СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие, посвященное 100-летию Расула Гамзатова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие, посвященное 100-летию Расула Гамзатова.»

Внеклассное мероприятие,

посвященный 100-летию Расула Гамзатова:

«Поэт аула и планеты».



Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова;

Оборудование: портреты Р. Гамзатова, высказывания поэта, книжная выставка, музыкальное сопровождение.



Ход мероприятия.



1. Вступительное слово учителя:

 

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945—1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

 Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим. Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Об этом свидетельствуют строки поэта.



2. Учащиеся читают стихи.


Ученик 1:

Ручьи всегда тоскуют по морям.
Но и моря тоскуют по ручьям.
В ладонях сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не поместить.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.



Учитель:

Многие стихи Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и за рубежом. Каждое литературное произведение имеет свою историю.
Стихотворение Р. Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквием по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение.

Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о маме, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:


Ученик 2:


Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей
В могилах братских не были зарыты,

а превратились в белых журавлей…




Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредничестве автора и переводчика Наума Гребнева, М. Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность.



3. Звучит песня.



Он умел писать о том, что волновало всех людей. Это любовь к Родине и ее истории, ее будущему, к женщине, к матери.
«Мама – это слово – Чудо!

Мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения. Мать – опора земля. Горцы говорят: лишенный отца – полу сирота, а лишенный матери- сирота полный. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, только молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего. Нет мамы, кроме мамы, она единственна как земля, вода, небо и потому свята.

Взлелеянный простой аварской женщиной – матерью, поэт увековечил в своих стихах ее образ:



Ученик 3:


Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Заклинаю: берегите мать!
Дети мира, берегите мать!


Тематика его стихов очень разнообразна. Уважение и почтение к старшим, матерям,, к собственному народу и к другим народам – вот его Завет!.


4. Ученики читают стихи:



Ученик 4.

Хочу любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою:
«Любовь всего превыше на земле».


Чтоб гимн прекрасный люди пели стоя
И чтоб взлетала песня к небу, ввысь,
Чтоб на гербе страны Любви слились
В пожатии одна рука с другою.


Ученик 5:


Во флаг, который учредит страна,
Хочу, чтоб все цвета земли входили,
Чтоб радость в них была заключена,
Разлука, встреча, сила и бессилье,
Хочу, чтоб все людские племена
В стране Любви убежище просили.

Ученик 6.


Товарищи далеких дней моих,
Ровесники, прожившие так мало!..
Наверное, остался я в живых,
Чтоб память на земле не умирала.

На поле боя павшие друзья —
Вас было много, страстно жизнь любивших.
Я ведаю: в живых остался я,
Чтоб рассказать о вас, так мало живших.

Ученик 7.

Жизнь капризна. Мы все в ее власти.
Мы ворчим и ругаем житье.
…Чем труднее она, чем опасней —
Тем отчаянней любим ее.

Я шагаю нелегкой дорогой,
Ямы, рытвины — только держись!
Но никто не придумал, ей-богу,
Ничего, что прекрасней, чем жизнь.

Учитель:

Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

 

И к 90-летию со дня рождения в Москве открыт памятник великому сыну своего народа Р. Гамзатову.

 Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.







Дорогие ребята, спасибо большое вам за ваше внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!