СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку « «Как говорить правильно?». Культура речи – культура общения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе  Программы элективного курса по русскому языку

 «Как говорить правильно?»  Культура речи – культура общения»/авт.-сост.

А. Цыганко, В. Демченко.  «Школьное планирование»/ Журнал для школьных администраторов. № 1, 2008.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку « «Как говорить правильно?». Культура речи – культура общения»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск





РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО «Филология» Приказом директора школы

Протокол от «_____» ___________ №_____ от «_____»_____________№___ Руководитель Энтина М.Л. /____________/









Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

« «Как говорить правильно?». Культура речи – культура общения»


9 класс

2017-2018 уч. год



Составлена на основе Программы элективного курса по русскому языку

« «Как говорить правильно?» Культура речи – культура общения»/авт.-сост.

А. Цыганко, В. Демченко. «Школьное планирование»/ Журнал для школьных администраторов. № 1, 2008.





Составитель Энтина М.Л.

учитель русского языка и литературы











Синегорск

2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед учителем-словесником стоит важная задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, повышать культуру речи школьников. Поэтому основные задачи курса «Как говорить правильно? Культура речи – культура поведения»:

- совершенствовать речевую культуру;

- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

- способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка.

В процессе изучения данного курса девятиклассники должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций. Для изучения в 9 классе программа предлагает два раздела:

- «Основы культуры речи»;

- «Языки культура общения сегодня»

Содержательную основу занятий по данному курсу составляет обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи, обогащением её изобразительно-выразительными средствами.

Курс поможет девятиклассникам избежать нежелательных отклонений от литературной нормы и познакомиться с основами делового общения и письма.























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1.

Основы культуры речи.

3

2.

Язык и культура общения сегодня.

23

3.

Практические занятия

8


всего

34

























































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Основы культуры речи.

Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).



  1. Язык и культура общения сегодня

А) Речевой этикет.

Речевой этикет и речевая ситуация. Формулы речевого этикета. Формы приглашения, просьбы, отказа.

Б) Этикет деловой речи.

Деловое общение и письмо. Понятие делового общения. Понятие делового стиля. Роль и место общения в деловых отношениях. Основные составляющие делового общения. Официальное знакомство. Деловое слушание. Деловое общение по телефону. Общение в коллективе. Деловое письмо. Виды писем и документов. Композиция делового письма. Язык и стиль делового письма. Ведение спора. Понятие спора. Виды споров. Из истории искусства спора. Понятие полемической лексики. Основные правила бесконфликтного общения.

Проблема эффективности спора. Вступление в спор. Ведение спора. Аргументация. Групповая дискуссия. Общение в условиях конфликта.



  1. Практические занятия.

Разбор реальных споров. Полемика с повторением слов собеседника. Учебная полемика - диалог. Учебная групповая дискуссия.

















































Календарно-тематический план

9 класс. 34 часа.

2017-2018 уч. год.

Основное содержание (название раздела)

Тема урока

Дата

Корректировка

Основы культуры речи

1

Что такое культура речи? Социальные аспекты культуры речи.

08.09.2017



2

Основные качества хорошей речи. Ударение в словах. Нормы произношения.

15.09.2017



3

Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

22.09.2017


Язык и культура общения сегодня.

4

Речевой этикет. Что такое речевая ситуация?


29.09.2017



5

Формулы речевого этикета.

06.10.2017



6

Формы приглашения, просьбы отказа.

13.10.2017



7

Понятие делового общения

20.10.2017



8

Понятие делового стиля..

27.10.2017



9

Роль и место общения в деловых отношениях Основные составляющие делового общения.

10.11.2017



10

Официальное знакомство.

17.11.2017



11

Деловое слушание.

24.11.2017



12

Деловое общение по телефону.

01.12.2017



13

Общение в коллективе.


08.12.2017



14

Деловое общение и письмо.

15.12.2017



15

Виды деловых писем и документов.

22.12.2017



16

Виды деловых писем и документов.

12.01.2018



17

Виды деловых писем и документов.

19.01.2018



18

Композиция делового письма.

26.01.2018



19

Язык и стиль делового письма.

02.02.2018


Практические занятия

20

Практикум по написанию деловых писем и документов.

09.02.2018



21

Практикум по написанию деловых писем и документов.

16.02.2018



22

Практикум по написанию деловых писем и документов.

02.03.2018



23

Практикум по написанию деловых писем и документов.

09.03.2018



24

Практикум по написанию деловых писем и документов.

16.03.2018


Язык и культура общения сегодня.

25

Ведение спора. Понятие спора.

23.03.2018



26

Виды споров

06.04.2018



27

Из истории ведения спора

13.04.2018



28

Понятие полемической этики. Основные правила бесконфликтного общения. Общение в условиях конфликтов.

20.04.2018



29

Проблема эффективного спора

27.04.2018



30

Вступление в спор. Ведение спора. Аргументация.

04.05.2018



31

Групповая дискуссия

11.05.2018


Практические занятия.

32

Учебная групповая дискуссия

18.05.2018



33

Разбор реальных споров и анализ ведения учебной групповой дискуссии.

25.05.2018



34

Полемика с повторением слов собеседника.












































ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать

- основные компоненты культуры речи, владеть языковой, литературной нормой;

- систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Учащиеся должны уметь

- правильно образовывать формы слов, строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме;

- общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку, правильно вести дискуссию, составлять деловые письма и документы.













































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  1. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М: Мнемозина, 1999.

  2. Павлова Л.Т. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

  3. Фирмановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. – М.,1983





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета.- М.,2001.

  2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Розенталь Д.Э., Голуб Б.И. Секреты стилистики.- 4-е изд. – М.: Ай рис-пресс,2004.

  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Сочинение и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!