ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
ТЕМА «Наш Коми край».
УЧРЕЖДЕНИЕ ГПОУ «СГПК», группа каб. №
- Способствовать изучать традиции, обычаи коми народа, историю, легенды, природу Коми края.
-Расширять представления детей о малой Родине на основе изученного.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала занятия Цель– организация детского внимания |
(В) Здравствуйте, ребята | Приветствие педагогов |
(Ф)О Коми край – Тайга и тундра, Морошки край И клюквенных болот, И климат здесь Холодный и суровый, А запах здесь Таежный и сосновый. Такая красота вокруг, Мой край – Мой лучший друг! Земля Коми широка, У рек крутые берега — Печора, Ижма и Уса. Растут грибы, цветы, леса. Люблю тебя, Республика, Родная моя Земля1 слайд( Наш коми край) | Слушают внимательно |
(В) Сегодня мы поговорим о нашем крае, о нашей Республике Коми. | |
Основная часть Цель – расширение детского кругозора |
(Ф)Назовите, ребята, столицу Республики Коми. | Дети: Сыктывкар |
(В) Сыктывкар – столица Республики Коми. Здесь с очень давних пор жили коми – народ охотников и оленеводов. Первое поселение появилось аж 430 лет назад. Это было небольшое поселение людей, которое называлось Усть-Сысола. Оно было так названо, потому что находилось в устье реки Сысола. Шли годы, поселение Усть-Сысола развивалось, строилось и стало самым большим. В то время жила императрица Екатерина 2 и по её указу поселение Усть-Сысола стало называться городом Усть-Сысольск. Позже Усть-Сысольск был переименован в г. Сыктывкар, название которого переводится с коми языка, как город на Сысоле. Коми республиканаходится отчасти на севере западного Урала, и выходит за его пределы в северо-восточную Европу. | Внимательно слушают |
(Ф)А как можно называть жителей Сыктывкара? | Дети предполагают |
(В)Жители Сыктывкара считаются Сыктывкарцами. Жителей мужского пола называют - сыктывкарец, а жительниц женского пола обычно называют - сыктывкарками. | Слушают внимательно |
(В)А кто у нас глава Республики Коми? | Дети: Владимир Викторович |
(Ф)Глава Республики Коми - Уйба Владимир Викторович, доктор медицинских наук, профессор.(Слайд 2 – фото главы) | Слушаю внимательно |
(В)Каждая республика имеет свои государственные символы. (Ф)Как вы думаете, ребята, что такое “символ”? | Дети: знак условный |
(В)Символ – это условный знак или изображение. И у нашей Республики есть свои символы. Знаете ли вы их? | Дети: флаг, гимн, герб |
(Ф)Наш флаг имеет 3 цвета.Синий, зеленый, белый Как вы думаете, что означают эти цвета?( слайд 3 – флаг рк) | Дети предполагают |
(В) Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. (Ф) Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов комипармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. (В) Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. | Внимательно слушают |
(Ф)А теперь, посмотрите на герб Республики Коми (В)Что изображено на гербе республики? (Ф)Какое имеет значение?(слайд 4 герб) | Дети предполагают |
(Ф) Открытость крыльев означала и гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. Лик женщины на груди птицы символизировал Зарниань (Золотую бабу) – жизнедарующую солнечную богиню, мать мира, хранительницу святого и доброго. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях коми – синтез гармоничного строения мира – органично вписался в рисунок перьев. | Внимательно слушают |
(Играет куплет гимна)(слайд 5 - гимн) | Слушают куплет |
(В)Что вы сейчас прослушали? | Предполагают |
(Ф)Это куплет гимна Республики Коми. А что такое гимн? | Дети: песня |
(В)Гимн - это торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. | Слушают внимательно |
(Ф)Знаете ли вы гимн Республики Коми? | Дети отвечают знают или нет гимн |
(В)22 июня 2006 года впервые прозвучал полный вариант гимна Республики Коми на коми и русском языках. Государственный гимн Республики Коми создан на основе песни коми поэта Виктора Савина «Соколиное гнездо». | Смотрят гимн на слайде |
(Ф)Ребята, назовите какие деревья растут в наших краях | береза,рябина,осина, ель, сосна) |
(В)А ягоды? | Клюква,брусника, черника, малина, земляника, морошка. |
(Ф)А грибы у нас растут? Какие вы знаете? | Белый гриб, лисички, рыжики, подосиновик, груздь |
(В)Всё правильно. Все это растет на наших просторах Республики Коми | |
(Ф)Может вы знаете какие животные и птицы у нас обитают? | Медведь, лиса, лось, волк, белка. Дятел, снегирь, синица, ворона, воробей |
(В)И это тоже верно. Молодцы. А так же обитают и другие, такие как песец, куница, лось, олень. Из птиц дичь, рябчик, глухарь, тетерев, куропатка. | Слушают внимательно |
(В)Знаете ли вы что такое оленеводство? | Дети: Люди которые занимаются оленями |
(Ф)Оленеводство - традиционная отрасль хозяйствования коми проживающих на севере республики. | Слушают внимательно |
(В)Дом оленеводов называют чум.(Слайд 6 - чум)Малица - это верхняя одежда северных народов.Она очень удобна и практична. ( Слайд 7 - малица) Эта одежда максимально соответствует и климатическим условиям высоких широт. На ноги оленеводы одевают пимы(Слайд 8 – пимы). Современные пимы обычно шьются высотой до колена. Делятся на мужские и женские, которые часто имеют значительные различия в отделке. Современные пимы могут быть украшены не только традиционными узорами, но и бисером, вышивкой. На́рты (Слайд 9)— узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из северных оленей. | Смотрят слайды и слушают |
