СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место слов- паразитов в нашей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Место слов- паразитов в нашей речи»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»









Школьная научно–практическая конференция

Исследовательский проект

Тема: «Слова-паразиты в речи»

Предмет: русский язык



Руководитель проекта:

Учитель русского языка

и литературы

МАОУ «Первомайская СШ»

Ирлянова Н.Е.

Выполнила обучающаяся:

9 Г класса

МАОУ «Первомайская СШ»

Панягина Ю.А.

Г. Первомайск

2022 уч.год

1

Содержание исследовательской работы:

  1. Введение ………………………………………………………………..2-3 стр;

  2. Теоретическая часть …………………………………………………...4-7 стр;

2.1.Что такое «слова-паразиты»?..........................................................4 стр;

2.2.Причины употребления «слов-паразитов»………………………4 стр;

2.3.Классификация…………………………………………………….5 стр;

2.4.Что может сказать о человеке «слово-паразит»?.......................5-7 стр.

2.5.Вывод…………………………………………….……….……...…7стр;

  1. Практическая часть………………………………………….………..8-10 стр;

3.1.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся…...8 стр;

3.2.Рекомендации ………………………………………….………....8-10 стр;

3.3.Вывод…………………………………………………………….…..10 стр.

  1. Заключение……………………………………………………………...11стр ;

  2. Список использованных источников……………….………………….12стр;

  3. Приложения…………………………………………………………13-14 стр.

























2

1.Введение.

Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово.

Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаете абсолютно гладкую фразу. Но тогда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже заснули или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные : «э-э-э», «мэ-э-э», « ну», «это» и так далее. Многие слова-паразиты: «вроде», «типа», «как бы» и так далее выполняют именно такую функцию: мол, слово, может, и не совсем подходящее, но другое что-то пока в голову не приходит.

Данная ситуация является проблемой современного общества,поэтому я обратилась к ней ,ответив на вопросы: пoчeму этo прoисхoдит? Oтчeгo этo зaвисит? Кaк с этим бoрoться? В свoeй исслeдoвaтeльскoй работе я пoпытaлaсь отвeтить нa эти вoпрoсы.

Aктуaльнoсть прoблeмы исслeдoвaния oбoснoвaнa тeм, чтo нaш прeкрaсный русский язык зaсoряeтся нeнужными слoвaми, рeчь стaнoвится нeяркoй, мaлoпoнятнoй, нeвырaзитeльнoй. Нeслучaйнo прoблемa «чистoты» русскoгo языкa в пoслeдниe гoды приoбрeлa oстрый хaрaктeр и стaлa oднoй из цeнтрaльных в общeствe. Сущeствoвaниe в нaшeй рeчи пoдoбных слoв нaрушaeт чeткoe, яснoe и прaвильнoe вoсприятиe рeчи сoбeсeдникa. Чтo жe прeдстaвляют сoбoй слoвa-пaрaзиты, кaк oни пoявляются, кoгдa и гдe упoтрeбляются. Современные подростки в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением необходимо бороться,чтобы наша речь снова «зацвела».

3

Изучить проблему испорченной речи словами-паразитами среди учащихся нашей школы, найти способ борьбы с данной проблемой, привлечь внимание к правильной речи.

Задачи исследования.

  • Выяснить,что представляют из себя слова-паразиты;

  • Провести опрос среди учащихся и сделать анализ;

  • Найти и выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Объект исследования: речь учащихся МАОУ «Первомайская СШ».

Предмет исследования: употребление слов-паразитов в речи.

Гипотеза исследования: привлечение внимания школьников к «чистоте» их речи, позволит избавиться от привычек употреблять паразиты в речи и сделать общение грамотным и понятным.

Методы исследования: анкетирование, анализ , сравнение данных, умозаключение, изучение различной литературы.

Новизна исследования заключается в представлении рекомендаций для предотвращения появления слов-паразитов в русском языке.

