СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "День лицея"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«„¥­ì «¨æ¥ï»

Наименование ОУ











Дня лицея



















Выполнила: ученица русского языка и литературы

Каримова Эльвира Равильевна







2019



День лицея

(Видеофрагмент «Царскосельский лицей»)

Ведущий 1. 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Был среди них и Пушкин. О лицейском братстве он напишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Ведущий 2: Приоткроем удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронес «святое братство» через года и остался верен лицейской дружбе.

( Звучит один из «Вальсов» А.С.Грибоедова. Перед зрителями появляется группа лицеистов. На каждом из них рубашка с поднятым воротом, в руках книги, гусиные перья, тетради. Музыка прекращается).

Вольховский: Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.

Ведущий 1: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной.

Ведущий 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков: Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище Франт.

Ведущий 2: Министр.

Дельвиг: Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище Тося.

Ведущий 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Дельвиг: Я не любил шумные игры, поэзию, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты ж не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Корсаков: Корсаков Николай, 11 лет.

Ведущий 1: Редактор лицеистских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:
Прохожий, поспеши к стране родной своей,
Ах, грустно умирать далеко от друзей.

Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно-
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Ведущий 2: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский: Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак.

Ведущий 1: Сын директора Лицея.

Малиновский: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

Ведущий 1: Был добрым и спокойным человеком. Он достойно отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Пущин: Иван Пущин, 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

Ведущий 2: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

Пушкин: Пушкин Александр, 11 лет. Прозвище Француз.

Ведущий1: Самым знаменитым и прославленным выпускником Лицея стал Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущий 2:

О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Ведущий 1: Великий русский поэт А.С. Пушкин является основоположником русской классической литературы. Он родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Самыми лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи. Няня рассказывала маленькому Пушкину русские сказки и пела песни, бабушка знала много рассказов о старине, А с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы мальчик много узнал о тяжелой жизни талантливого русского народа. В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки, где Саша большую часть свободного времени проводил и в играх с крепостными ребятишками. В раннем возрасте Саша читал самостоятельно много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом и с восьми лет сам начал сочинять стихи.

Ведущий 2:

Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера.
(Пер. с франц.)

Ведущий 1:

Пою сей бой, в котором Толи одолел,
Где погиб не один воин, где Поль отличился,
Никола Матюрин и прекрасная Нитуш,
Рука которой была трофеем ужасной стычки.
(Пер. с франц.) 

Ведущий 2: Летом 1811 года Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян. Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, к родине к своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой, пишет немало стихов.

Ведущий 1: К Наталье (отрывок)

Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал;
Как, смеясь во зло Амуру,
Я писал карикатуру
На любезный женский пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы! с ума сошел.
Смехи, вольность — всё под лавку,
Из Катонов я в отставку,
И теперь я — Селадон!
Миловидной жрицы Тальи
Видел прелести Натальи,
И уж в сердце — Купидон!

Ведущий 2: В 1812 году началась война с Наполеоном. Войска врага перешли границы России и стали продвигаться в глубь страны. Весь русский народ поднялся на защиту отчизны. Пушкин и его товарищи по лицею с большим вниманием следили за военными событиями. Они читали письма, газеты и журналы, в которых рассказывалось о мужестве и отваге русских воинов. Это укрепляло у лицеистов любовь к родине.

Ведущий 1:
Перед гробницею святой
Стою с поникшей головой. 
Все спит кругом; одни лампады 
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин, 
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной, 
Смотритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной 
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет! 
Он русский глас нам издает; 
Он нам твердит о той године, 
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал—и спас.

