СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие в технике 4К, посвящённому Дню Победы "Нам доверена память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие рассчитано на 2 урока по 40 минут с перерывом. Проводится в технике 4 К. В ходе работы ребята кратко узнают о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, знакомятся с прадедушками-героями своих одноклассников, их подвигах и заслугах. Дети находят информацию из текста о Георгиевской ленточке- символе Дня Победы.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие в технике 4К, посвящённому Дню Победы "Нам доверена память"»

Мероприятие, посвящённое 9 Мая-Дню Победы, проведённое в 1 классе «Нам доверена память».

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; - воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о своих родственниках- участниках ВОВ.

Ход занятия.

Вводная беседа.

1.Легенда.

Учитель. -Посмотрите на меня внимательно и скажите, что необычного в моём костюме вы видите?

( Дети должны заметить на груди приколотую Георгиевскую ленточку)

- Кто из вас знает, как она называется? ( Георгиевская ленточка)

- Символом какого приближающегося праздника она является? (Дня Победы)

- А какие ещё символы этого праздника вы знаете? (Ответы детей: Вечный огонь, салют и т.д.)

- Как вы думаете, случайно ли на наше сегодняшнее мероприятие я прикрепила её к своей одежде? (Нет)

- А раз не случайно, какому празднику посвящено наше сегодняшнее мероприятие? (Дню Победы)

- Одним из символов этого великого праздника также является песня «День Победы». Она была написана к 30-летию Победы, и с тех пор исполняется каждый год в этот праздник. Послушайте, пожалуйста, 1 куплет и припев этой песни.

Звучит 1 куплет и припев этой песни.

- В обычные праздники у нас какое настроение бывает? (Радостное, весёлое и т.д)

- А в песне говорится, что это праздник со слезами на глазах.

-Поэтому сегодня нам с вами, что нужно узнать об этом празднике, какую цель мы ставим себе? (Ответы детей: какую победу мы празднуем в этот день? почему праздник со слезами на глазах?, что означает Георгиевская ленточка и почему её прикрепляют люди к своей одежде?)

Учитель уточняет цель.

2. Работа в группах.

Учитель. – У вас на столах лежат листочки с текстом и задание для каждой группы. Вам нужно прочитать текст внимательно и найти в нём ответ на вопрос своей группы. (См. приложение с текстом и заданиями)-10-12 мин

Дети читают текст и отвечают на вопросы:

1) Когда и с какой целью проводится акция «Георгиевская ленточка»? (Дети отвечают)

2) Что означают цвета Георгиевской ленточки?

3) Откуда произошло название Георгиевской ленточки?

4) Что означает Георгиевская ленточка?

5) Как следует носить Георгиевскую ленточку?

Учитель: Вернёмся к моей ленточке. Теперь вы сможете мне объяснить, что же означает тот факт, что я или кто-то другой, носит на груди Георгиевскую ленточку? (Ответы детей)

- А теперь нам надо понять, а почему так важно помнить о событиях ВОВ, людях, которые жертвовали собой и победили, почему мы должны сохранить эту память в веках для будущих поколений. Вы мне в этом поможете.

Слайд 1. Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, области, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

О войне мы с вами знаем лишь понаслышке. Наши деды рассказывали о ней своим детям – нашим родителям, наши родители нам, а мы рассказываем о ней своим детям. Вот так и передаётся память о тех героических, но очень горьких и страшных годах из поколения в поколение. Нам с вами доверена память о тех людях, которые ценою своих жизней, завоевали для нас мир на всей Земле, и мы обязаны пронести ее через года, через века, чтобы и наши потомки знали, что это за праздник 9 мая – День Победы.

Слайд 2. 1 чтец:       Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...                    

2 чтец:  Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою. 

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, 

Что умерли они?

Слайд 3. Учитель. Представьте, раннее воскресное июньское утро. Накануне в школах прошли выпускные вечера, молодые люди строили планы на свою будущую счастливую жизнь, у детей были каникулы, кто-то отдыхал в пионерских лагерях, кто-то планировал поездку к бабушке в деревню, кто-то планировал с родителями выехать на природу… Но этим планам не суждено было сбыться.

