СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе в условиях специальной коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе в условиях специальной коррекционной школы" рассказывает о формах работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение слуха по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе в условиях специальной коррекционной школы»

Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе

в условиях специальной коррекционной школы

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образовательно-воспитательной работы в школе, является воспитание патриотизма и гражданственности. Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая работа с учениками, направленная на воспитание чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.

Одним из эффективных способов сохранения исторической памяти и формирования патриотического сознания является краеведение, в первую очередь историческое. Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта. Кроме того, это одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Краеведческая работа способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих перед коррекционной школой и помогает социализировать детей с нарушением слуха.

Любовь к малой Родине, знание её истории - основа, на которой может осуществляться рост социальной и духовной культуры всего общества.

Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатое духовное наследие и народные традиции.

Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории села, семьи, человека. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Любой ученик, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.

Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край.

Сущность школьного краеведения – всестороннее изучение, учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, знакомство с известными людьми, посещение исторических мест, музеев, памятников великих людей, прославивших свой город, край в разные времена.

В работе c детьми, имеющими нарушение слуха, используются разнообразные формы краеведческой работы, а именно: беседы; экскурсии; игры-путешествия; проектная деятельность; музейные уроки; встречи с интересными людьми.

Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся. Краеведческая работа проводится по направлениям: история города, края; история названия улиц; памятники известных людей.

Занятия краеведением несомненно вызывают интерес у детей, поскольку в первую очередь, это новые яркие впечатления, выход из привычной школьной обстановки в мир, знакомство с интересными людьми, новые знания и умения.

Большая роль в этой работе отводится экскурсии. Занятие-экскурсия имеет огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и педагогов в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Краеведческие занятия в школе-интернате часто связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе.

Краеведение - это связующая нить времён, просветительство. Это один из способов сохранения исторической памяти и формирования гражданско-патриотических чувств.