Урок 1. Место человека в системе органического мира
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Д.В. Колесова, Р.Д. Маш «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с требованиями, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:
1) на каждом уроке иметь учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маш «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу;
4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за которые была получена оценка «2».
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на с. 14 –15.
2. Беседа по прочитанному тексту.
Вопросы:
1) Человек – часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?
(Империя – Клеточные; Надцарство – Ядерные; Царство – Животные; Подцарство – Многоклеточные животные; Тип – Хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд – Приматы; Семейство – Гоминиды; Род – Человек; Вид – Человек разумный.)
2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?
(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней – первичная кишка. Во взрослом состоянии опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат – лёгкие.)
3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?
(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; постоянная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)
4) Какими особенностями наделен человек как представитель отряда приматов?
(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)
5) Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?
(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение.)
Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенностях человека речь пойдет на следующем уроке.
IV. Закрепление полученных на уроке знаний.
Выполнение задания «Проверьте свои знания»
Предлагается выбрать правильное утверждение: «Для млекопитающих основным характерным признаком является:
а) вскармливание потомства молоком;
б) рождение живых детенышей;
в) непостоянная температура тела;
г) наличие диафрагмы.
Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
Ученик цитирует текст: «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание потомства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».
– В чем особенность рудиментов? ( работа с учебником - стр. 16, рис.5)
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились – полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.
Атавизмы - ???? ( см. стр. 17)
Задание на дом: изучить текст учебника на с. _______
Завести словарик и записать в него определения понятий «рудименты» и «атавизмы».
Выполнить в рабочей тетради задание № ________ стр _____________