Деловая игра
«Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребёнка с ОВЗ»
Участники деловой игры: логопеды, дефектологи, психологи, медицинские работники, воспитатели, физкультурные работники, музыкальные руководители, старшие воспитатели, заведующие ДОУ.
Цель деловой игры:
Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности, определить зоны ответственности.
Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения
Задачи деловой игры:
Повысить компетентность, творческий потенциал
Развивать навыки работы в команде
Ход игры
1. Знакомство.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Рефлексия.
5. Заключение.
Участники игры занимают места в кабинете, где стулья расставлены по зонам. Спинки стульев отмечены кружками разного цвета.
Специалист: Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю принять участие в деловой игре: «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с ОВЗ». В ходе игры мы будем говорить о профессиональной деятельности специалистов и педагогов ДОУ в рамках сопровождения. Активное участие в разработке индивидуальной программы принимают логопеды, дефектологи, психологи, медицинские работники, воспитатели, физкультурные работники, музыкальный руководитель, то есть, кто непосредственно участвует в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности. Так как на нашей игре присутствуют все названные специалисты мы сейчас разделимся на группы и определим роли, которые вы будете играть. За столом с оранжевым шаром сидят логопеды и дефектологи, с желтым – психологи, с розовым – воспитатели, с красным – муз.руководители, с зеленым – физ.работники, с синим – мед.работники.
1. Разминка. Знакомство.
Итак, мы определили профессиональные роли. Современный логопед, дефектолог и т.д. Кто он? Давайте для начала представим себя.
(Обсуждение в группах 3 мин. Презентация каждой группы).
2. Основная часть.
Специалист:
Исходной точкой при разработке индивидуальной программы является комплексная диагностика. Назовем коротко цели, задачи диагностики в своей области деятельности.
(Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Специалист: Итак, мы определили уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его личностные особенности, состояние здоровья, всесторонне обсудили проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов, выделили главное, что требует особого внимания в первую очередь, определили траекторию движения и приступили к разработке индивидуальной программы.
Давайте определим структуру программы, из каких основных частей она должна состоять?
(Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Вывод:
Стандартная форма индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Краткая характеристика ребенка(Заключение и рекомендации ПМПК. Результаты стартовой диагностики).
4. Цель программы.
5. Задачи программы.
6. Условия реализации программы.
7. Содержание программы.
Медицинское сопровождение.
Логопедическое сопровождение.
Психологическое сопровождение.
Педагогическое сопровождение.
8. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе (динамика).
9. Выводы и рекомендации по эффективности программы.
Специалист: Я предлагаю остановиться на содержании программы и обсудить, что включает в себя содержание индивидуальной программы?
(Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Вывод: Содержание программы базируется на основе взаимодействия всех специалистов (логопеда, дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, медицинских, физкультурных работников) и включает в себя 4 основных направления:
I направление – физкультурно-оздоровительное.
Ответственными за его реализацию являются мед. работники ДОУ, инструктор по физ. культуре и воспитатели группы компенсирующей направленности, так как их роль в реализации данного направления приоритетна. Однако это не означает, что другие педагоги не могут принимать участие в работе в данном направлении.
II направление – познавательно-речевое.
Ответственными за его реализацию являются учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.
III направление – социально-личностное.
Ответственными за его реализацию являются педагог-психолог и воспитатели группы компенсирующей направленности.
IV направление – художественно-эстетическое.
Ответственными за его реализацию являются муз. руководитель и воспитатели группы компенсирующей направленности.
В каждом направлении можно выделить: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
3. Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий
Специалист: Уважаемые коллеги! Мы определили содержание программы. Теперь назовем условия реализации программы.
(Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Вывод:
1. От всех специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы
2. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.
3. Обязательным является включение родителей.
4. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
5. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)
Специалист | Количество занятий с ребенком в неделю, по какой программе (или направлению) | Форма работы с родителями(с указанием даты) | Формы работы со специалистами ДОУ (с указанием даты) |
Логопед | | | |
Воспитатели | | | |
Психолог | | | |
Физ.инструктор | | | |
Муз.руководитель | | | |
Мед.сестра | | | |
Специалист: Сейчас предлагаю обсудить способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы для ребёнка с ОВЗ.
(Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Вывод:
1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк.
2. Разработка интегрированного календарного тематического плана на основе комплексной диагностики.
3. Интегрированные занятия.
4. Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний.
5. Взаимопосещение занятий, консультативный диалог.
6. Совместная стендовая информация.
Специалист: Как вы оцениваете степень сотрудничества всех специалистов в том учреждении, в котором работаете?
Если вы считаете, что работа проводится удовлетворительно, нужно поднять красную карточку, на среднем уровне–желтую, хорошо –зеленую карточку.
Специалист: Назовите способы изучения результативности программы.
Обсуждение в группах 3 мин. (Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске).
Вывод:
1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
2. Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
3. Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов
4. Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
5. Открытые занятия, практические показы
6. Видеосъемка, аудиозапись
7. Самоанализ
8. Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.
9. Адаптация детей в социуме
Общий вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:
1. Оптимизирует коррекционный процесс
2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ
3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
IV. Рефлексия
Специалист: Расскажите, что дала вам деловая игра, ваши впечатления, ощущения (мнения присутствующих)
V. Заключение.
Игра окончена. Спасибо всем за активное участие! Желаю всем коллегам неравнодушия, целеустремленного творчества, каждому стать человеком результата – принципиальным, решительным и успешным!