Министерство образования и науки РД
Колледж сферы услуг
Утверждаю:
Руководителю филиала ГПОБУ КСУ
_______________ М.А. Муртузалиева
«____» ___________________ 2020г.
Открытое
внеурочное мероприятие
на тему:
«Государственная символика России»
Подготовила:
Мастер п/о Лачинова М.Б.
2020г.
Цели:
формировать системные представления о государственных символах России;
воспитывать чувство любви к родному Отечеству;
показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России,
формировать активную позицию гражданина России.
Оборудование:
презентация;
карта РФ;
фонограмма гимна России;
акварельные краски (красная, синяя);
кусочки поролона.
Ход внеурочного мероприятия.
Инициация.
Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные песни.
Ученица читает стихотворение:
«Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!»
Преподаватель:
Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
(Ответы учащихся, они зачитывают отрывки лучших сочинений)
«Родина – это…»
Это и великая страна с великой историей.
Это и тот клочок земли, где ты родился и рос.
Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков.
Где ты познал первые радости и неудачи.
Основная часть.
Преподаватель:
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это – то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Сегодня мы с вами поговорим о её историческом прошлом, о её государственных символах. Будем узнавать что-то новое, делиться знаниями со своими друзьями, принимать участие во всех заданиях.
Слайд. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – Россия…Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Прохлада реки. Это – Россия. Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?
1 Студент:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек Раскинулась она!
И на свете много разных стран,
Но есть одна страна – Её мы Родиной зовём И Родина – Одна!
Преподаватель:
Слайд. Посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами, национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Кто из вас, знает, откуда появилось такое название – «Россия»?
От чего произошло слово «Родина»?
2 Студент:
Название – "Россия" в стародавние времена ее называли Русью. Слово "Русь", как полагают некоторые ученые, произошло от слова "русло". Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово "россияне", а страна, где они живут, – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.
3 Студент:
Слово «Родина» произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.
Преподаватель:
Наше государство крепло и росло. С каждым годом, с каждым веком Русь, а потом и Россия становилась самым могучим, самым богатым государством. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Слайд. Как вы понимаете слово символы? (ответы студентов)
4 Студент:
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Преподаватель:
Слайд. Какие символы страны вам известны? (Ответы детей)
5 Студент:
Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн.
Слайд. Так говоря о Париже, мы представляем - Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или - небоскрёбы. Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это - символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного - солдата – это тоже символы России. Послушайте, о каком символе пойдёт речь сейчас?
Преподаватель:
Слайд. Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах. (Герб).
Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.
Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.
Слайд. Но почему у орла две головы?
Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
Что нового узнали о гербе РФ? (Ответы детей)
Послушайте и определите, о чём сейчас пойдёт речь?
Слайд.Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн).
У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну. И этим летом на Олимпийских играх в Лондоне гимн России звучал 27 раз. Почему? При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Прослушайте Гимн России стоя.
Слайд. Прослушивание гимна РФ
6 Студент:
Величаво и спокойно гимн России прозвучал,
Каждый слушал тихо стоя, затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.
Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем.
Преподаватель:
Слайд. У гимна тоже своя история. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
О каком символе говорю сейчас?
Слайд. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг). Что вы знаете о флаге России? (Ответы детей)
7 Студент:
У каждой страны есть свой флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают при спортивных победах. Например, за время последних Олимпийских игр в Лондоне наш флаг был поднят … раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены.
Преподаватель:
Как выглядит наш флаг? (Ответы детей)
У России флаг трёхцветный.
Что же означает каждый из них?
8 Студент:
Белый цвет – цвет мира, чистоты. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.
Синий цвет – вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость.
Преподаватель:
Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.
Кроме таких государственных символах, как герб, флаг и гимн у нашего государства есть Конституция. В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово "Конституция" пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: "…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям". И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано...
Слайд. Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности.
Права: Обязанности:
на жизнь; защищать Родину;
на отдых; соблюдать законы;
на образование; охранять природу
на помощь; платить налоги.
на защиту чести и достоинства.
3. Итог занятия, обобщение.
Преподаватель:
Слайд. А сейчас, в качестве закрепления, предлагаю разгадать кроссворд «Символика России».
Кроссворд «Символика России».
1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)
2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)
3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)
4.Как иначе называется флаг? (Знамя)
5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)
6.Жезл – символ власти – это …(Скипетр)
7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)
8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)
9.Столица нашей Родины. (Москва)
10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)
11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного)
Преподаватель:
Слайд. Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас. Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.
Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные песни.
Стихотворения о символах Российского государства.
Герб России
9 Студент:
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
10 Студент: О Гимне Российской Федерации.
Главную песнь страны
Снова и снова слышим мы.
От юга до севера она звучит,
И сердце у каждого так стучит!
В ней – слава Отечества, слава народа,
Что крепнет союзом, растёт год от года.
Мы с песнею главной по жизни идём,
Гордимся страною, верим и ждём –
Нам годы дадут исполненья мечты
Для счастья народа, любви, красоты!
11 Студент: Российский флаг
Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.
Трех цветов Российский флаг.
Многоценен этот стяг!
Он – в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.
Это – флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
Предки, крепкие в борьбе,
Возвещают о себе.
Значит, выстоим и мы –
Милой Родины сыны.
Знамя верное у нас –
Мы не дрогнем в страшный час!
Практическая работа
На доске прикреплён большой ватман, разлинованный на три равные горизонтальные полосы. На нижней и средней полосе листа парафином заранее написаны имена учащихся группы, преподавателя.
Предлагаю кусочками поролона закрасить среднюю полосу синей краской, а верхнюю полоску оставить белой. Девочки закрашивают нижнюю полосу красным цветом. При закрашивании нижней и средней полос проявляются буквы, которые обозначают имена учащихся. Прочитав свои имена, они удивлены, приходят к выводу, что получилось изображение флага России, на котором написаны их собственные имена.
Преподаватель:
Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, с уважением относиться к государственным символам страны, гордиться достижениями своего народа.
12 Студент:
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
12 Студент: Давайте родину любить!
Давайте Родину любить,
Как любят США американцы,
Свою Отчизну возносить
В великолепии и глянце.
Давайте Родину любить
В расцвета дни и в дни упадка,
С её судьбой свою делить
На сто процентов, без остатка.
Не очернять и грязь не лить,
Хоть за глаза, хоть в жарких спорах.
Ей лишь прекрасное дарить
На всех раскинутых просторах.
Беречь её от злых идей,
Что сеют нищету и войны,
Чтоб жизнь была прекрасна в ней
И высшей степени достойна.
Не на словах её любить,
А совесть вкладывая в дело.
Душою пламенно служить
Без показухи и всецело.
Чтоб имя светлое её
Мир и величье означало,
И в доказательство того,
Всех на планете согрева
Преподаватель:
Слайд.
Наше мероприятие хотелось бы закончить словами поэта И.Северянина
О России петь, что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!