Практическая значимость: данная работа может помочь при организации школьных уроков,общения и поможет обратить внимание учеников на бережное отношение к родному языку.











4

Теоретическая часть

2.1.Что такое «слова-паразиты»?

«Слова-паразиты» - это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д.

Иногда слова-паразиты наряду с вводными словами, в изобилии представленными в речи, служат средством создания речевой характеристики персонажа.

2.2.Причины употребления «слов-паразитов».

Речь должна звучать,каждый человек это понимает. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае мы услышим от своего собеседника странное «ээээ-э» или «нуу-у».

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому есть люди с хорошим словарным запасом ,использующие слова-паразиты. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом .

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. «Слова-сорняки» говорят о таких психологических особенностях человека, как нервозность ,беспокойств и тп.

5

2.3.Классификация.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи:

  • звуки: э-э-э, мэ-э-э;

  • частицы: ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы;

  • вводные единицы: вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать;

  • местоимения, местоименные наречия: это, это самое, как его, там;

  • модальные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется;

  • слова, образованные неморфологическим способом – переходом из одной части речи в другую: блин, черт.

2.4.Что может сказать о человеке слово-паразит?

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

1. « Короче» . Когда человек говорит «короче», то, с высокой вероятностью, вам необходимо запастись терпением. Любители этого слова-паразита просто не умеют говорить кратко.

2. «Типа» – это такой народный вариант «вроде бы», выражающий неуверенность. Например, «типа того» означает «вроде того».

3. «Как бы». Когда ваш собеседник говорит «как бы», он старается оставить себе места для маневра. Он не уверен в собственных действиях и словах и пытается избежать ответственности.

4.«Ну» - это слово рекордсмен. Среди слов-паразитов у него твердое первое место. «Ну» побуждает собеседника включаться в диалог, тем самым заполняя речевые паузы.

6

5. «Кстати». Это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ будет совсем не к месту.

6. «Вообще». Одно из любимых выражений неуверенных в себе людей. Многие психологи считают, что чрезмерное употребление этого слова говорит о склонности человека к неврозам и истерии.

7. «Просто». Предложения со словом «просто» характерны для людей, боящихся ответственности. Они будут твердить, что это обстоятельства, а не они виноваты в происходящем.

8. «Вот». Слово, характерное для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь.

9. «Блин». Слово «блин» является одним из многих заменителей обсценной лексики. Скорее всего, люди, употребляющие его через раз, плохо контролируют свои эмоции.

10. «Походу». Фразу «походу» любят люди, неуверенные, боящиеся содержания собственной речи. Они говорят вроде как не всерьез и не желают отвечать за сказанное.

11. «Это самое» - украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

12. «На самом деле» - используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных.



7

Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

13. «Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

14. «Так сказать и собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Вывод. «Слова -паразиты» -слова, которые «осели» в нашем прекрасном языке. Данные слова в большинстве употребляют подростки, так как имеют скудный словарный запас в отличие от взрослых. А также я узнала с помощью некоторых источников основные причины употребления «слов-паразитов» и их толкование. Для того, чтобы сохранить «чистоту» нашего языка, необходимо бороться с этой проблемой различными способами.























8

Практическая часть

3.1.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.

На уроках учащимся часто трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи»( Приложение 1).В анкетировании участвовали ученики 9Г класса-22 человека.

Результаты показали,что 90% учеников употребляют данные слова .

Я решила спросить,с какой целью они это делают,ответ был очевиден:для того,чтобы потянуть время и подумать.

3.2.Рекомендации .

Для того,чтобы избавиться от мусора в своей речи нужно следовать некоторым рекомендациям.

  1. Проведите оценку собственной речи

Для начала нам нужно провести оценку своей собственной речи на предмет наличия слов-паразитов. Возьмите диктофон или камеру и запишите ваш диалог с другом по телефону. Или попросите кого-нибудь со стороны вас заснять. После того, как вы посмотрели видео либо прослушали запись на диктофоне, запишите все услышанные слова-паразиты на бумагу.

