Тема – Местоимение и другие части речи Тип урока – урок применения предметных ЗУНов и УУД Цели урока: деятельностная–развивать умения работать с информацией; аргументировать свой ответ; работать в группах; содержательная : закрепить понятие о местоимении, проследить более глубоко связь местоимений с другими частями речи, определить морфологические признаки местоимения, узнать, какую синтаксическую функцию имеет местоимение. предметная: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи; выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимение в речи. развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать),познавательную активность; активизировать мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся; вырабатывать умение практического применения полученных знаний. воспитательная: создать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения. Технологии: технология развития критического мышления с использованием ИКТ. Ход урока - Я рада видеть вас в этот весенний светлый день. Сегодня мы будем работать по группам и постараемся соблюдать правила такой работы: 1. Говорить вполголоса. 2. Один говорит- другие слушают. 3. Работать сообща. 4. Разговор должен идти только о предмете задания. Я думаю, что у вас весеннее настроение, но это не помешает нам активно поработать на уроке, показать свои знания в области части речи, о которой вы услышите в стихотворении, написанном вашим сверстником Яном Эйдмансом (слайд 1):
Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с Кем-то куда-то попал Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то попал. А Некто с кого-то пример не берёт, Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что Некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт. В какой день недели, в котором часу Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернётся когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?» В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда.
- О какой части речи говорится в стихотворении? - Как можно озаглавить? - Выберите правильные утверждения о местоимении. (слайд 2) - Я предлагаю вам ответить на вопрос и отправить все ваши идеи в корзину. (слайд4) - Назовите именные части речи. - Итак, обозначим тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке, что сделать, о чём говорить? - Запишите в рабочих листах дату, вид работы и тему урока. - Давайте посмотрим, что учёные говорили о местоимении? (слайд 7) (предварительно было дано задание по выбору- найти информацию по этой теме). - Сегодня вам предстоит побывать в роли учёных, выяснить самостоятельная это часть речи или нет, какие части заменяет местоимение. Нужно составить таблицу для начала. Работаем по группам: 1 группа – имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – имя числительное. Таблица на экране (слайд8,9): Местоимения заменяют имена. - Проверим, как вы справились с заданием - Откройте учебники на странице 94(внизу), прочитайте информацию и устно выполните упражнение 496. - Сделайте вывод о роли местоимений в речи. (слайд 10) Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов. - А с какой целью местоимения используются в речи? (слайд 11) - Давайте проведём лингвистический эксперимент. (слайд 12) Какое слово заменяет выделенное местоимение? На что указывают выделенные местоимения? Определите морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных местоимений. Сделайте вывод: местоимение - самостоятельная часть речи или нет? Местоимение используется не только в повседневной речи, но и в произведениях устного народного творчества, во фразеологизмах. - Какие фразеологические обороты подобрали команды? Назвать, объясняя их лексическое значение. - Заменить словосочетания фразеологизмами. Встречать часто (на каждом шагу) Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке) Привязался искренне (всей душой) Разозлиться (выйти из себя) Жизнь идет как обычно (своим чередом) Скрытный, подозрительный человек (себе на уме) -Ну, а теперь поработаем корректорами в газете. (слайд 15) - Проверьте по эталону (слайд 16) Весна на пороге. Скоро ОНА вступит в свои права. А пока ещё морозно. ТАКАЯ погода продержится недолго. Через НЕСКОЛЬКО дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна. В тетради выписывают местоимения. Релаксация Какие два местоимения мешают автомобилям? (Я, МЫ) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. А вместе они – овощ. (ТЫКВА) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ) В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) - Давайте обобщим наши знания и изобразим в виде кластера. Даю листы бумаги по группам. – Вы можете пользоваться фломастерами, цветными карандашами и т.д. Представители от групп выходят к доске и рассказывают. (слайд 17) Подведение итогов урока. Каковы были цели и задачи урока?(слайд 19) Достигнуты ли они? - Ребята, скажите одним словом, что вы чувствовали на уроке? -Закончите предложения: На уроке самым сложным для меня было… На уроке самым легким для меня было… - Оцените себя и одноклассника, сидящего справа от вас. Домашнее задание 1.Подобрать пословицы, поговорки, загадки, считалки с местоимениями, определить разряд, морфологические признаки и синтаксическую роль (не менее 5). 2. Проект «Местоимение в устном народном творчестве». 3. Готовимся к контрольному диктанту.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Выберите правильные утверждения о местоимении. 1) Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество . 2) Местоимения не изменяются по падежам. 3) Синтаксическая роль местоимений - только сказуемое. 4) Местоимения отвечают на вопросы какой, чей, кто, чего и т.д. 5) Местоимения не делятся на разряды. 6) Местоимение «себя» имеет род и число. 7) Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных. 2. Заполнение таблицы: местоимения заменяют имена. (распечатка) 3. Лингвистический эксперимент. Весна на пороге. Скоро ОНА вступит в свои права. А пока ещё морозно. ТАКАЯ погода продержится недолго. Через НЕСКОЛЬКО дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна. Выпишите местоимения. Определите морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных местоимений. Сделайте вывод: местоимение -самостоятельная часть речи или нет? 4. Заменить словосочетания фразеологизмами. Встречать часто - Чувствовать себя неловко- Привязался искренне- Разозлиться – Жизнь идет как обычно - Скрытный, подозрительный человек - 5. Корректор 1) Он не кого не любит. 2) Сестре ни чего делать. 3) Он не какой не друг. 4) Даша не кого не ждёт. 5) Никкому идти. 6) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 7) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 8) Я укорял меня за лень.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Выберите правильные утверждения о местоимении. 1) Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество . 2) Местоимения не изменяются по падежам. 3) Синтаксическая роль местоимений - только сказуемое. 4) Местоимения отвечают на вопросы какой, чей, кто, чего и т.д. 5) Местоимения не делятся на разряды. 6) Местоимение «себя» имеет род и число. 7) Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных. 2. Заполнение таблицы: местоимения заменяют имена. (распечатка) 3. Лингвистический эксперимент. Весна на пороге. Скоро ОНА вступит в свои права. А пока ещё морозно. ТАКАЯ погода продержится недолго. Через НЕСКОЛЬКО дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна. Выпишите местоимения. Определите морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных местоимений. Сделайте вывод: местоимение -самостоятельная часть речи или нет? 4. Заменить словосочетания фразеологизмами. Встречать часто - Чувствовать себя неловко- Привязался искренне- Разозлиться – Жизнь идет как обычно - Скрытный, подозрительный человек - 5. Корректор 1) Он не кого не любит. 2) Сестре ни чего делать. 3) Он не какой не друг. 4) Даша не кого не ждёт. 5) Никкому идти. 6) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 7) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 8) Я укорял меня за лень.