СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие: "Здравствуй школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: Рассказать участникам мероприятия о школах прошлого, о том как учинились их сверстники в разных странах. Как строились занятия и чему учили детей на Руси и в 18-19 веках.

Время проведения: 40 мин – 1 час (10-15 минут – теоретическая часть, 20-45 мин – практическая часть)

Целевая аудитория: дошкольники и младшие школьники

 

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие: "Здравствуй школа"»






Мероприятие:

Здравствуй, школа!




Время проведения: 40 мин – 1 час (10-15 минут – теоретическая часть, 20-45 мин – практическая часть)

Целевая аудитория: дошкольники и младшие школьники

Оборудование: экран, проектор, столы для занятий

Теоретическая часть:

  1. Рассказ о том, как учились люди в разные столетия

  2. Школы Греции

  3. Школы Египта

  4. Школы на Руси

  5. Советские школы


Практическая часть: открытка


Цели занятия:

Рассказать участникам мероприятия о школах прошлого, о том как учинились их сверстники в разных странах. Как строились занятия и чему учили детей на Руси и в 18-19 веках.



















Здравствуйте наши юные гости!

Слайд 1.

Сегодня мы пригласили вас в гости не просто так! Сентябрь – особенный месяц в году, ведь начинается он таким замечательным праздником – днем знаний.

А мы ведь знаем, что знания – сила.

Сила которая помогает нам добиваться успехов, становиться лучше.

Но где же мы получаем знания?


Дети: школы, библиотеки, интернет…

Мест очень много, но школа – самое лучше из них. Ведь там вам и расскажут, и покажут, и все лишние и ненужные знания уберут в сторонку.


Слайд 2.

Школы были всегда. Даже в первобытном мире ваши сверстники учились. Но учились у своих родителей самому необходимому: как вы следить зверя, как получить огонь, как приготовить пищу. Это наверное самый яркий при мер школы жизни. А еще в это время зародилось такое искусство как рисование – наскальная живопись.







Слайд 3.

Самые первые школы появились в древнем Египте и Вавилоне.

Но обучение было доступно не всем. За знаниями приходили только сыновья знатных и уважаемых людей. Всё это делало систему образования закрытой. Должность писца была прибыльной, а также очень уважаемой, работающие на ней люди считались начальниками. Для того чтобы овладеть правилами письма, ребёнку требовалось выучить 700 иероглифов, понимать толк в упрощенном, беглом и классическом письме. Учёба была серьёзным и ответственным делом, которое определяло дальнейший путь человека. Занятие выбирали один раз и на всю жизнь. Поэтому каждый знал толк именно в своём деле.

Интересно, чему учили детей в школах Древнего Египта? Обучали ребят грамоте, счёту и письму. Но этот только основные предметы, которые были обязательны для всех учеников. Вместо ручки использовали тростниковую палочку и краску чёрного цвета. Новый абзац ученики должны были начинать красной краской, ею также выделяли отдельные смысловые фразы и пунктуацию. Папирус был очень дорогим, не всем он был доступен, потому часто его заменяли полированными пластинками известняка. Вот так в Египте дети оттачивали мастерство в письме. Учителя подбирали специальные тексты для переписывания, в них должны были содержаться знания в той области, где молодому специалисту придётся трудиться. Особое место в обучении занимал счёт. Археологи узнавали, чему учили детей в школах Древнего Египта, из найденных при раскопках «тетрадей». Ребята должны были на занятиях рассчитать площадь поля, а также необходимое для постройки храма количество рабов. Дети учили всё то, что им пригодится, когда они пойдут работать на благо страны.

В школы ходили мальчики, но и девочки из знатных семей учились, правда знания получали на частных занятиях. Поэтому дочери фараонов могли село управлять страной.






Слайд 4.

А как же учились в древней Греции и в древнем Риме? Стране что подарила нам прекрасное слово «каникулы». А вы знаете что оно означает?

В Древнем Риме период летней жары, совпадавший с началом утренней видимости Сириуса, называвшегося Canicula («маленькая собака»), называли «dies caniculares» — «собачьи дни» (с 22 июля по 23 августа), считавшиеся временем летнего отпуска отсюда и происходит слово «каникулы».


В Древней Греции посещать школу разрешалось исключительно мальчикам из зажиточных семей – сыновьям рабов там места не было, поэтому они вынуждены были начинать работать с ранних лет. Девочки находились на домашнем обучении, под присмотром мамы, и осваивали науки, способные им пригодиться в будущей семейной жизни: домоводство, музыку, рукоделие, ткачество и, конечно, грамоту. Учеба в школе была платной. А поскольку афиняне, как и все рабовладельцы, презирали работающих за деньги людей, то и учителя уважением в обществе не пользовались. Значение слова «школа» ассоциировалось с учителем, а значит, и с бедным образом жизни, который он вел. Если о каком–нибудь человеке долгое время не поступало вестей, то его знакомые говорили, что последний или умер, или сделался учителем. Нищенское существование не позволяло ему даже дать о себе знать. Мальчики посещали школу с 7–летнего возраста и обязательно в сопровождении раба–педагога, присматривавшего за ребенком и носившего его школьные вещи. Основными уроками являлись письмо, чтение и счет. Именно с тех давних времен имеет место происхождение слова «школа». Чтение заключалось в изучении поэм Гомера - «Иллиада» и «Одиссея». Помимо получения дополнительных знаний по географии, ребенку ставилось в пример мужество и стойкость героев произведений в борьбе с трудностями.

