СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие к году экологии "День Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие к году экологии "День Земли"

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие к году экологии "День Земли"»

Экологическая викторина для недели экологии в школе

  1. Сценарий экологической викторины «День Земли?»






Есть на земле огромный дом. Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом.

                                           (Л.Дайнеко)


Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!


Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету?

(участники отвечают)


А знаете ли вы главные беды Земли?

(участники отвечают)


Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.


Сейчас мы проведем экологическую игру – викторину «Знаете ли вы?»

Для начала нам нужно выбрать жюри. Я думаю это будут: Бычков В.И., Артемьева Н.Н., Павлова Н.В.

Ребята, вы должны разделиться на команды с одинаковым количеством участников.

(участники делятся на две-три команды)


Первый наш конкурс - это «Весёлая разминка». Командам по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ будет даваться 1 балл. Кто ответит на большее количество вопросов, та команда и победила.






Итак, у нас появилось две команды: команда 1-«Филины», команда 2-«Дятлы»


























Конкурс 1


ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА.

В каждой шутке есть доля истины!


  1. Какое животное, когда идет направо, песнь заводит? (Кот ученый)

  2. Про какое страшное, ужасное усатое животное написал сказку К. Чуковский? (Тараканище)

  3. Как звали галчонка из сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»? (Хватайка)

  4. На чем играл осел из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»? (на гитаре)

  5. Как звали папу-медведя в сказке «Три медведя» (Михайло Потапыч)

  6. Какой крестьянин прославился спасением зайцев? (Дед Мазай)

  7. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

  8. Ягода, с которой без ножа нам не справиться (арбуз)

  9. Лысеющий на ветру цветок? (одуванчик)

  10. Как называется бассейн для рыбок? (аквариум)

  11. Эта птица на хвосте приносит новости (сорока)

  12. Как называется дом медведя? (берлога)

  13. Домашнее животное, гуляющее само по себе (кошка)

  14. Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (селедка)

  15. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

  16. Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка)

  17. Сколько лап и ушей у пяти мышей? (30)

  18. Решите задачу: На столе лежало 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежало на столе?

















Конкурс 2. «Что мы выбрасываем,

или Золотые россыпи помоек»

1 ведущий: Команды вы получаете по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу вы поднимаете табличку с номером ответа.

Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

    1. Пластмасса (правильный ответ).

    2. Стекло.

    3. Металл.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать.

  2. Собрать в одном месте.

  3. Раскрошить.

  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

    1. Компостировать.

    2. Сжечь при специальных условиях.

    3. Переплавить.

  1. Первоочередная забота при выборе свалки:

    1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

    2. Ограждение места свалки.

    3. Укомплектование соответствующей техникой.

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:

    1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

    2. На близлежащие регионы.

    3. Даже на территории, удаленные от места,

где загрязнение «увидело свет».

  1. Самая страшная «добавка» к воде:

  1. Бытовой мусор.

  2. Пестициды.

  3. Минеральные удобрения.


7)Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

рассеивают в окружающую среду:

    1. Газы.

    2. Жидкости.

    3. Твердые вещества.

8)Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

    1. 10 лет.

    2. 50 лет.

    3. 100 лет и более.

9)Поступление в среду обитания вредных веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

систем, называют:

    1. Загрязнением.

    2. Экологическим кризисом.

    3. Интродукцией.

10)Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

  1. 1-2 года.

  2. 5-8 лет.

  3. 20 и более.

11) Гарбология это...

  1. наука о доме;

  2. наука о почве;

  3. наука о мусоре.


12)Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим

количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

    1. Их захоронение.

    2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

    3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

















Конкурс 3. «Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)»


2 ведущий: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

Задание первое:

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. У вас много игрушек сделано из нее.

4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса.)

Задание второе:

1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается

(Стекло.)

Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Это необходимо компостировать.

4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его производит обыкновенная корова.

(Навоз.)

Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

Задание пятое:

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

Задание шестое:

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

Задание седьмое:

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

Задание восьмое:

  1. Всегда черного цвета.

  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

  3. Это очень вредно.

  4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

  5. Этого много при горении.

(Сажа)

Задание девятое:

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)


















Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.


Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.


Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!


Конкурс 4. «Лесной театр»

Команды получают название животного, и они должны своей команде-сопернице это животное изобразить при помощи пантомимой. (Крокодил, лось, змея, майский жук)




 

КОНКУРС 5 «Любить природу – значит знать ее и соблюдать ее законы» (Предполагаются развернутые ответы, учитываются дополнения).

Вопросы:

  1. По каким причинам истребляются крокодилы? (из-за ценной кожи)

  2. Видели ли вы в кино царскую мантию? Из меха каких крохотных зверьков ее сделали? (горностай)

  3. Из чего состоит смог? (смесь тумана, промышленной пыли, дыма и выхлопов газов)

  4. Как называется международная экологическая организация? (Грин-пис)

  5. Почему Красная книга называется красной? Существует ли Черная книга природы? (красный – цвет тревоги. В Черную книгу вошли уже исчезнувшие виды растений и животных)

  6. Название этого моря означает в переводе на русский язык «остров». Удивительный остров воды в бескрайней пустыне…Сейчас из-за бездумной, разрушительной деятельности человека это море умирает. В настоящее время оно втрое меньше, чем в 50-х годах 20 века. Назовите это море и причины его гибели. (Арал, воды впадающих в него рек были отведены для орошения)

  7. Их называют природными кондиционерами. Они способны очистить воздух жилищ от пыли и ядовитых веществ, увлажнить его и обогатить кислородом.(комнатные растения).