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас, 
О старец грозный! На мгновенье 
Явись у двери гробовой,
Явись: вдохни восторг и рвенье 
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей 
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный! 
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной 
Невозмутимый, вечный сон

Ведущий 2: Весной 1817 года Пушкин закончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловском и с усердием записывал русские народные сказки со сказочными образами Бабы-Яги, Кощея, русалки, лешего. Именно здесь пишет Пушкин поэму «Руслан и Людмила», которая вышла в свет в 1820 году. В1828 году к выходу второго издания поэмы он пишет уже пролог, который начинается следующими строчками: «У лукоморья дуб зеленый…»

(видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый»)

Ведущий 1: Затем Пушкин поселяется в Петербурге. Там поэт поступил на службу, но она мало его интересовала. Большую часть времени он отдает поэзии. Некоторые стихи были направлены против царя и его приближенных. Царю тоже было знакомо содержание стихов. Пушкин стал опасным противником для царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать» из-за возмутительных стихов. В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев, где тайно организовалось Южное тайное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества, но с его участниками имел тесную связь. ссылка поэта угнетала и мучила. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник»,в котором отразилась тоска по свободе.

(ученик в костюме Пушкина читает стихотворение «Узник»)

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Ведущий 2: Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. И в августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское, где долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня Арина Родионовна, разделила с ним тоскливые, тяжелые годы изгнания. Пушкин переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко. и поэтому в 1825 году он пишет одно из самых грустных стихотворений « Зимний вечер». Опять спасением для него оказалась няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже поэт напишет несколько замечательных сказок.

(ученица в костюме царицы читает отрывок из сказки «О мертвой царевне», «Свет мой зеркальце…»)

Ведущий 1: В сентябре 1826 года Пушкин из Михайловского был увезен в Москву по вызову царя. Царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин беспокоится о няне, оставшейся в Михайловском, и посвящает ей стихотворение, которое остается неоконченным.

(Профессиональное озвучивание стихотворения)

Ведущий 2: 14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов, которые вы ступали против царя Николая I. Пять руководителей восстания были повешены, многие из участников сосланы в Сибирь и на Кавказ. При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царем он признался, что «стал бы в ряд мятежников». За поэтом была установлена слежка, все новые произведения поэта просматривал сам царь. В этот период Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись описания времени года, которые поэт использовал как вставки к поэме «Евгений Онегин»,

(Звучит вступление к опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского)

Ведущий 1: Осенью 1830 года Пушкин провел в Болдино. Осенью он лучше всего и больше всего писал. В Болдино и была написана « Сказка о попе и работнике его Балде»

Ведущий 2: Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта, используя ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта, первую красавицу Наталью Гончарову. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года недалеко от Петербурга. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях 10 февраля 1837 года поэт скончался.

(Видеофрагмент дуэли Пушкина и Дантеса)

Ведущий 1: Смерть Пушкина была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек простилось с поэтом. Большей частью это были простые люди, пришедшие проститься со своим любимым другом и защитником. Для царя и его придворных Пушкин был и мертвым страшен. Поэтому ночью, завернутый в рогожу, гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэт был похоронен у стен Святогорского монастыря. За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» В нем поэт подводит итог своему творчеству.

(Ученик читает стихотворение)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.


Ведущий 2: Но сегодня Пушкин жив. Давайте вернемся в стены лицея к тому времени, когда Пушкин был молодым и красивым юношей.

(видеофрагмент «Царскосельский лицей»)

Ведущий 1: Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Число воспитанников было ограничено. Никаких унизительных наказаний не было, каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. Преподаватели давали зубрить свои тетрадки, иные, например, любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и мироволили им в классах и на экзаменах. Свобода или, точнее, безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным “студентам”, знакомя их с такими сторонами жизни, которые выгоднее узнавать позднее.

Ведущий 2: К тому же, на третий год существования лицея скончался его первый директор, и почти два года настоящего главы в заведении не было. Преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и приходилось, окончившим курс, приобретать своим трудом впоследствии, то лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными, светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали 19-е октября – день открытия лицея.

Ведущий 1: Давайте посмотрим, как проходил их день:

Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов - уроки. Остальное - прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…
Для Лицея был отведён огромный четырёхэтажный флигель дворца. В верхнем находились дортуары – залы для отдыха после занятий. Для них, на протяжении вдоль всего строения, во внутренних поперечных стенах прорублены были арки. Таким образом образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены были комнаты-спальни: всего пятьдесят номеров. В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами. На каждой комнате номер. Лицеисты потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление. На втором этаже столовая, больница, конференц-зал. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека. Спать ложились в 10 часов вечера. Так закончился день.

