист)
4. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры? (ожог)
5. Какое напряжение допускается при иллюминации елок? (12 вольт)
6. Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»? (носитель света)
7. Аппарат для ликвидации возгорания? (огнетушитель)
8. Что может поразить при касании оголенных проводов? (ток)
9. Г азы, образующиеся при сгорании топлива? (углекислый газ)
10. Химический элемент, используемый для очистки воды? (хлор)
11. Реакция окисления, при которой выделяется топливо и наблюдается тепло и наблюдается свечение горящих веществ? (горение)
12. Комплекс предупредительных мер? (профилактика)
Задания для обучающихся: «Первая медицинская помощь»
ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ…
ПРИ ПЕРЕЛОМАХ…
Задания для обучающихся: «Дорожные знаки для пешеходов»
Какие вы знаете дорожные знаки для пешеходов?
Обучающимся в конце мероприятия получают задание: Составьте кроссворд на тему: «Охрана труда».
Подведение итогов. Вручение призов за участие.
Спасибо за внимание и участие!