СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия - "Местоимение как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал




Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Зам. председателя ЦМК

_______________ Маслова Т.А.










Методическая разработка


теоретического занятия для преподавателя


Тема: «Местоимение как часть речи»




Предмет Русский язык


Специальность «Сестринское дело»







Щигры – 2023



Тема занятия - «Местоимение как часть речи»


1.Тип занятия: комбинированное.

2. Место проведения, продолжительность занятия: учебная аудитория, 90 минут.

3. Методы обучения:

Методы и технологии активного (интерактивного) обучения:

- интерактивные технологии,

- проблемное обучение,

- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП),

- технология проведения дискуссий,

- беседа,

- ИКТ технологии.

4. Цели:

личностные:

- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли русского языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

метапредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, для решения коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

предметные:

  • дать представление о предмете изучения;

  • ввести понятие орфографической нормы;

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания о местоимении как части речи, его разрядах, об особенностях правописания местоимений.



Задачи:

Образовательные: дать представление о местоимении, выработать необходимые умения, закрепить орфографические навыки, активизировать познавательную активность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку и речевую культуру обучающихся, содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.

Развивающие: развивать мышление, память, связную монологическую речь обогащать словарный запас обучающихся, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами, развивать умения выделять главное, анализа и синтеза материала, рассуждать на заданную тему, делать выводы.

5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:


Уметь:

пользоваться языковыми терминами и понятиями, формулировать основные определения по теме. Пользоваться учебными пособиями, вести записи в тетради, формулировать вопросы по проблемным темам.


Знать:

роль и значение родного языка в современном обществе, его основные особенности и закономерности, понятие литературной нормы, требования к оцениванию работ, правила поведения на занятии, права студента на комментированное оценивание успехов (неуспехов) по предмету.


6. Литература:


1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. – М: «Академия», 2017. – 384с.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.общеобразов. учрежд. – М., 2003-2009.











7. План занятия (в соответствии с его типом):


Этап занятия

Продолжительность этапа

Организационный момент. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся

3 мин.

Проверка домашнего задания

4 мин.

Актуализация знаний

4 мин.

Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы, формулирование целей и задач

4 мин.

Проблемное объяснение нового знания.

25 мин.

Формирование умений и навыков. Закрепление нового материала (включение новых знаний в систему)

35 мин.

Контроль усвоения знаний


5 мин.

Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия)

4 мин.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок

3 мин.

Задание на дом

3 мин.
























ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Мотивация к учебной деятельности, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Проверка домашнего задания

Проверка упражнения заданного на дом.

Вопросы:

  • Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?

  • Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?

  • Что такое существительное?

  • Что такое прилагательное?


3. Актуализация знаний.

Словарная работа (лексический диктант) – (один обучающийся у доски, группа работает в тетрадях)


Задание: написать медицинские термины, объяснить орфограммы, определить лексическое значение слова.


Артерия, асептика, дезинфекция, диспансер, стационар, инъекция, инфаркт, здоровье, вакцинация, новорождённый (безаффиксный способ, переход в другую часть речи), стерильный.


Артерия (греч.) - кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца к органам и тканям тела.


Асептика (греч.) - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану; способ предупреждения нагноения ран.


Дезинфекция (лат.) - обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств. 


ДиспансЕр (франц.) - медицинское учреждение, занимающееся лечением определённого контингента больных, систематически наблюдающее за их здоровьем.


Стационар (от лат. stationarius — стоящий на месте, неподвижный) - лечебное учреждение, имеющее постоянные койки для больных (в отличие от поликлиник).


Инъекция (от лат. injectio — вбрасывание) (медицинское) - введение небольшого количества лекарственных жидкостей в ткани и полости тела.


Инфаркт (от лат. infarcio — набиваю) - очаг омертвения (некроза) органа или ткани, возникающий в результате прекращения кровоснабжения.


Здоровье (иск.русск.) - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы.


Вакцинация (франц.) — введение вакцины (медицинский препарат для создания иммунитета к инфекции, изготавливаемый из ослабленных или убитых микроорганизмов) в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.


Новорождённый (русск.) - ребёнок в возрасте до 28 дней с момента обрезания пуповины.


Стерильный (лат.) - освобожденный от микроорганизмов путем стерилизации; 2) обеспложенный, лишенный способности к размножению.


- Как вы думаете, для чего вам необходимо знать медицинские термины?

- Важно ли вам знать этимологию (происхождение) терминов? (Многие латинские термины имеют частотные приставки, знание их помогает понять лексическое значение термина, например, (слайд 1):

de-, des-

Отделение, удаление

in-


В, в чем-либо

Во что-либо



4. Мотивация учебной деятельности. Формулирование целей и задач.

Привлечение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью подводящего диалога и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого студента:


- Сегодня на занятии  мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи.


а) Запишем предложение (Слайд 2). 


Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.