2.Расширяйте словарный запас

Читайте больше книг из современной прозы и классической литературы. Чем больше вы будете читать, тем более насыщенной станет ваша речь.

3.Словесный мусор — злейший враг

Уясните для себя, что этот словесный мусор – ваш злейший враг, с которым нужно вести борьбу.

9

4.Введите самоконтроль

Самоконтроль — необходимое условие избавления от слов-паразитов. К примеру, вы разговариваете с собеседником, и вы хотите использовать те самые слова. Лучше немножко подождать, сделать паузу, подумать. И затем вспомнить другие слова и применить их в своей речи. Поначалу это будет занимать какое-то время. Но затем слова пойдут автоматом. Вы избавитесь от слов-паразитов и начнете без труда употреблять нужные слова и фразы;

5. Составляйте глоссарий

Составление глоссария (словаря) – важный этап для борьбы с лишними словами в речи. Например, вы читаете какую-нибудь книгу или журнал. Заметку в газете. Увидели какой-нибудь интересный оборот либо цитату, запишите на отдельный лист. Сначала ваш глоссарий будет небольшим, но со временем список полезных слов и выражений будет увеличиваться. Кроме составления глоссария старайтесь использовать выписанные слова в речи.

6.Развивайте уверенность в себе

Не торопитесь. Когда вы спешите, мозг не успевает обработать мысли, и вы невольно начинаете использовать слова-паразиты.

7.Пересказывайте текст

Читайте какой-нибудь отрывок текста. Старайтесь его пересказать как можно ближе к оригиналу.

8.Контролируйте себя

Старайтесь говорить вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой.

9.Придумайте систему наказания

Например, произнесли лишнее слово — пять-десять раз отожмитесь;



10

10.Просите помощь у членов семьи

Попросите членов семьи обратить внимание на вашу речь. Постепенно исправляйте свою речь.

11.Читайте вслух

Чтение вслух не только расширяет словарный запас, но и оттачивает дикцию и улучшает стиль речи. Вы привыкнете говорить красиво и культурно.

Вывод.Благодаря опросу учащихся,я узнала,что большинство людей не умеют контролировать свою речь. Именно поэтому рекомендации-необходимая вещь. Для того, чтобы каждый желающий помнил о том ,как усовершенствовать свою речь , я подготовила специальную памятку (Приложение 2).

























11

4.Заключение.

На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Их употребляют все социальные группы. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи преподаватели. Чаще других ими пользуются студенты, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «короче», «типа», «кстати». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие также используют их в своей речи на различных телевизионных программах. Слова-паразиты делают нашу речь менее выразительной, иногда грубой. Основными причинами , на мой взгляд, употребления слов-паразитов являются:

1.привычка;

2.бедность словарного запаса;

3. мода на некоторые слова;

4. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.

Гипотеза, которую определила в начале работы, доказана: большинство учеников не замечают употребления «слов – паразитов» в своей речи, существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.







12

Список использованных источников.

1.https://masterlang.ru/kak-izbavitsa-ot-slov-parazitov/

2.https://slovar.cc/rus/term/1464974.html

3."О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?" - 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1. Левонтина И.Б.

































13

Приложение 1.

Анкета «Употребление «слов-паразитов» в нашей речи».

1.Наиболее часто употребляемые слова-"паразиты" в нашей речи

  • ну

  • так

  • как бы

  • короче

  • блин

  • типа того

  • другое

2. Где Вы пользуетесь этими словами?

  • дома

  • в школе

  • в общении с друзьями

  • другое

3.Часто ли вы употребляете эти слова?

  • да

  • нет

  • не обращал(а) внимание

4.Для чего Вы их употребляете?

  • нужны для связи слов

  • помогают преодолеть недостаток слов в моей речи

  • делают речь понятнее для друзей и сверстников ("мода")

  • тяну время, так как не знаю ,что сказать





14

Приложение 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!