СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мы говорим?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                                      Руководитель:                                                                                         

                                                                                      Белова Галина Александровна,

                                                                              учитель русского языка и литературы                                                                                                            

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________

Обзор литературы________________________________________________

Материалы исследований в области орфоэпии__________________________

Материалы исследований в области лексики

Материалы исследований в области грамматики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________

 

 

                                        Как мы говорим?

1.Введение:

     Хорошо  известны слова  И.С.Тургенева:                                                       «Берегите наш язык, наш прекрасный русский  язык,          этот клад, это  достояние, переданное нашими   предшественниками!»

  Что значит «беречь язык»? От кого или от чего беречь? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?

     Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку.  Русский язык за последние два тысячелетия подвергся множеству не самых лучших влияний и вторжений. Большинство лингвистов, деятелей науки и культуры  бьют тревогу о том, что в наше время больших социальных и духовных перемен  возникла опасность утраты первозданной  чистоты и силы слова, деформации русского языка.

Еще в начале 1990-х годов, понимая, что идет загрязнение русского языка, несоблюдение его норм, литераторы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне  Закона о защите русского языка. И только в начале 1998 года был принят этот Закон, в котором говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и принятии особых мер для повышения уровня грамотности населения. (А,.Бахтызин, 2005).

 

    Язык человека отражает его моральный облик, уровень сознания и скрытое от глаз его истинное «я». Прекрасны размышления Д.С.Лихачева на эту тему: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает». Следует хорошо задуматься и над словами Л.Н.Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову…Слово есть поступок».

Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «искусная, умелая» (Г.О. Винокур).

Правила, вырабатываемые в течение веков всем народом, закрепляются, передаются из поколения в поколение благодаря в значительной степени писателям, деятелям науки и культуры. Поэтому важно вчитываться в каждую строчку, написанную рукой мастера слова, в особенности классиков русской и советской литературы. И еще одно пожелание : почаще заглядывайте в словари - толковые, русского литературного словоупотребления, словари трудностей, ударения. Они помогут вам в любом сложном случае. Но следует не только твердо усвоить правила, но и стараться им следовать, уметь сомневаться, критически оценивать речь окружающих и свою собственную.

Актуальность: Состояние современной русской речи, изменения, происходящие в языке,  свидетельствуют о низкой речевой культуре. Именно поэтому значим  наш проект.

Гипотеза: Среди учеников 5-9  классов  недостаточно высок уровень владения нормами русского литературного языка, учащиеся затрудняются излагать свои мысли

    Цель: выявить наиболее «ошибкоопасные» места в речи наших учащихся и помочь устранить их.

     Задачи:

  1. Определить степень соответствия  речи учащихся 5-9 классов нашей школы акцентологическим нормам, лексическим нормам, грамматическим нормам, взяв для исследования  наиболее распространенные речевые трудности, встречающиеся в обиходной жизни.
  2. Привлечь внимание учащихся к русскому языку как к национальной гордости.
  3. Воспитывать культуру речевого поведения.

    1.2. Обзор литературы.

         Современные лингвисты в работах по культуре речи  единодушны во мнении, что основной проблемой загрязнения речи является несоблюдение большинством говорящих  норм  литературного языка.                                                                                    

     Языковая норма- это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма-это совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Норма стоит на страже целостности и общепонятности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как «законные» и отвергает как противоречащие языковому обычаю, традициям. Перемена норм - естественное явление.  Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, живая, звучащая речь. Также источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, даже другие языки. Литературные языки формируются на основе народной речи во всем ее разнообразии. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление  наиболее яркое, меткое, сочное из того, что есть в живой народной речи. Норма не делит средства языка на хорошие и плохие и не предписывает: первые надлежит употреблять всегда, а вторые – никогда. Нормы не оковы языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения (Панов М. .В. «Энциклопедический словарь юного филолога». М., 1984).

     Чистота речи – первая и поэтому очень важная ступень к овладению родным языком. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей замечать сор в своей речи, а затем уже других, воспитывать в них так называемое языковое чутье. Слово на греческом языке – loqos, что означает мысль, понятие, разум. Божественное Слово, Логос древних – бесценный дар, полученный людьми свыше и выделивший их из всего живого на земле. Оно было дано нам, чтобы мы могли с его помощью проникать в значение сущего, используя язык и речь как инструмент познания природы, космоса и самих себя.  К сожалению, в современной жизни слово служит передаче эмоций, страстей или чего-либо, лишенного реально смысла. Оно теряет свою духовную первородность, выхолащивается, становится привычным сырьем наших бытовых нужд и забот.