В счете наглядными пособиями служили камешки и специальная доска с отмеченными на ней разрядами чисел: единицами, десятками, сотнями. Письмом сначала занимались на досточке из дерева, покрытой воском, а позже - на папирусе. Предшественником современной ручки был стиль – специальная металлическая или костяная палочка, заточенная с одного конца. Особенное внимание уделялось музыке, являвшейся неотъемлемой составляющей жизни греков. Каждый мальчик учился петь и играть на флейте или кифаре. Также ученики усердно занимались гимнастикой, придающей телу стройность, гибкость – Греции нужна была здоровая нация. В отличие от современных школ в заведениях прошлого времени учителя могли наказывать детей за непослушание и плохую успеваемость. Для этого имелись палка и розги. В школе занятия заканчивали к 16 годам. Дети состоятельных родителей еще в течение 2 последующих лет могли продолжить образование.


Слайд 5.

Вообще способ обучения во многих школах древности был устным. Т.е. знания передавались не через книги, а через беседы с учителем.















Слайд 6.

В первых русских школах еще на Руси, знания передавали подобным способом. Учитель, а он обычно был священником, т.е. человеком уважаемым и образованным, собирал вместе желающих получить грамоту и обучал их, читая с книги. Так как изготовление книг было делом трудоемким, то в школе их было мало, одна на класс.


А что еще можно сказать о школе древней Руси?


Обычная сельская школа на Руси представляла собой класс при церкви или в избе на окраине села. Туда приходили все дети, желавшие получить знания, в независимости от сословий.

Уроки начинались в семь утра с первой молитвой, заканчивались в пять вечера с последней. Начинался урок с ответа домашнего задания и затем новые занятия. Обучались чтению, счету, грамоте, географии. Были и переменки, в обед ели кашу из одного котелка, беря ее по очереди, поэтому класс назывался «однокашниками» или «Дружиной»

Так как бумага ценилась, на Руси писали на бересте, и сегодня берестяные грамоты находят на раскопках и могут прочитать записи наших предков.

Наказывали в школах тоже строго. Могли поставить на горох, могли выпороть розгами, оставить без обеда.

Обучение в такой школе длилось до 3 лет.







Слайд 7.

Алфавит!

Мы привыкли, что сегодня читать и писать учатся по азбуке. Но откуда она к нам пришла? Оказывается азбуку, т.е. алфавит, в том виде в каком ее учили наши древние предки в школах придумали два монаха Кирилл и Мефодий. Но на самом деле не совсем придумали, а составили на основе греческого алфавита, упорядочили. И назвали ее кириллицей в честь одного из монахов. А вот азбукой она была названа, как думаете почему?

По названию двух первых букв.

Давайте проведем урок чтения по правилам древнерусской школы, я начну читать, а вы повторяете!


Слайд 8.


В городах тоже были школы, в них учились дети городских жителей, а так же выпускники сельских школ, получившие возможность продолжить обучение. Так как в школах городских преподавали иностранные языки, биологию и другие науки.



Слайд 9.

Следующей по статусу школой была гимназия.

Здесь и воспитание было серьезнее и знания получали более расширенные. Были и языки, и этикет, и спортивное воспитание и науки. Но и требования к детям были жестче. Гимназии были как мужские так и женские, в каждом классе был наставник или классная дама, они следили за дисциплиной. Проверяли как одеты ученики, чисты ли руки мальчиков, цела ли их одежда, какая длина юбки девочек, нет ли лишних украшений. Бантики и воротнички, пряжки и кокарды – были знаками отличия за хорошую учебу и поведение. Драка вне гимназии могла привести к отчислению из школы, что было очень позорно для ученика. Зато отличная учеба отрывала возможности для получения престижной профессии.


Слайд 10.

Мы так много узнали про школы, а чем же писали ученики в древности?

Ответ: на глине, на воске, на бумаге, папирусе, перьевыми ручками.


А хотите сами попробовать?

Тогда перейдем в соседний кабинет и начнем урок чистописания!

Слайд 11.

А теперь давайте займемся еще математикой.

Оказывается те меры длины, которыми мы сегодня считаем, они раньше были несколько иными. Вот например, как вы думаете, какого роста была Дюймовочка?

2,5 см.


Слайд 12.

А какие интересные были Меры веса. Все потому что применялись они в хозяйстве, а значит измерение происходили доступными предметами, или собственным телом.



Слайд 13.

Меры объема.


А теперь давайте выполним такое здание, раз у нас урок математики. Измерьте друг друга в старинных русских мерах длины.

- Дюймах

- Вершках

- Малых пядях

- Маховых саженях



Ну раз мы так хорошо позанимались, то скажите мне, какое любимое время у вас в школе?

- перемена!

А у наших предков в древних школах тоже были перемены. И дети тоже играли, но в свое игры.

(представить 2 игры: хоровод и бирюльки)