Подготовительный этап | -Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем классном часе! Прежде чем определить его тему, послушайте стихотворение: Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озёра и бурлящие моря. Над полями выгнет спину Радуга-дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод, А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, как будто праздник. Обняла весна цветная Ширь твоих степей. У тебя, страна, я знаю, Солнечно в судьбе. Нет тебе конца и нет начала, И текут светло и величаво Реки необъятные, как песня о тебе, как будто праздник! - О чём это стихотворение? - Ребята, а как называется ваша Родина? - Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать тему занятия (На слайде : Я – гражданин…) - Тема нашего классного часа «Я – гражданин России». - Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. - Поднимите руки те, кто хотя бы раз задумывался над вопросом «Кто я?» - Кем мы являемся в повседневной жизни? ( дочь, внучка, сын, одноклассник и т.д.) - Но самое главное вы не назвали. - Прочитает нам выразительно стихотворение «Маша», а мы все внимательно слушаем Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он – мечтатель в дни весны, Он – защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду – ГРАЖДАНИН своей страны! (Р. Сеф) - Вы прослушали стихотворение, не зависимо сколько нам лет, от времени суток и социального статуса, мы всегда являемся? - Верно, ребята, сегодня у нас очень важный для каждого из нас классный час, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое и интересное. -Подумайте, какая будет тема нашего занятия: «Я – гражданин России!» -Какой будет цель нашего занятия? (Узнать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности) | Приветствие. Прослушивают стихотворение. Анализируют, отвечают на вопрос. Формулируют тему, цель и план урока. -о Родине. -Россия. -гражданином своей страны |
Основной этап | Беседа В моих руках вы видите игрушку. Я любому из вас буду ее бросать, а тот, кто поймал заканчивает фразу одним словом: Родина - это ... - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза,распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? - Почему я связала ассоциации к слову Родина с клубом путешественников? (потому что каждый назвал разные ассоциации, для каждого Родина по-разному воспринимается) -А теперь послушаем стихотворение Россия (В. Гудимов) Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим! И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна! Работа в парах - Верно, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю поработать вам в парах. Отразите на отдельных листах на парте ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать. Фронтальная проверка. - Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права. – Что такое Родина? Что для вас означает малая Родина? Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. -Вы постоянно живёте в России? Вы её любите, гордитесь? -Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Государственная символика РФ А раз вы являетесь гражданами России, вы должны знать символику своей страны. - Что относится к символам любой страны? 1. Флаг - Флаг является символом объединения. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость. - Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. - В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. 2. Гимн Есть мелодия одна, Ей подвластна вся страна, Гражданин, отбросив все, Стоя слушает её! - Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь. (прослушивание) 3.Герб Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. - «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. - У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. - В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу. - Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Слайд) - Когда появился первый российский герб? - Что держит орел в своих лапах на гербе России? - Что такое скипетр? А держава? - А что за всадник изображен на груди орла? - К государственным символам любой страны относятся: … Конституция РФ - Верно, какой самый главный документ для гражданина РФ? В каком документе прописаны права и обязанности гражданина? - Каждый гражданин РФ имеет права и обязанности, закреплённые в Конституции РФ. Просмотр видеоролика «Права и обязанности граждан Российской Федерации» - Какими правами обладает каждый из вас? - Какие обязанности есть у каждого из вас? - Какой праздник мы отмечаем 12 декабря? 12 декабря – день Конституции – один из главных праздников России. -Сейчас посмотрим, как вы понимаете права гражданина РФ. Физкультминутка для всех «Да! Нет!» - Поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» - встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» - приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да! - Молодцы, ребята! Работа в группах с карточками. - Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению и обосновать свой ответ. (Право на образование.Право на безопасность и защиту.Право на драки.Право на отдых.Право обратиться к учителю за помощью.Право на разговоры на уроке.Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту.Право на участие в школьных мероприятиях.Право на наказание.) -Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники? (Прилежно учиться, выполнять правила школьников, бережно относиться к школьному имуществу, уважать права других) -Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в парах. По очереди зачитывают получившийся результат. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в группах. Слушают отрывки, анализируют, делают правильные выводы. Выполняют физминутку. Повторяют движения за учителем. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Решают тесты. Отвечают на вопросы. Вспоминают известные им пословицы. |