      Язык  - стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью. Недаром русское слово речь произошло от слова река, то есть то, что течет, плавно и последовательно переливается от одного к  другому.  Как важно, чтобы в этом течении мыслей и чувств не возникало внешних помех и запруд. Неряшливой и грязной делает нашу речь ошибочное употребление форм слова и целых словосочетаний, слова- паразиты, варваризмы (слова иностранного происхождения), грубые просторечные и жаргонные слова.

 

Просмотр содержимого документа
«Как мы говорим?»


Бюджетное образовательное учреждение

«Андреевская основная школа»











«Как мы говорим?»

Исследовательский проект по русскому языку







Работу выполнила:

Евграфова Ирина

ученица 8Б класса

Руководитель:

Белова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы





СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________

Обзор литературы________________________________________________

Материалы исследований в области орфоэпии__________________________

Материалы исследований в области лексики

Материалы исследований в области грамматики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________


















Как мы говорим?

1.Введение:

Хорошо известны слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Что значит «беречь язык»? От кого или от чего беречь? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?

Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку. Русский язык за последние два тысячелетия подвергся множеству не самых лучших влияний и вторжений. Большинство лингвистов, деятелей науки и культуры бьют тревогу о том, что в наше время больших социальных и духовных перемен возникла опасность утраты первозданной чистоты и силы слова, деформации русского языка.

Еще в начале 1990-х годов, понимая, что идет загрязнение русского языка, несоблюдение его норм, литераторы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 1998 года был принят этот Закон, в котором говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и принятии особых мер для повышения уровня грамотности населения. (А,.Бахтызин, 2005).

Язык человека отражает его моральный облик, уровень сознания и скрытое от глаз его истинное «я». Прекрасны размышления Д.С.Лихачева на эту тему: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает». Следует хорошо задуматься и над словами Л.Н.Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову…Слово есть поступок».

Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «искусная, умелая» (Г.О. Винокур).

Правила, вырабатываемые в течение веков всем народом, закрепляются, передаются из поколения в поколение благодаря в значительной степени писателям, деятелям науки и культуры. Поэтому важно вчитываться в каждую строчку, написанную рукой мастера слова, в особенности классиков русской и советской литературы. И еще одно пожелание : почаще заглядывайте в словари - толковые, русского литературного словоупотребления, словари трудностей, ударения. Они помогут вам в любом сложном случае. Но следует не только твердо усвоить правила, но и стараться им следовать, уметь сомневаться, критически оценивать речь окружающих и свою собственную.


Актуальность: Состояние современной русской речи, изменения, происходящие в языке, свидетельствуют о низкой речевой культуре. Именно поэтому значим наш проект.

Гипотеза: Среди учеников 5-9 классов недостаточно высок уровень владения нормами русского литературного языка, учащиеся затрудняются излагать свои мысли

Цель: выявить наиболее «ошибкоопасные» места в речи наших учащихся и помочь устранить их.

Задачи:

  1. Определить степень соответствия речи учащихся 5-9 классов нашей школы акцентологическим нормам, лексическим нормам, грамматическим нормам, взяв для исследования наиболее распространенные речевые трудности, встречающиеся в обиходной жизни.

  2. Привлечь внимание учащихся к русскому языку как к национальной гордости.

  3. Воспитывать культуру речевого поведения.


1.2. Обзор литературы.

Современные лингвисты в работах по культуре речи единодушны во мнении, что основной проблемой загрязнения речи является несоблюдение большинством говорящих норм литературного языка.

Языковая норма- это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма-это совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Норма стоит на страже целостности и общепонятности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как «законные» и отвергает как противоречащие языковому обычаю, традициям. Перемена норм - естественное явление. Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, живая, звучащая речь. Также источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, даже другие языки. Литературные языки формируются на основе народной речи во всем ее разнообразии. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление наиболее яркое, меткое, сочное из того, что есть в живой народной речи. Норма не делит средства языка на хорошие и плохие и не предписывает: первые надлежит употреблять всегда, а вторые – никогда. Нормы не оковы языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения (Панов М. .В. «Энциклопедический словарь юного филолога». М., 1984).