3 чтец: 

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец:

 Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,               

  Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец: 

Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец: 

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной ,

Всего, каких – то 5 минут осталось…        



Слайд 4. Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистский враг напал на нас, началась Великая Отечественная война.

Вот что услышали граждане нашей страны Советского Союза из репродукторов в 12 часов дня 22июня 1941 года. (Включить воспроизведение)

Слайд 5 (Сообщение Левитана)

Слайд 6. Командовал немецко-фашистскими войсками Адольф Гитлер.

Слайд 7. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Свою операцию захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун»
    Что такое тайфун? (Ураган, уничтожающий все на своем пути)
Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу, пройти парадом по Красной площади. Позже он скажет: «Я был уверен, что война скоро кончится».

Учитель. Но на защиту Родины встал весь народ.

Вспоминая о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

В толковом словаре Ожегова написано «Подвиг- это героический, самоотверженный поступок».

Подвиг - это поступок, когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда весь народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные  силы.

В первые же дни войны была написана песня «Священная война». Под неё солдаты уходили на фронт.

Слайд 8 (Или здесь) Песня «Священная война». Включить воспроизведение песни.

Учитель. -Война шла везде: в небе

Слайд 9.

- На суше

Слайд 10

-На море

Слайд 11

-В лесах

Слайд 12



Слайд 13 7 чтец. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

Слайд 14.

8 чтец. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

Слайд 15.

9 чтец. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. Помните!

Слайд 16

10 чтец. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

11 чтец. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года. 1418 дней. Помните!

12 чтец. В первый день войны будущим героям было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

Слайд 17.

Учитель: - Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой страшной войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Чтец 13.

От бескрайней равнин ы сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!                  

Слайд 18

Учитель: Люди встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

На защиту Родины встали все от мала до велика. Уходили на фронт эшелоны, солдаты сражались на поле боя, не жалея жизни, на оккупированных фашистами территориях создавались партизанские отряды.

Дети и женщины помогали ковать победу в тылу, они вставали на трудовую вахту.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.

Слайд 19

Чтец 14.

Жестокое слово-война!

 Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те  дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Учитель:  Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

Слайд 20.

Чтец 15.

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Чтец 16.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Чтец17.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Чтец 18.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть, между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Слайд 21.

Учитель: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. ( Если кто-то принесёт, то показать такое письмо)



Слайд 22.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.



Чтец 19.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: "Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"

- Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.



Слайд 23.

Учитель: И, наконец, благодаря самоотверженному подвигу всего нашего народа наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий Западной Европы. Советские войска дошли до Берлина, столицы фашистской Германии.

30 апреля 1945 года в 22 часа советские солдаты Егоров и Кантария водрузили Красное Знамя на крышу Рейхстага - здания, в котором до 1945 года заседал парламент Германии. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Слайд 24.

И вот, наконец, поздно вечером 8 мая 1945 года в пригороде Берлина был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. В этот момент ( из-за разницы во времени) в Советском Союзе уже было 9 мая 1945 года наступил долгожданный День Победы. Такие слова услышали люди по радио:

Слайд 25  запись Левитана «О капитуляции Германии»

Слайд 26

20.Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.



21.На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

22. Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу – герою! 

Слава Армии славной его!

 

23. И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник - Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!



24. Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!



Учитель: Во время Великой Отечественной войны погибло на фронте, умерло от ран, замучено в фашистских концлагерях, умерло от голода во время блокады Ленинграда около 27 миллионов человек. Они погибали и умирали ради того, чтобы мы с вами сейчас жили, работали, учились, поэтому мы никогда не должны этого забывать!

Чтец 25.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти.


Учитель.

Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда. 
Вспомним!

Слайд 27 (Включить метроном)



Минута молчания.

Слайды 28, 29

Учитель: Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Такими героями были ваши прапрадедушки и прапрабабушки. Давайте узнаем имена некоторых из них, чьи портреты сохранились в семейных архивах)

Слайды с 30-- 46

( Если дети принесут фотографии своих прадедов, участников ВОВ, то показать на слайдах их имена и фотографии)

Я называю ФИО героя, ребёнок, чьего родственника я называю, встаёт с места.

