Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО «Филология» Приказом директора школы
Протокол от «_____» ___________ №_____ от «_____»_____________№___ Руководитель Энтина М.Л. /____________/
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
« «Как говорить правильно?». Культура речи – культура общения»
9 класс
2017-2018 уч. год
Составлена на основе Программы элективного курса по русскому языку
« «Как говорить правильно?» Культура речи – культура общения»/авт.-сост.
А. Цыганко, В. Демченко. «Школьное планирование»/ Журнал для школьных администраторов. № 1, 2008.
Составитель Энтина М.Л.
учитель русского языка и литературы
Синегорск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перед учителем-словесником стоит важная задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, повышать культуру речи школьников. Поэтому основные задачи курса «Как говорить правильно? Культура речи – культура поведения»:
- совершенствовать речевую культуру;
- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
- способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка.
В процессе изучения данного курса девятиклассники должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций. Для изучения в 9 классе программа предлагает два раздела:
- «Основы культуры речи»;
- «Языки культура общения сегодня»
Содержательную основу занятий по данному курсу составляет обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи, обогащением её изобразительно-выразительными средствами.
Курс поможет девятиклассникам избежать нежелательных отклонений от литературной нормы и познакомиться с основами делового общения и письма.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1. | Основы культуры речи. | 3 |
2. | Язык и культура общения сегодня. | 23 |
3. | Практические занятия | 8 |
| всего | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы культуры речи.
Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Язык и культура общения сегодня
А) Речевой этикет.
Речевой этикет и речевая ситуация. Формулы речевого этикета. Формы приглашения, просьбы, отказа.
Б) Этикет деловой речи.
Деловое общение и письмо. Понятие делового общения. Понятие делового стиля. Роль и место общения в деловых отношениях. Основные составляющие делового общения. Официальное знакомство. Деловое слушание. Деловое общение по телефону. Общение в коллективе. Деловое письмо. Виды писем и документов. Композиция делового письма. Язык и стиль делового письма. Ведение спора. Понятие спора. Виды споров. Из истории искусства спора. Понятие полемической лексики. Основные правила бесконфликтного общения.
Проблема эффективности спора. Вступление в спор. Ведение спора. Аргументация. Групповая дискуссия. Общение в условиях конфликта.
Практические занятия.
Разбор реальных споров. Полемика с повторением слов собеседника. Учебная полемика - диалог. Учебная групповая дискуссия.
Календарно-тематический план
9 класс. 34 часа.
2017-2018 уч. год.
Основное содержание (название раздела) | № | Тема урока | Дата | Корректировка |
Основы культуры речи | 1 | Что такое культура речи? Социальные аспекты культуры речи. | 08.09.2017 | |
| 2 | Основные качества хорошей речи. Ударение в словах. Нормы произношения. | 15.09.2017 | |
| 3 | Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. | 22.09.2017 | |
Язык и культура общения сегодня. | 4 | Речевой этикет. Что такое речевая ситуация? | 29.09.2017 | |
| 5 | Формулы речевого этикета. | 06.10.2017 | |
| 6 | Формы приглашения, просьбы отказа. | 13.10.2017 | |
| 7 | Понятие делового общения | 20.10.2017 | |
| 8 | Понятие делового стиля.. | 27.10.2017 | |
| 9 | Роль и место общения в деловых отношениях Основные составляющие делового общения. | 10.11.2017 | |
| 10 | Официальное знакомство. | 17.11.2017 | |
| 11 | Деловое слушание. | 24.11.2017 | |
| 12 | Деловое общение по телефону. | 01.12.2017 | |
| 13 | Общение в коллективе. | 08.12.2017 | |
| 14 | Деловое общение и письмо. | 15.12.2017 | |
| 15 | Виды деловых писем и документов. | 22.12.2017 | |
| 16 | Виды деловых писем и документов. | 12.01.2018 | |
| 17 | Виды деловых писем и документов. | 19.01.2018 | |
| 18 | Композиция делового письма. | 26.01.2018 | |
| 19 | Язык и стиль делового письма. | 02.02.2018 | |
Практические занятия | 20 | Практикум по написанию деловых писем и документов. | 09.02.2018 | |
| 21 | Практикум по написанию деловых писем и документов. | 16.02.2018 | |
| 22 | Практикум по написанию деловых писем и документов. | 02.03.2018 | |
| 23 | Практикум по написанию деловых писем и документов. | 09.03.2018 | |
| 24 | Практикум по написанию деловых писем и документов. | 16.03.2018 | |
Язык и культура общения сегодня. | 25 | Ведение спора. Понятие спора. | 23.03.2018 | |
| 26 | Виды споров | 06.04.2018 | |
| 27 | Из истории ведения спора | 13.04.2018 | |
| 28 | Понятие полемической этики. Основные правила бесконфликтного общения. Общение в условиях конфликтов. | 20.04.2018 | |
| 29 | Проблема эффективного спора | 27.04.2018 | |
| 30 | Вступление в спор. Ведение спора. Аргументация. | 04.05.2018 | |
| 31 | Групповая дискуссия | 11.05.2018 | |
Практические занятия. | 32 | Учебная групповая дискуссия | 18.05.2018 | |
| 33 | Разбор реальных споров и анализ ведения учебной групповой дискуссии. | 25.05.2018 | |
| 34 | Полемика с повторением слов собеседника. | | |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать
- основные компоненты культуры речи, владеть языковой, литературной нормой;
- систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.
Учащиеся должны уметь
- правильно образовывать формы слов, строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме;
- общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку, правильно вести дискуссию, составлять деловые письма и документы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М: Мнемозина, 1999.
Павлова Л.Т. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Фирмановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. – М.,1983
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета.- М.,2001.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004.
Розенталь Д.Э., Голуб Б.И. Секреты стилистики.- 4-е изд. – М.: Ай рис-пресс,2004.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Сочинение и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.