Чистота речи – первая и поэтому очень важная ступень к овладению родным языком. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей замечать сор в своей речи, а затем уже других, воспитывать в них так называемое языковое чутье. Слово на греческом языке – loqos, что означает мысль, понятие, разум. Божественное Слово, Логос древних – бесценный дар, полученный людьми свыше и выделивший их из всего живого на земле. Оно было дано нам, чтобы мы могли с его помощью проникать в значение сущего, используя язык и речь как инструмент познания природы, космоса и самих себя. К сожалению, в современной жизни слово служит передаче эмоций, страстей или чего-либо, лишенного реально смысла. Оно теряет свою духовную первородность, выхолащивается, становится привычным сырьем наших бытовых нужд и забот.

Язык - стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью. Недаром русское слово речь произошло от слова река, то есть то, что течет, плавно и последовательно переливается от одного к другому. Как важно, чтобы в этом течении мыслей и чувств не возникало внешних помех и запруд. Неряшливой и грязной делает нашу речь ошибочное употребление форм слова и целых словосочетаний, слова- паразиты, варваризмы (слова иностранного происхождения), грубые просторечные и жаргонные слова.

Б.Н. Головин в книге «О качествах хорошей речи» пишет о том, что в современной речи возникают и уничтожаются такие ее качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому приобретает большую значимость необходимость изучать культуру речи, следовать правилам хорошей речи, не отступать от норм литературного произношения.

«За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить

.

2.1.Методика исследования:

Тестирование и наблюдение за речью учащихся 5-9 классов школы .

Возрастная группа учащихся: от 11 – 15 лет

Опрошено: 9 учащихся.

Вопросы заданий были составлены из слов и выражений, в которых, по результатам исследований лингвистов, чаще всего допускаются ошибки.


2.2.Материалы и приборы:

Материалом исследования служат


  1. Анкетные листы (2шт).

2. Живая разговорная речь учащихся нашей школы, соотнесение ее с орфоэпическим, грамматическими , лексическими нормами


2.3. Результаты исследования

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Поэтому свое исследование мы начали с определения соответствия произношения отдельных слов акцентологическим нормам. Акцентологическая норма – это норма ударения (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. М, «Русское слово», 2006, с.397).

Учащимся 5-9 классов было предложено произнести различные слова или расставить в них ударение. Результаты представлены в таблице 1.


Слово

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

Балую

4

4

Ходатайство

2

6

Торты

4

4

Красивее

4

4

Досуг

7

1

Столяр

5

3

Щавель

4

4

Звонишь

6

2

Упростить

4

4

Договор

6

2

Средства

8

0

Премированный

5

3





1.Выявлено, что из числа часто употребляемых слов большее количество ошибок допущено в словах: премированный, балую, включат, ходатайство, красивее, щавель,

2.Радует тот факт, что учащиеся произносят правильно часто употребляемый глагол звонишь, слова каталог, квартал , магазин. километр , досуг, средства.


Следующий аспект нашего исследования - наличие в лексике наших учащихся жаргонизмов. По мнению исследователей, грубые просторечные и жаргонные слова являются первым врагом нашей устной речи.


.

Результаты анкетирования в области лексики:

  1. В речи учащихся нашей школы достаточно часты жаргонизмы:

Клёво. Круто. Отпад, Прикольно. Супер. И другие


Многим из нас мешают слова- паразиты

.( Слова- паразиты- это лишние слова и словосочетания,не имеющие смысловой нагрузки( э. это, короче. Ну, ну вот. Как бы, так сказать. В общем. Это самое. Типа того, Блин и другие. Слова- паразиты являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной.

Ещё один враг - это сквернословие.

Сквернословие-это речь , наполненная неприличными словами, выражениями, бранью. Во время перемен , а также когда идём в столовую ,можно услышать всё что угодно.


Последние исследования учёных- генетиков доказали, что слово материально. Академик П. П. Гаряев сделал важное открытие и описал его в книге « Волновой генетический код» Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, аналогичные воздейтвию реакции при взрыве атомной бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате гибнут хромосомы человека, и он медленно умирает. Выходит, злыми словами можно расшатать здоровье человека и даже убить его.Но помните,что слово- меч обоюдоострый. Мы все связаны единым кругом. И всё, что ты пожелал плохого другому человеку, обязательно вернётся к тебе. Более того, брань пагубно действует на всё мироздание, на весь космос, на экологию



Некоторые учащиеся пользуются кличками в общении с одноклассниками.

Признаком культурного человека является употребление им этикетных слов. Анализируя этот аспект можно сказать, что многие ученики забывают волшебные слова. Самые распространённые из них- это « здравствуйте» , « до свидания».


