Место воспитания в процессе развития личности.
Все преобразования в обществе предъявляют повышенные требования к ученикам средней школы, которые должны быть подготовлены к рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей среды; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование должно быть ориентировано на «формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»
Именно в школьном возрасте происходит формирование нравственных, социальных потребностей и способностей, открытие своего внутреннего мира.
Что же такое воспитание? Воспитание- это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. Это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе.
Можно выделить несколько направлений воспитания школьников.
1. Критерии оценки воспитанности школьника.
Поскольку основным занятием школьника является учение, нередко учителя, родители и другие взрослые судят о ребенке и его воспитанности прежде всего по уровню успеваемости - это в корне неверно. Воспитанность школьника позволяет судить об эффективности воспитания, а критерии оценки воспитанности являются критериями воспитательного процесса. Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности.
2. Особенности нравственного воспитания.
В современных условиях обострилась проблема нравственной устойчивости личности в человеческих отношениях. Сущность нравственного воспитания несовершеннолетних осуществляется через обучение, саморазвитие школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. На морально- нравственное формирование личности учеников влияние оказывают окружающая среда, семья, быт, сложившиеся общественные отношения.
3. Работа с родителями.
Важнейшей составной частью воспитательной системы является семья, работа с родителями. В семье закладываются основы нравственности ребенка, велика её роль и в формировании личности учащегося. С этой целью я планирую проведение следующих мероприятий: родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями- предметниками, анкетирование, встречи с родителями учащихся, слабо мотивированных на учебу; тематические родительские собрания, консультации по проблемным вопросам.
4. Патриотическое воспитание основа формирования гражданственности и самоопределения личности.
Школа является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества. И чтобы этот мир продолжал свое существование, необходимо не прерывать традиций. В системе гражданского и нравственного воспитания в коллективе класса проводится целенаправленная работа по воспитанию патриотизма у школьников. Организуются спортивные состязания, совместные праздники, тематические классные часы, приглашаются гости с тематическими выступлениями. Патриотическое воспитание происходит в учебной и внеучебной деятельности.
5. Формирование экологической культуры личности.
Цель этого направления состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. На уроке и внеурочной деятельности у учащихся формируется система научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы. В деятельности учащихся это прослеживается в работе по озеленению класса и уходу за растениями. Экологическая культура учащихся - это и отношение к своему здоровью. Учащиеся класса отвечают за содержание и оформление уголка «Здоровье школьника».
Завершая свою работу, хочу сказать, что смысл воспитательной работы классного руководителя выражается в формировании способности к осознанному и целенаправленному самовоспитанию. Методы воспитания - это способы и пути педагогической работы, при помощи которых осуществляется формирование личности в соответствии с целями и задачами общества. Основной метод – убеждения - метод педагогического воздействия на личность и коллектив. Для этого используются различные средства воспитания.