| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» | Щигровский филиал | | | Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Зам. председателя ЦМК _______________ Маслова Т.А. | | |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Местоимение как часть речи»
Предмет Русский язык
Специальность «Сестринское дело»
Щигры – 2023
Тема занятия - «Местоимение как часть речи»
1.Тип занятия: комбинированное.
2. Место проведения, продолжительность занятия: учебная аудитория, 90 минут.
3. Методы обучения:
Методы и технологии активного (интерактивного) обучения:
- интерактивные технологии,
- проблемное обучение,
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП),
- технология проведения дискуссий,
- беседа,
- ИКТ технологии.
4. Цели:
личностные:
- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли русского языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, для решения коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
предметные:
дать представление о предмете изучения;
ввести понятие орфографической нормы;
систематизировать и обобщить имеющиеся знания о местоимении как части речи, его разрядах, об особенностях правописания местоимений.
Задачи:
Образовательные: дать представление о местоимении, выработать необходимые умения, закрепить орфографические навыки, активизировать познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку и речевую культуру обучающихся, содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.
Развивающие: развивать мышление, память, связную монологическую речь обогащать словарный запас обучающихся, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами, развивать умения выделять главное, анализа и синтеза материала, рассуждать на заданную тему, делать выводы.
5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Уметь:
пользоваться языковыми терминами и понятиями, формулировать основные определения по теме. Пользоваться учебными пособиями, вести записи в тетради, формулировать вопросы по проблемным темам.
Знать:
роль и значение родного языка в современном обществе, его основные особенности и закономерности, понятие литературной нормы, требования к оцениванию работ, правила поведения на занятии, права студента на комментированное оценивание успехов (неуспехов) по предмету.
6. Литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. – М: «Академия», 2017. – 384с.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.общеобразов. учрежд. – М., 2003-2009.
7. План занятия (в соответствии с его типом):
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся | 3 мин. |
Проверка домашнего задания | 4 мин. |
Актуализация знаний | 4 мин. |
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы, формулирование целей и задач | 4 мин. |
Проблемное объяснение нового знания. | 25 мин. |
Формирование умений и навыков. Закрепление нового материала (включение новых знаний в систему) | 35 мин. |
Контроль усвоения знаний | 5 мин. |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 4 мин. |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 3 мин. |
Задание на дом | 3 мин. |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.
Мотивация к учебной деятельности, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
2. Проверка домашнего задания
Проверка упражнения заданного на дом.
Вопросы:
Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
Что такое существительное?
Что такое прилагательное?
3. Актуализация знаний.
Словарная работа (лексический диктант) – (один обучающийся у доски, группа работает в тетрадях)
Задание: написать медицинские термины, объяснить орфограммы, определить лексическое значение слова.
Артерия, асептика, дезинфекция, диспансер, стационар, инъекция, инфаркт, здоровье, вакцинация, новорождённый (безаффиксный способ, переход в другую часть речи), стерильный.
Артерия (греч.) - кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца к органам и тканям тела.
Асептика (греч.) - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану; способ предупреждения нагноения ран.
Дезинфекция (лат.) - обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств.
ДиспансЕр (франц.) - медицинское учреждение, занимающееся лечением определённого контингента больных, систематически наблюдающее за их здоровьем.
Стационар (от лат. stationarius — стоящий на месте, неподвижный) - лечебное учреждение, имеющее постоянные койки для больных (в отличие от поликлиник).
Инъекция (от лат. injectio — вбрасывание) (медицинское) - введение небольшого количества лекарственных жидкостей в ткани и полости тела.
Инфаркт (от лат. infarcio — набиваю) - очаг омертвения (некроза) органа или ткани, возникающий в результате прекращения кровоснабжения.
Здоровье (иск.русск.) - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы.
Вакцинация (франц.) — введение вакцины (медицинский препарат для создания иммунитета к инфекции, изготавливаемый из ослабленных или убитых микроорганизмов) в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.
Новорождённый (русск.) - ребёнок в возрасте до 28 дней с момента обрезания пуповины.
Стерильный (лат.) - освобожденный от микроорганизмов путем стерилизации; 2) обеспложенный, лишенный способности к размножению.
- Как вы думаете, для чего вам необходимо знать медицинские термины?
- Важно ли вам знать этимологию (происхождение) терминов? (Многие латинские термины имеют частотные приставки, знание их помогает понять лексическое значение термина, например, (слайд 1):
de-, des- | Отделение, удаление |
in- | В, в чем-либо Во что-либо |
4. Мотивация учебной деятельности. Формулирование целей и задач.
Привлечение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью подводящего диалога и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого студента:
- Сегодня на занятии мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи.
а) Запишем предложение (Слайд 2).
Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.
б) На слайде и в раздаточном материале прочитайте отрывок из стихотворения поэта, творчество которого мы будем изучать, - Александра Блока «О да, любовь вольна, как птица!» (слайд 3).
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь — звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов...
! По стих-ю Блока (ВСЁ в составе ВСЁ РАВНО в данном случае не определительное местоимение, а усилительная частица)
! ВЕСЬ – определительное местоимение.
- Что такое ТРЕБА?
! Треба – это рекомендуемый размер пожертвования.
! (Показательно, что в полном собрании сочинений А.А.Блока
92 стих-я начинаются с местоимения Я,
49 – с местоимения ТЫ,
22 стих-я открывают местоимения ОН, ОНА, ОНИ.
С притяжательного мест-е МОЙ 14 стих-й начинаются,
ТВОЙ – 9).
!!! Это интересно: в латинском языке ОНО имело название ПРОНОМЕН. Это слово составлено их 2-х – ПРО - «вместо», НОМЕН – «имя», то есть «вместо имени».
в) – Обратимся к первому высказыванию и отрывку из стих-я и ответим на вопросы:
Слова какой части речи преобладают в этих текстах? (Местоимения)
Прочитайте местоимения, употребленные в текстах.
Проверка слайды 4,5
С какой целью я начала урок именно с таких предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи, а значит, тема занятия - ? (местоимение как часть речи) – СЛАЙД 6.
- Запишем тему в тетради.
Каковы цели и задачи сегодняшнего занятия? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в ежедневной речевой практике).
- Итак, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.
5. Проблемное объяснение нового знания.
1) Слово преподавателя:
- Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. По частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
О местоимениях очень много высказываний, например (слайд 7):
«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова». (С.И.Ожегов).
"Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота". (А.Реформатский).
- О какой особенности местоимений говорят учёные?
(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют).
- Какое предложение во втором тексте связано с предыдущим с помощью местоимения?
(Ответ: второе)
- Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?
(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).
2) Работа в парах над кейсами.
- Сейчас вам предстоит работа в парах. Вы получите кейс с материалом по теме «Местоимение». В каждом кейсе есть теоретический материал, который вам необходимо прочитать, выделить в нём наиболее важную информацию, используя карточки-подсказки, и представить его группе. В итоге составляется при этом общий кластер на доске, т.е. работа каждой пары – это часть большой общей схемы или кластера.
Внимание! В кейсе есть карточки-фальшивки!!! Время работы ограничено – 5-7 минут.
Кейс 1 – «Общая характеристика местоимения как части речи»
Кейс 2 – «Разряды местоимений по значению. Личные местоимения».
Кейс 3 - «Разряды местоимений по значению. Возвратные местоимения. Вопросительные местоимения».
Кейс 4 - «Разряды местоимений по значению. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения».
Кейс 5 - «Разряды местоимений по значению. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения».
Кейс 6 - «Разряды местоимений по значению. Определительные местоимения. Отрицательные местоимения».
Кейс 7 – «Правописание местоимений»
3) Представление работы в кейсах, составление общего кластера на доске.
- Итак, проверим. Должно получиться 9 разрядов по значению (Слайд 9).
Запись кластера и правил о правописании местоимений в тетрадь.
6. Формирование умений и навыков. Закрепление нового материала (включение новых знаний в систему)
- Сейчас мы попробуем на практике применить то, что мы услышали о местоимении.
Карточка №1.
Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения).
Запишите эти местоимения в сводную таблицу (слайд 10).
ПРОВЕРКА.
- Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?
Студенты читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.
1.Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.
3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее.
4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом.
5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
6. Что с тобой, мой ангел?
7. Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.
Проверка (слайд 11)
- Итак, перед нами 9 разрядов местоимений.
Правописание местоимений
- Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?
- Представляем кейс 7 (правописание местоимений) (слайд 12).
Запись в тетради таблицы с правилами (слайд 12).
Упражнение на закрепление.
7. Контроль усвоения знаний
Цель: закрепление знаний, развитие самостоятельности в работе.
Музыкальная минутка.
- Прослушаем песню на слова Марины Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной". При прослушивании выпишите в тетради местоимения, которые прозвучат, определите их разряд.
(Включаем аудиозапись песни).
8. Рефлексия
Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
Оценивается работа групп.
Преподаватель:
- Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале занятия.
- Достигли ли мы этой цели?
Преподаватель благодарит студентов за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Цель: индивидуализировать домашнее задание.
Параграф 33 (учебник Антонова, Воителева),
На выбор: упр. 106-107 или составление текста на медицинскую тематику с использованием местоимений различных разрядов, в том числе неопределенных и отрицательных (не менее 10 предложений).
Преподаватель: М.В.Смахтина