Следующий аспект нашего исследования- грамматика. Неряшливой и грязной делает нашу речь ошибочное употребление форм слова (рода, падежа, числа) и целых словосочетаний. Для исследования мы взяли наиболее распространенные речевые трудности, встречающиеся в обиходной жизни.


Таблица 2. Результаты анкетирования по грамматике



Слово

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

Ароматный шампунь

4

3

Нет времени

5

3

Их мяч

5

3

Красивый тюль

4

3

Класть книгу

1

7

Нет свободных мест

2

6

Обеими руками

4

3

Пришёл из школы

6

2



Как уже отмечалось выше, в последнее время вызывает тревогу обильное употребление иноязычной лексики. Конечно, заимствование слов из других языков – явление закономерное и нормальное. Однако еще В.Г.Белинский отмечал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.




Результаты:


Таким образом, наши исследования показали, что уровень владения литературными нормами у учащихся нашей школы недостаточно высок:


1.Наибольшее количество нарушения норм обнаружено в орфоэпии, т. е. значительная часть

учащихся нашей школы произносит слова неверно, ставя ударение не на нужном слоге.

2.Было выявлено, что в лексике учащихся нашей школы распространены жаргонизмы , слова- паразиты, прозвища, можно услышать нецензурные слова


3.Поэтому мы предлагаем нашим ребятам памятку «Говори правильно». Она поможет устранить ошибки в наиболее употребительных словах, предложениях, а также поможет запомнить грамматические нормы, вспомнить волшебные слова, заставит задуматься над своей культурой речи.






Ответ на гипотезу:


Проведя свое исследование, мы убедились, что среди учеников 5-9 классов недостаточно высок уровень владения нормами русского литературного языка, т.е.наша гипотеза верна.
















Список литературы:

  1. Баранов М.Т. Правописание и культура речи. Москва, 1999г.

  2. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? Москва, «Просвещение», 1986г.

  3. Булгакова И.В. «Нестандартные уроки русского языка», «Феникс», 2002г.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. «Феникс», 1999г.

  5. Головин Б.Н. О качествах хорошей речи. М, 1993.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. М., «Русское слово», 2006.

  7. Лекант П.А., Леденева В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка».

  8. Львова С.И. Язык в речевом общении. Москва, 1991г.

  9. Львова С.И. Знай и люби родной язык. Москва, 1992г.

  10. Панов М.В. «Энциклопедический словарь юного филолога». Москва, 1984г.















Памятка


« Как сберечь русский язык ? »



Друзья, следите за собой,

Когда по- русски говорите,

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!


( В. Я. Весник)






- Будьте внимательны ко всему, что вы говорите

_Бойтесь обидеть собеседника резким словом

-Не говорите плохих слов

-Не копируйте других

-Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

-Не забывайте говорить волшебные слова

-Читайте классическую литературу

- Обращайтесь к лингвистическим словарям






Говорите правильно


БалУю, ходАтайство, тОрты, красИвее, досУг, столЯр, щавЕль, звонИшь, упростИть, договОр, срЕдства, премирОванный, свЁкла, Августовский



Ароматный шампунь, нет времени, их мяч, красивый тюль, класть книгу, обоими ботинками ,обеими руками, пришёл из школы,.



Как правильно сказать :Надеть пальто или одеть пальто?


Глагол « надевать» употребляется, когда человек надевает что-либо на себя . А одевать можно кого- нибудь.

Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку надевать. Потом стал куртку надевать. А потом стал младшего брата одевать























Сочинение


Сила слова.



Сейчас все знают, что слова обладают огромной силой. « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»,- писал поэт В. Шефнер.

В нашем языке много слов с позитивной энергетикой- красивых, добрых, радостных. Например, мир, свет, солнце, счастье, любовь. Эти слова как бесценные подарки. Их приятно получать и приятно дарить. Они могут поддержать, поднять настроение, согреть душу.

Но немало и противоположных слов, холодных, злых, оскорбительных, грубых. Даже не хочу приводить примеры. Эти слова обладают разрушительной силой. Это ругательные слова. Моя мама говорит, что если кто говорит грубые слова, то ангел-хранитель отворачивается от этого человека на 3 дня и оставляет его без всякой защиты. Такие слова и выражения пробивают дыры в ауре человека, и через эти дыры проникает всякая нечисть.

Я думаю, что ругаться все равно что не мыться и ходить в грязной одежде. Если бы люди помнили обо всем этом, то они осторожнее обращались со словом, не ругались, а чаще дарили слова- подарки, Ведь это так просто и легко.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!