б) На слайде и в раздаточном материале прочитайте отрывок из стихотворения поэта, творчество которого мы будем изучать, - Александра Блока «О да, любовь вольна, как птица!» (слайд 3).


О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно — я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,

В очах, где грусть измен,

Весь бред моих страстей напрасных,

Моих ночей, Кармен!

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь — звездам!

Ты встанешь бурною волною

В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою,

Кармен, твоих духов...


! По стих-ю Блока (ВСЁ в составе ВСЁ РАВНО в данном случае не определительное местоимение, а усилительная частица)

! ВЕСЬ – определительное местоимение.

- Что такое ТРЕБА?

! Треба – это рекомендуемый размер пожертвования.


! (Показательно, что в полном собрании сочинений А.А.Блока

92 стих-я начинаются с местоимения Я,

49 – с местоимения ТЫ,

22 стих-я открывают местоимения ОН, ОНА, ОНИ.

С притяжательного мест-е МОЙ 14 стих-й начинаются,

ТВОЙ – 9).


!!! Это интересно: в латинском языке ОНО имело название ПРОНОМЕН. Это слово составлено их 2-х – ПРО - «вместо», НОМЕН – «имя», то есть «вместо имени».


в) – Обратимся к первому высказыванию и отрывку из стих-я и ответим на вопросы:

  1. Слова какой части речи преобладают в этих текстах? (Местоимения)

  2. Прочитайте  местоимения, употребленные в текстах.  

Проверка слайды 4,5

  1. С какой целью я начала урок именно с таких предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи, а значит, тема занятия - ? (местоимение как часть речи) – СЛАЙД 6.

- Запишем тему в тетради.

  1. Каковы цели и задачи сегодняшнего занятия? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).

  2. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в ежедневной речевой практике).

- Итак, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.


5. Проблемное объяснение нового знания.

1) Слово преподавателя:


Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. По частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

О местоимениях очень много высказываний, например (слайд 7):


«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова». (С.И.Ожегов).


"Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота". (А.Реформатский).


- О какой особенности местоимений говорят учёные?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют).


- Какое предложение во втором тексте связано с предыдущим с помощью местоимения?

(Ответ: второе)


- Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?

(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).


2) Работа в парах над кейсами.


- Сейчас вам предстоит работа в парах. Вы получите кейс с материалом по теме «Местоимение». В каждом кейсе есть теоретический материал, который вам необходимо прочитать, выделить в нём наиболее важную информацию, используя карточки-подсказки, и представить его группе. В итоге составляется при этом общий кластер на доске, т.е. работа каждой пары – это часть большой общей схемы или кластера.

Внимание! В кейсе есть карточки-фальшивки!!! Время работы ограничено – 5-7 минут.


Кейс 1 – «Общая характеристика местоимения как части речи»

Кейс 2 – «Разряды местоимений по значению. Личные местоимения».

Кейс 3 - «Разряды местоимений по значению. Возвратные местоимения. Вопросительные местоимения».

Кейс 4 - «Разряды местоимений по значению. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения».

Кейс 5 - «Разряды местоимений по значению. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения».

Кейс 6 - «Разряды местоимений по значению. Определительные местоимения. Отрицательные местоимения».

Кейс 7 – «Правописание местоимений»


3) Представление работы в кейсах, составление общего кластера на доске.


- Итак, проверим. Должно получиться 9 разрядов по значению (Слайд 9).


Запись кластера и правил о правописании местоимений в тетрадь.


6. Формирование умений и навыков. Закрепление нового материала (включение новых знаний в систему)


- Сейчас мы попробуем на практике применить то, что мы услышали о местоимении.


  1. Карточка №1

Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения).


Запишите эти местоимения в сводную таблицу (слайд 10).

ПРОВЕРКА.

- Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?


Студенты читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.


1.Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.

2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее. 

4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. 

5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.

 6. Что с тобой, мой ангел?

7.  Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.


Проверка (слайд 11)


- Итак, перед нами 9 разрядов местоимений.


  1. Правописание местоимений


- Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?


- Представляем кейс 7 (правописание местоимений) (слайд 12).



Запись в тетради таблицы с правилами (слайд 12).


  1. Упражнение на закрепление.

7. Контроль усвоения знаний

Цель: закрепление знаний, развитие самостоятельности в работе.

  1. Музыкальная минутка.


- Прослушаем песню на слова Марины Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной". При прослушивании выпишите в тетради местоимения, которые прозвучат, определите их разряд.

(Включаем аудиозапись песни).



8. Рефлексия

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Оценивается работа групп.

Преподаватель:

- Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале занятия.

- Достигли ли мы этой цели?

Преподаватель благодарит студентов за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи.





  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении



Цель: индивидуализировать домашнее задание.

Параграф 33 (учебник Антонова, Воителева),

На выбор: упр. 106-107 или составление текста на медицинскую тематику с использованием местоимений различных разрядов, в том числе неопределенных и отрицательных (не менее 10 предложений).




Преподаватель: М.В.Смахтина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!