Стадия вызова . | 1.Актуализация имеющихся знаний - Части речи Все слова русского языка делятся на большие группы. Как они называются? ( Составляется кластер) самостоятельные служебные междометия Имя существительное предлоги Имя прилагательное союзы глагол частицы местоимение Имя числительное наречие - С какими частями речи мы уже работали? Что вы о них знаете? 2. Пробуждение интереса к получению новой информации - Сегодня мы продолжим изучение самостоятельных частей речи. На доске вы видите двустишие С.Михалкова: Он изучил за много лет Её по множеству примет. - Кто это он? Что он изучил за много лет? Можете ли вы ответить на эти вопросы? Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы? К какой части речи они, по-вашему, относятся? Восстановим предыдущие строчки стихотворения: Скворец летел к себе домой, Летел дорогою прямой. - Какое слово помогает нам понять, о ком идёт речь? Что он изучил? Какой частью речи мы заменили эти существительные? - 3. Постановка собственных целей обучения (целеполагание и мотивация) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Какие цели на урок мы можем поставить? | Прием «Кластер» Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме Задаёт вопросы, обобщает. Ставит проблемные вопросы .Предлагает обсудить. Формулирует задания. Предлагает определить тему и цели урока. | Коллективная работа по составлению кластера Высказываются об именах существительных, прилагательных, числительных. Отвечают на вопросы учителя, анализируют проблему. Определяют, что эти слова – местоимения, делают вывод: Местоимения – это слова вместо имени. Они заменяют существительные. Тема: местоимения как часть речи. Цели: Узнать, что такое местоимение, какие морфологические признаки имеет? Узнать, какова роль местоимений в речи? Научиться находить местоимения в тексте. | Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, логические: анализ с целью выделения существенных признаков, логические: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог) КоммуникативныеУУД: оформление своих мыслей в устной речи, владение монологической формой речи. Регулятивные УУД: высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы, планирование деятельности. |
Стадия осмысления Первичное усвоение знаний. Структури рование информа-ции Примене-ние знаний в новой ситуации Проверка и оценка результатов. | 4. Построение проекта выхода из затруднения . Получение новой информации Прочитайте материал на странице 164 учебника Сделайте вывод о том, на что могут указывать местоимения (задание для 1 группы)- Прочитайте текст. Все ли здесь хорошо написано? Нет ли недостатка? Мальчику Васе купили мяч. Мяч был красного цвета. Когда Вася играл с мячом, мяч легко прыгал пять раз. Мальчику мяч очень нравился. Но вот мяч лопнул. Сейчас мяч лежит на полке. Вася с мячом уже не играет. -Как исправить это недостаток? - Какова роль местоимений в тексте? ( задание для 2 группы) - Какие местоимения мы с вами сейчас использовали? Какие вы еще знаете? (Выписываются на доску) Прочитайте в учебнике сведения о разрядах местоимений. (страница 165). Составьте таблицу разрядов местоимений. - Какими членами предложения могут быть местоимения? Вывод сделайте на примерах на странице 164 учебника. Физ. минутка. 5. Закрепление полученной информации (Развитие умения вставлять местоимения в текст). Выполнение упр. 390. - Как вы докажете правильность выбранного местоимения? Проверьте работу соседа по парте с помощью схемы: Гром- он Солнце – оно Река – к ней Бор – он Игра «Корректор». Словарная работа. Корректор. Нахождение значения слова по «Толковому словарю русского языка» Ожегова одним учеником. -Предлагаю вам поработать корректорами. Задания группам: 1 группа: укажите недочёты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде. 1) Я заходил к учительнице, но их не было дома. 2)Враг был силён, но они скоро сдались. 3) Брат велел другу принести себе книгу. 2 группа: 1) Утром отряд пошёл в лес, они долго пробыли там. 2) Собаке было три недели, и у него начали прорезаться глаза. 3) У меня есть друг Петя, я сижу с ней за одной партой. Выполните тест : 1. Найти местоимение: А) свет Б) шёл В) поздний Г) мой 2. Какое слово не является местоимением? А) он Б) от В) мы Г) вас 3.Местоимение – часть речи, которая: А) обозначает предмет, признак, количество. Б) указывает на предмет, но не называет его. В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. Г) обозначает количество и число. 4. Найти строку, в которой даны личные местоимения: А) его, мой, тебе, их Б) мой, твой, я, ваш В) их, мне, его, тебя Г) мой, твой., тебе, тобой Ключи: 1 – Г, 2 – Б, 3 – В, 4 – В. Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». | Предлагает изучить информационный материал учебника обсудить в группе и сделать выводы. Рекомендует структурировать информацию, опираясь на учебник. Релаксация. Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Предлагает выполнить упражнение, обосновать свой выбор. Предлагает проверку выполнить в паре с соседом по парте по опорной схеме на доске. Предлагает импровизирован-ную игру, даёт индивидуальное и групповые задания Предлагает выполнить тест по материалу урока. осуществить самопроверку и оценить по ключу и критериям оценивания. | Работают в группах. В ходе дискуссии в группе отбирают главное, делают выводы о том, что местоимения указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их. Корректируют текст. Делают выводы: Местоимения помогают сделать нашу речь более красивой, выразительной. Заменяют в речи имена сущ. и др. части речи. Продолжают выполнять исследования, структурируют содержание. Называют местоимения, перечисляют разряды, оформляют таблицу разрядов местоимений с примерами. Делают вывод о синтаксической роли местоимений . Выполняют физические упражнения. Выполняют в тетрадях упражнение, обосновывают выбор вставленных в текст местоимений. Работают в паре с соседом по парте, проверяют выполнение упраж-нения по схеме. Знакомятся с лексическим значением слова корректор. Выполня-ют задания в группах. Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. Выставляют оценки. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: логические: определение критериев для сравнения, получение новой информации по теме Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные:саморегуляция, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: саморегуляция, способность к волевому усилию. |
Стадия рефлексии | 6.Итог урока: - С какой частью речи мы сегодня познакомились? Что о ней узнали? (Обращаем свое внимание на цели урока) Все ли цели урока мы достигли? Приём «Микрофон». Высказывания учащихся у микрофона на тему «Что я открыл для себя на уроке» -Как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания? Домашнее задание: Выучить теорию по учебнику (параграф 69). По выбору: выполнить упражнение 392 или творческое задание ( написать 5-6 предложений о весне, употребляя местоимения) -Я благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными и активными на уроке. | Организует процедуру самооценки, подведения итогов.. Даёт домашнее задание по выбору учащихся, благодарит за работу на уроке. | Рассказывают, что узнали о местоимениях. Подводят итог, дают самоанализ и самооценку. . Записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса Коммуникативные УУД: обмен мнениями о новой информации Познавательные УУД: приобре-тение нового знания |