Местоимение 2 класс
Трошина Ирина Николаевна
МБОУ Останкинская СШ
Прочитай слова и подумай, на какие 3 группы можно разделить слова?
- Весенний, ветер, вкусный, прыгает, задача, стучат, солнце, глухой, заводит.
ветер
весенний
задача
вкусный
солнце
глухой
прыгает
стучат
заводит
Допиши еще по 1 слову в каждый столбик
Сказка.
- Жило было Имя Существительное . День и ночь работало имя существительное без сна и без отдыха . С каждым днём становилось имя существительное всё грустнее и грустнее .
- Заметили это другие части речи – Имя прилагательное и Глагол и спросили, почему Имя Существительное так грустит
-Ах, -ответило имя Существительное, - Я так устало . Мне всё время приходится работать .
Решили части речи помочь Имени Существительному.
- Я поработаю за тебя, - сказало Имя Прилагательное.
- Стало Имя Прилагательное заменять Имя Существительное в предложениях.
Что тут началось.
Известная детская песенка про ёлочку стала называться так:
«В хвойном, лиственном, зелёном родилась колючая, новогодняя, хвойная». Остальные предложения стали не лучше.
-Нет, не получается, - расстроилось Имя прилагательное. Я могу замечательно описывать предметы , но мне нужен предмет для описания. Без Имени Существительного я этого не могу.
-Давайте, я попробую,-предложил Глагол.
Всё вокруг завертелось, закружилось, закрутилось, запрыгало, забегало . А что прыгает, бегает, вертится непонятно .
-Увы, сказал Глагол. –Я обозначаю действие предмета , я без Имени Существительного тоже не могу. Мне нужен предмет , который будет совершать действия .
И решили тогда части речи обратится за помощью к королеве Речь.
-Я знаю, как вам помочь, - сказала Королева Речь. –Совсем освободить от работы Имя существительное я не могу. Но я создам такую часть речи, которая будет иногда вставать вместо Имени Существительного. Так появилась новая часть речи – Местоимение.
Местоимение стало помогать Имани Существительному и оно стало меньше уставать.
Местоимение, которое помогает Имени Существительному – это личное Местоимение. Позже появились местоимения, которые помогали другим частям речи, но это уже другая история.
Местоимение
- Что же такое МЕСТОИМЕНИЕ ?(прочитайте правило на с.101)
- Само название МЕСТОИМЕНИЕ подсказывает, что встаёт оно вместо имени . Личное местоимение не называет на предмет , а лишь указывает на него.
Местоимение
- Личные местоимения – это слова:
Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ.
МЕСТОИМЕНИЕ
Единственное число
Множественное число
Я
ТЫ
ОН
ОНА
ОНО
МЫ
ВЫ
ОНИ
Зачем нужны местоимения в речи?
- По небу плыли облака. Облака были лёгкие и пушистые.
- В этих предложениях повторяется слово «облака». Как же избежать этого повтора?
- Нужно во втором предложении заменить слово «облака» местоимением.
Зачем нужны местоимения?
- По небу плыли облака. Они были лёгкие и пушистые.
- Итак, местоимения помогают избежать повторов в тексте.
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если хочешь ты, возможно,
Рассказать всем про себя,
То, конечно же, несложно
Говорить при этом « Я »!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если случай был отличный,
И с тобою, и с людьми,
То, вполне себе логично,
Говорить об этом « МЫ »!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
А вот другу непременно
С взглядом, полным доброты,
Без боязни, откровенно,
Говори смелее « ТЫ »!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если же друзей побольше,
Если нужно всем сказать,
То, конечно, непременно,
Нужно « ВЫ » употреблять!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если солнышко взошло,
Про солнце говорим « ОНО »
Если вкусным был бульон,
Про бульон мы скажем « ОН »!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если же жужжит пчела,
Скажем мы жужжит « ОНА »!
Если скользкие коньки,
Скажем про коньки « ОНИ »!
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
И теперь мы, без сомнения,
Знаем про местоимения.
Подберите местоимение, которое подойдёт к картинке.
Продолжим эту игру письменно с помощью упр.174
Упражнение 174
пальто (оно),
Платок (он),
цветок (он),
коньки (они).
лампа (она),
Вставьте пропущенные слова.
Мы
_____ с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
____такие с ним друзья –
Куда ____ , туда и ____ .
С.В. Михалков
Мы
я
он
Итоги урока:
- С какой частью речи познакомились?
- Назовите личные местоимения единственного числа.
- Назовите личные местоимения множественного числа.
Домашнее задание:
- С.101 правило, упр.173
- Р.т. С.49
спасибо за урок!
Источники
- http://2.bp.blogspot.com/-QNWl9Lb9J4U/UEDLGXHg7uI/AAAAAAAALeI/qYRUcCIcSvM/s1600/0_828ac_dca4804f_L.png книги
- http://englishland.ucoz.com/11/0_657da_d4fec14e_XL.png совенок
- http://rewalls.com/pic/201106/1280x960/reWalls.com-35959.jpg фон мятая бумага
- http://desktopwallpapers.org.ua/pic/201302/1600x1200/desktopwallpapers.org.ua-24391.jpg желтый фон