СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение и неопределенное местоимение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://cloud.mail.ru/public/48Gs/3iQJDDqj6

Просмотр содержимого документа
«Местоимение и неопределенное местоимение»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Местоимение как часть речи.

Цели:

Ход урока.

  1. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы начинаем изучать новую часть речи. А вот какую, мы узнаем чуть позже. Я вам предлагаю для поднятия настроения и настроя на урок послушать песню «Я, ты …». Какие необычные слова вы услышали, не такие с которыми мы работали до этого. ( Я, ты, он, она, мы, тобой….), А что это за часть речи? Значит, с чем мы сегодня будем знакомиться? Запишите тему урока «Местоимение». (слайд 1)

  2. Эпиграфом нашего урока я хочу вам предложить такие слова(слайд 2).



  1. Как вы думаете, почему такое название? (слайд 3). В этом слове два корня: место (вместо) и имя (имение). Таким образом, местоимение – это то, что употребляется вместо имени.



  1. А вместо какого имени употребляются местоимения, мы выясним, когда выполним следующую работу

  2. Посмотрите на слайд. Можно сказать о ком идет речь.(слайд 4)



Он изучил за много лет

Ее по множеству примет?

Атак? (слайд 5)

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Ее по множеству примет?

Могли бы мы ответить на вопрос «Кто он? Что изучил он за много лет», если бы не было первых двух строчек. Слова ОН, ЕЁ называют предмет или указывают на него?

  1. (слайд 6) Перед вами текс. Выделенные слова в нем местоимения.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

Докажите, что это текст

– Какова его тема? Озаглавьте. (Приближение весны. Такое название объединяет предложения в синтаксическое целое, которое начинается и замыкается словом весна?).

– Определим, вместо каких частей речи используются местоимения и какую функцию они выполняют в тексте.

Личное местоимение  ОНА заменяет слово весна предшествующего предложения и связывает 2-ое предложение с 1-ым, является подлежащим. Местоимение такая +погода, заменяя предшествующее предложение, объединяет 3-ье с 4-ым, является определением.

Местоимение несколько + дней соотносится с наречием скоро и соединяет последнее предложение со 2-ым, которое тесно связано с 1-ым. В предложении является обстоятельством времени.

– Значит, какую функцию выполняют местоимения в тексте? Что они делают? (Связывают предложения между собой)

– Как называется вид связи, при котором последующее предложение связано с предыдущим? (Цепной)

– Посмотрите на текст и определите, вместо каких именных частей речи используются местоимения. Сформулируйте общее грамматическое значение местоимения.

– Какими членами предложения могут быть местоимения?

– Каковы морфологические признаки местоимения? (слайд 7,8,9)



  1. А теперь прочтите правило в учебнике. Есть что-то новое, о чем мы не говорили? Местоимения бывают разные. Они делятся на разряды, посмотрите на слайд. (слайд 10). Но об этом мы будем говорить на последующих уроках.

  2. Работа с учебником. Выполните упр.433.

  3. Устали? Отдохнем. Физминутка-видео «Весна».

  4. Синтаксический разбор предложения. Ещё природа не проснулась , но сквозь редеющего сна весну послышала она и ей невольно улыбнулась.( Ф.И.Тютчев)

  5.  Хотите поработать корректорами? А кто знает что это такое?. Словарная работа.(слайд 11)

  6. Корректор

Сотрудник типографии, издательства, редакции, осуществляющий контроль за правильностью набора, занимающийся чтением материала и исправлением ошибок и опечаток.

  1. ( слайд 12 ) Исправьте в предложении неоправданные повторы, заменив их местоимениями.

Вежливая, добрая девочка - настоящая маленькая хозяйка в доме. Девочка не допустит, чтобы на книжках или на столе была пыль. Девочка охотно вымоет посуду, подметет пол, польет цветы, поможет бабушке и маме.

Такая девочка никогда не капризничает.

  1. (слайд 13) Перед вами выдержки из сочинений некоторых учеников. Здесь есть ошибки. Я прошу вас их найти и исправить.

1. Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2. После сна первый отряд пошел в лес. Они долго не возвращались.

3.Враг был силен, но они скоро сдались.

4. Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

12. Отгадайте загадки.

    1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (я,мы)

    2. Сколько личных местоимений в слове семья? (семь)

    3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.(тыква)

    4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.(ящик)

    5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что несчастье. Вместе – мелкая клевета или клеветник.(ябеда). А кто такой ябеда? Среди вас есть ябеды?

    6. Какие местоимения всегда бывают чистыми? (вы-мы-ты)

  1. Подведем итоги. Что вы узнали о местоимении? Кто у нас сегодня хорошо работал?

  2. Рефлексия. Перед вами солнышки, нарисуйте смайлики, как вы оцениваете свое настроение.

  3. . Чтение учителем стихотворения С.Я.Маршака “Пожелание друзьям”

Желаю вам цвести, расти, 
Копить, крепить здоровье. 
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. 
Пусть каждый день и каждый час 
Вам новое добудет. 
Пусть добрым будет ум у вас. 
А сердце умным будет. 
Вам от души желаю я, 
Друзья, всего хорошего. 
А всё хорошее, друзья, 
Даётся нам недёшево.

Урок окончен. До свидания.