Министерство образования и Науки РД.
Внеурочное мероприятие, посвященное единению народов Дагестана:
«Сила Дагестана - в единстве народов»,
в группе
«Младшая медицинская сестра
по уходу за больными».
Преподаватель: Лачинова М.Б.
г. Южно-Сухокумск
2011г.
Внеурочное мероприятие о единстве народов Дагестана
«Сила Дагестана – в единстве народов»
Цель:
Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма.
Обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий;
Улучшить психологический климат в группе с многонациональным составом.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей формирования национального состава населения Дагестана.
Сформировать у учащихся нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.
Провести анкетирование учащихся для определения уровня толерантности каждого учащегося и обсудить полученные результаты.
Методы:
Оборудование:
анкеты для учащихся,
блок-схема “толерантность”,
карточки с терминами “нация”, “патриотизм”, “толерантность”, “национализм”, “шовинизм”.
План внеурочного мероприятия
Исторические аспекты формирования населения Дагестана.
Нация, национальность, национализм.
Патриотизм и национализм: как их различить?
Толерантность, диагностика ее уровня у учащихся.
Заключение.
Ход внеурочного мероприятия.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу.
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов.
I. Исторические аспекты формирования населения Дагестана.
Преподаватель. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства. В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого.
Преподаватель. Единство народов и этнических групп Дагестана имеет родственную основу, восходящую к глубокой древности, о чем свидетельствуют разнообразные материалы: археологические, лингвистические, антропологические, этнографические и др.
Преподаватель. Какие народы в составе Дагестана вы знаете?
Республику Дагестан населяют представители различных наций и народностей. Все трудовые коллективы края многонациональны. И все они живут и трудятся сообща.
Учащийся. Дружба народов нашей многонациональной республики-аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, и др. выдержала суровое испытание в годы гражданской войны, в первые годы советской власти, в годы Великой Отечественной войны, в наше время, в период вторжения международных террористов в 1999 г.
Преподаватель. Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, образованная как конфедерация 26 царств, она просуществовала до XVII века нашей эры.
Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша республика имеет множество политических, социальных, экономических проблем.
Преподаватель. Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?
Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.
Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.
II. Нация, национальность, национализм.
Преподаватель. Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.
Учащийся. НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”.
Уильям Индж.
Преподаватель. Что такое национальность и как ее определить?
Учащийся. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
Преподаватель. Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком. Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей. Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.
В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме. Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.
Учащийся. НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:
“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.
Станислав Ежи Лец.
Преподаватель. Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный. Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д. Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.
Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.
Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”. Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.
III. Патриотизм и национализм: как различить.
Преподаватель. Что такое патриотизм?
Учащийся. ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
У
чащийся. ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Преподаватель. Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.
Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую страну.
Учащийся. ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом.
IV. Толерантность, диагностика ее уровня у школьников.
Преподаватель. А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова “толерантность” с разных языков
Учащиеся.
язык | Перевод на русский язык |
английский | Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь |
французский | Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов |
китайский | Проявление великодушия в отношении других |
арабский | Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
персидский | Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению |
Преподаватель. Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (учащиеся предлагают свои варианты)
Учащийся. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Учащийся. Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас.
Учащийся. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Преподаватель. Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске
Блок-схема “толерантность”
По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение.
Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.
Преподаватель. А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.
Преподаватель раздает заранее подготовленные анкеты
Анкета
1. ФИО____________________________________________________________
2. Ваш возраст_______________________
3. Кем по национальности являются Ваши родители?
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
4. Кем по национальности Вы себя считаете?
_________________________________________________________________
5. Имеете ли Вы российское гражданство?
да
нет
6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?
да
нет
мне все равно
7. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?
да, это нужно делать обязательно
да, это необходимо в некоторых случаях
нет, это неприемлемо
8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?
это плохо _______________________________________________________
это хорошо_______________________________________________________
мне все равно ______________________________________________________
9. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
никогда
такое случалось
это происходит регулярно
10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?
полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации
в принципе согласен, но вступать не хочу
не поддерживаю такую позицию
11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
да, они борются с неофашизмом
да, они дают молодежи выразить свою точку зрения
нет, не считаю
12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
да, конечно
пока нет, но такое может случиться
для меня это неприемлемо
13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?
да, конечно
нет
в зависимости от ситуации
14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?
да, потому что моя позиция верна
нет, он имеет право выбора
в зависимости от ситуации
15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?
да, конечно
ни за что
как себя поведет большинство
16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?
соглашусь
конечно, не соглашусь
в зависимости от ситуации
Учащиеся заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности.
Ключ для оценки результатов анкетирования.
№ ответа | № вопроса |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | баллы | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 |
2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 |
3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.
11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления не толерантного отношения к людям в школе не замечают.
5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.
Мастер п/о подсчитывает количество учащихся, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.
Заключение
Обращение к группе: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)
Выводы:
Национальность определяется не местом рождения, а национальностью
родителей
Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью
переговоров;
Шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни
граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
Каждый человек в отдельности, который является националистом, несет
ответственность за разгоревшуюся вражду.
Преподаватель. Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку). Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Они все разные, но все-таки они вместе. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в группе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго! Всего вам доброго!