  8. Этот тонкий слой в атмосфере защищает нашу планету от избытка ультрафиолетовых лучей, неблагоприятно влияющих на живые организмы. Все чаще мы говорим о разрушении этой оболочки. Что это за слой? (озоновый слой Земли)

  9. Это вещество даже в малых дозах вызывает раздражение дыхательных путей, во время 1 Мировой войны использовалось как ОВ. Его считают одним из главных факторов разрушения озонового слоя Земли. Но с ним мы встречаемся ежедневно, когда открываем водопроводный кран… Дело в том, что это вещество используется для обеззараживания воды. (Хлор. Воду, подвергшуюся хлорированию, необходимо фильтровать. Сейчас применяют способ озонирования воды)

  10. Он занимает первое место по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу. В Москве, например, он дает 70% загрязнений! О чем идет


















 





Наша следующий 6 конкурс- эстафета называется «Дед Мазай и зайцы»..


Вся команда кроме одного участника садится на корточки в кружок. Один из участник находится на линии старта. По команде он бежит к остальным участникам команды – «зайцам», берет за руку одного из них, и, не разжимая рук, они обегают сидящих на корточках и бегут к линии старта. Далее, не разжимая рук, они бегут за следующим участником команды и так далее, пока вся команда, взявшись за руки не закончит эстафету.


Побеждает команда, которая первая переправит всех участников команды, т. не «спасёт всех зайцев».

Итак, команды на старт!












конкурс 7. "Зоологические шарады"

Вам нужно отгадать слово, состоящее из двух частей, определение которых дается. Отгадка – животное.

Задание конкурса.

  1. _ _ _ / _ _

первая часть слова: то, чего у толстых людей больше, чем у худых;

вторая часть слова: так объясняется собака. (Жираф)

  1. _ _ __ / _ _ _ _

первая часть слова: то, что составляют, прежде чем приступить к делу;

вторая часть слова: ее поют в опере. (Планария)

  1. _ _ _е _ _ _

первая часть слова: быстрое передвижение;

вторая часть слова: человек, быстро тратящий деньги. (Бегемот)

  1. _ _ __ / _ _ _ _ _ _

первая часть слова: Божье наказание; (каракатица)

вторая часть слова созвучна глаголу, означающему движение колеса.


А пока команды заняты, я предлагаю болельщикам по отвечать на вопросы: ( см. приложение 1)


















8 конкурс. "Абракадабра"

В этой игре в словах переставлены местами буквы. Игрокам необходимо расставить буквы на свои места и угадать загаданное слово.

Задание конкурса.

  1. Ньфилед (дельфин);

  2. Рогонос (носорог);

  3. Дананако (анаконда);

  4. Гункеур (кунгуру);

  5. Галиларот (аллигатор),

  6. Сонрагтой (горностай);

  7. Ваймеур (муравей);

  8. Пиаталон (антилопа).


Я предлагаю опять болельщикам поучаствовать в игре, и ответить на вопросы (см. приложение 2)



Теперь мы подведём итоги нашей игры. Победителями стала команда «Дятлы»


(награждение победителей)


Люби природу, паренёк,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Её ты не губи!

Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,


Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

Люби природу, человек,

Её ты охраняй,

Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!


 Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну, наш край и наш город









































Приложение 1




 

Вопросы для болельщиков

  1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

  2. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

  3. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

  4. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

  5. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

  6. От чего утки плавают? (от берега)

  7. Сколько ног у паука? (8)

  8. Первые весенние птицы (грачи)

  9. Что делает ёж зимой? (спит)

  10. Каркуша - это : (ворона)

  11. Какая змея самая большая? (анаконда)

  12. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

  13. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

  14. Какие камни в море? (мокрые)

  15. Целый день летает, всем надоедает (муха)

  16. В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

  17. Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

  18. Рыжая плутовка (лиса)

  19. Он начинает неделю (понедельник)

  20. Первый весенний цветок (подснежник)

  21. Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

  22. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)

Приложение 2.


  1. Знаете ли вы:

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

- этнология

- геология

- экология*

 

  1. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера*

- ноосфера

- стратосфера

 

  1. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу.  Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

- радиола розовая

- пролеска лесная

 

  1. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

- лава

- нектар

- вода*

 

  1. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

- железо

- алюминий*

- олово

 

  1. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

- 5 апреля

- 11 января*

- 13 октября

 

  1. Знаете ли вы:

так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

- наводнение

- загрязнение*

- землетрясение

 

  1. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

- Каспийское

 

  1. Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

- кислота

- щёлочь

 

  1. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

- соляные

- грибные

- кислотные*

 

  1. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства*

- антибиотики

- поверхностно активные вещества

 

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах  уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- неон

- озон*

- азот

 

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

- Книга редких видов

- Экзотическая книга

- Красная книга*

 

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

- Арктика

- Австралия

 

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

- нитраты

- удобрения

- пестициды