Ведущий 2: Впереди у них много других дней, не менее интересных и важных. Но именно с этого дня открытия лицея они стали друзьями на всю жизнь: Иван Пущин и Александр Пушкин. Позже в их лицейское братство влились Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский, Илличевский, Яковлев. И всюду они были вместе: и в радости, и в горе, и в озорстве.

Ведущий 1: Товарищи, знавшие впечатлительную натуру Пушкина и его отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбивым и тщеславным. Его прозвали “Французом”, преимущественно за прекрасное знание французского языка, но в 1811 и следующих годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный (обострились отношения с Францией и в 1812 году Наполеон пошел войной на Россию). Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами.

Ведущий 2. В день восемнадцатилетия Пушкина 26 мая 1817 года был выпускной экзамен по отечественной географии и статистике. Пушкина навестили в этот день Карамзин, Вяземский, Чаадаев. Уже один этот ряд фамилий говорит о его известности и признании его таланта. В этот год лицеистам предстояло расставание. Последние лицейские дни... Уже изготовлены в канцелярии аттестаты, пишутся последние письма родителям и родным. Всерьез и в шутку обсуждаются служебные назначения. Кто идет в гусары, кто в чиновники. Пушкин успехами не блещет - его знания оценены 26-м местом из 29. На прощальном вечере директор наденет им на пальцы чугунные кольца - символ крепкой дружбы. Будет спета прощальная песня на слова Дельвига "Шесть лет промчались, как мечтанье..." Лицеисты дадут клятву в том, что "... и последний лицеист один будет праздновать 19 октября". Эта горькая доля - пережить всех своих друзей - выпала Александру Горчакову (скончался 28 февраля 1883 г.)

Ведущий 1: Годы изменили лицеистов. Но братству своему они остались верны. И когда в 1837 году, через 102 дня после празднования лицейского юбилея, разнеслась страшная весть о гибели Пушкина, они восприняли ее как личное горе. Известие это ранило всех до единого. "Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить?" - писал Федор Матюшкин Яковлеву Михаилу Лукьяновичу, бывшему лицеисту, служившему в Министерстве юстиции. Погасло "солнце русской поэзии". Не стало Пушкина. Но дружба лицеистов не прервалась.

Ведущий 2: Прослушав рассказ о них, задумаемся о себе, своих друзьях. Что было? Что будет?

(танец «Минуэт» исполняет группа детей, инсценировка)

Пушкин: Забавы, шутки, розыгрыши и… влюбленности. Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.

Дельвиг: Наше достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Много выше карьеры и удачи.

Кюхельбекер: Даже любви.

Корсаков: Больше всего говорили и писали о дружбе в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

Вольховский: В день окончания лицея пели гимн на слова Дельвига:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Пушкин: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

(Звучит песня "Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея")

Ведущий 1. И сегодня мы хотим вам пожелать, чтобы ваши школьные годы были озарены такой же дружбой, какая была среди лицеистов, чтобы вы могли когда-нибудь процитировать знаменитые пушкинские строки, обращая их к своим друзьям: Друзья мои, прекрасен наш союз!

(Ученики танцуют прощальный выпускной вальс под песню «Как упоительны в России вечера»)

Просмотр содержимого презентации
«„¥­ì «¨æ¥ï.»

День Лицея

День Лицея

Вольховский Владимир Дмитриевич

Вольховский Владимир Дмитриевич

Горчаков Александр Михайлович

Горчаков Александр Михайлович

Дельвиг Антон Антонович

Дельвиг Антон Антонович

Корсаков Николай Александрович

Корсаков Николай Александрович

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Малиновский Иван Васильевич

Малиновский Иван Васильевич

Пущин Иван Иванович

Пущин Иван Иванович

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Арина Родионовна

Арина Родионовна

Первый директор лицея  В. Ф. Малиновский (1811—1814)

Первый директор лицея В. Ф. Малиновский (1811—1814)