(Ф)Любите ли вы сказки, мифы? | Дети: да |
(В)Знаете ли вы героев легенд нашего края? | Дети отвечают, если знают |
(Ф)Васа (Слайд 10-васа)–водяной, дух-хозяин воды. Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды и водной живности и прочую подводную нежить. | Смотрят слайды и слушают |
(В)Вöрса(слайд 11- Вöрса)– лесной дух-хозяин, леший. Лесной дух мог иметь и ничем внешне непримечательный облик: рослый человек в черном суконном кафтане, молодец в синем или белом шабуре, запахнутом левой полой наверх. | Смотрят слайды и слушают |
(Ф)Ёма(слайд 12 - Ёма)– колдунья, ведьма. Ёма – хозяйка флоры и фауны, хозяйка леса: живёт в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках. | Смотрят слайды и слушают |
(В)Пера (Слайд 13 – Пера) – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь. Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. | Смотрят слайды и слушают |
(Ф)Зарань( Слайд 14 – Зарань) – дочь Солнца, персонификация зари.В коми-пермяцких сказках мифологического характера Зарань, дочь Солнца, называется прародительницей коми-зырян, женой Перы. | Смотрят слайды и слушают |
(В)А сейчас мы поиграем и посмотрим как хорошо вы нас слушали. | |
(Ф)За каждый правильный ответ мы будем давать фишки, в конце викторины мы их посчитаем у каждого и определим победителей. Чтобы ответить поднимаем руку. Выкрикнутый ответ засчитываться не будет. | Слушают внимательно |
(В)1 Тур «Разминка» (Слайд 15) | |
(Ф)Как называется столица Республики Коми? (Сыктывкар)(Слайд 16) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Как называются жители нашего города? (Сыктывкарцы)(Слайд 17) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Где находится наша республика? ( На севере западного Урала)(Слайд 18) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Как называется наша Малая Родина? (Республика Коми)(Слайд 19) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Как назывался наш город в старину? (Усть-Сысольск)(Слайд 20) | Отвечают на вопрос |
(В)2 Тур«Символика Республики Коми» (Слайд 21) | |
(В)Найдите флаг республики Коми (Слайд 21) | Отвечают на вопрос |
(В)Найдите герб республики Коми (Слайд 22) | Отвечают на вопрос |
(В)Что означает изображение на гербе Республики Коми? (сокол, здесь символ государственности и сильной власти, защищающий народ коми. Женское лицо на соколиной груди – изображение Зарни-Ань) (Слайд 23) | Отвечают на вопрос |
(В)Что означают цвета на флаге Республики Коми? ( синий-небо, зеленый-тайга, белый – снег)(Слайд 24) | Отвечают на вопрос |
(В)Кто является Главой Республики Коми? Найдите его на фотографиях (Уйба Владимир Викторович)(Слайд 25) | Отвечают на вопрос |
(В)На основе чего создан Государственный гимн Республики Коми (на основе песни Коми поэта Виктора Савина «Соколиное гнездо»). (Слайд 26) | Отвечают на вопрос |
(Ф)3 тур «Животный и растительный мир» (Слайд 27) | |
(Ф)Какими хвойными породами деревьев богата Республика Коми? (сосна, ель, кедр)(Слайд 28) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Угадайте что за звуки и кто их издает? (волк) (Слайд 29) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Какими ягодами богата Республика Коми? (морошка, клюква, брусника, голубика и черника) (Слайд 30) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Найдите на картинках воробья (Слайд 31) | Отвечают на вопрос |
(В)4 тур « Оленеводство» (Слайд 32) | |
(В)Как называется обувь, которую шьют из оленьего меха? (пимы)(Слайд 33) | Отвечают на вопрос |
(В)Найдите и назовите сани оленеводов? (нарты) (Слайд 34) | Отвечают на вопрос |
(В)Как называется верхняя одежда оленеводов? (малица) (Слайд 35) | Отвечают на вопрос |
| Отвечают на вопрос |
(Ф)5 тур« Герои из легенд» (Слайд 37) Вам нужно угадать по картинке героя Легенды | |
(Ф)Вам нужно найти хозяйку флоры и фауны 1. Васа 2.Ёма✔ 3.Зарань(Слайд 38) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Теперь найдите лесного лешего 1. Пера 2.Вöрса✔ 3. Васа(Слайд 39) | Отвечают на вопрос |
(Ф)Найдите дочь Солнца 1.Зарань✔ 2. Пера 3. Вöрса(Слайд 40) | Отвечают на вопрос |
(В)6 тур «Географический» (Дополнительный) (Слайд 41) Для самых умных | |
(В)Какие горы располагаются на территории Республики Коми? Кавказские горы Карпаты Уральские горы (Слайд 42) | |
(В)Какой из городов находится в Республике Коми? Киров Инта Вологда (Слайд 43) | |
(В)Какая река не протекает по территории Республики Коми? Волга Вычегда Печора (Слайд 44) | |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: |
(В)Какие вы молодцы! Подошла самая волнующая минута, подсчитайте каждый свои фишки. | Считают фишки заработанные. |
*3 человека выходят к доске* | |
(Ф)Вручение 3 ученикам грамоты. 1-е, 2-е, 3-е места. | Получают грамоты |
(Ф)Наше занятие подошло к концу. Нам очень понравилось с вами работать! До свидания! | Прощаются с педагогами. |