Изготовление стены памяти.

Работа в группах

Учитель: В память о ваших родных, отвоевавших свободу и независимость нашей Родины в борьбе с фашизмом, оформим «Стену памяти» (ребята на оформленный ватман наклеивают портреты своих прадедов).

Затем сами называют их ФИО и говорят, погиб он, или умер в мирное время, или живёт до сих пор.

Слайд 47.

Учитель: В последние годы в городах и сёлах нашей страны проходит и ещё одна акция «Бессмертный полк», когда после парадов, где принимают участие ветераны, благодарные потомки с портретами своих родных и близких, участников войны, не доживших до сегодняшних дней, проходят 9 Мая дружным строем по улицам своих городов и сёл.

Установление Вечного огня

- Учитель: Вот и мы в память о ваших родных, не доживших до сегодняшних дней, в память об их бессмертных подвигах установим символический вечный огонь рядом с нашей «Стеной памяти». Не забывайте: Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее!

Слайд 48.

Учитель. Подведём итог.

-Почему же День Победы- это праздник со слезами на глазах?( Дети отвечают)

-Почему мы должны хранить память о людях, благодаря которым мы одержали победу над фашизмом, об их подвигах на полях боёв и в тылу? (Ответы детей)

- Достигли мы цели? (Ответы детей)



- А теперь оцените, пожалуйста, своё настроение, обведя соответствующий вашему настроению смайлик (Дети работают с градусником настроения)

Учитель: И в завершение нашего мероприятия давайте послушаем песню «День Победы», которая была написана к 30-летию великой Победы, и теперь стала неотъемлемой частью праздника 9 Мая- Дня Победы

Слайд 49. Песня «День Победы»



















































Приложение 1

Георгиевская ленточка

Каждый год накануне Дня Победы с 24 апреля по 12 мая в городах нашей страны проходит акция «Георгиевская ленточка». Добровольцы- волонтеры раздают оранжево-черные ленточки всем желающим.

Цель акции - не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.

Цвета «Георгиевской ленточки» выбраны не случайно.

Оранжевый цвет - это цвет пламени.

Черный - цвет дыма.

Они служат нам напоминанием о страшных годах прошедшей войны.

Своё название «Георгиевская ленточка» получила от двухцветной ленты к главному ордену России- ордену Святого Георгия- Георгиевскому кресту.

Георгиевская ленточка означает выражение нашего уважения к ветеранам, это память о людях, сражавшихся за нашу жизнь, благодарность тем, кто отдал всё для фронта и благодаря кому мы победили в 1945 году.

Поэтому недопустимо неуважительное отношение к этой ленте. Не используйте ее как украшение, не стоит носить её на голове, ниже пояса, на сумке или повязывать её на велосипед или автомобиль, не повязывайте её на неподобающие предметы, животных, не рвите и не загрязняйте ее. Относитесь к «Георгиевской ленточке» бережно!

Носить её необходимо у сердца, прикрепив на одежду с левой стороны.









Задание для 1 группы.

1. Найдите в тексте и подчеркните предложения, в которых дан ответ на вопрос: Когда и с какой целью проводится акция «Георгиевская ленточка»

_________________________________________________________

Задание для 2 группы

2. Найдите в тексте и подчеркните предложения, в которых дан ответ на вопрос: Что означают цвета Георгиевской ленточки?

________________________________________________________

Задание для 3 группы.

3. Найдите в тексте и подчеркните предложение, в котором дан ответ на вопрос: Откуда произошло название Георгиевской ленточки?

________________________________________________________

Задание для 4 группы.

4. Найдите в тексте и подчеркните предложения, в которых дан ответ на вопрос: Что означает Георгиевская ленточка?

__________________________________________________________



Задание для 5 группы.

5. Найдите в тексте и подчеркните ответ на вопрос: Как следует носить Георгиевскую ленточку?











Приложение 2