СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока:  Местоимение как часть речи.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  создать условия для осмысления новой учебной информации; расширить понятийную базу знаний учащихся по частям речи; познакомить  их с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи; сформировать умения применять новую учебную информацию в различных учебных ситуациях;

развивать умение сравнивать и делать выводы, редактировать текст; формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Планируемые образовательные результаты::

Предметные: умение на практике применять теоретические знания о местоимении; овладение навыками анализа морфологических признаков местоимения;

Метапредметные: умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу;

Личностные : осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Учебник: « Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2012.

Тема раздела: Местоимение.

Тема урока:  Местоимение как часть речи.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  создать условия для осмысления новой учебной информации; расширить понятийную базу знаний учащихся по частям речи; познакомить их с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи; сформировать умения применять новую учебную информацию в различных учебных ситуациях;

развивать умение сравнивать и делать выводы, редактировать текст; формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Планируемые образовательные результаты::

Предметные: умение на практике применять теоретические знания о местоимении; овладение навыками анализа морфологических признаков местоимения;

Метапредметные: умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу;

Личностные : осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.


Технологическая карта урока

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный


Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.


Стадия вызова

.

1.Актуализация имеющихся знаний

-

Части речи

Все слова русского языка делятся на большие группы. Как они называются?

( Составляется кластер)


самостоятельные

служебные

междометия



Имя существительное


предлоги



Имя прилагательное

союзы



глагол

частицы



местоимение



Имя числительное



наречие




- С какими частями речи мы уже работали?

Что вы о них знаете?




2. Пробуждение интереса к получению новой информации

- Сегодня мы продолжим изучение самостоятельных частей речи. На доске вы видите двустишие С.Михалкова:

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

- Кто это он? Что он изучил за много лет? Можете ли вы ответить на эти вопросы? Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы? К какой части речи они, по-вашему, относятся?


Восстановим предыдущие строчки стихотворения:

Скворец летел к себе домой,

Летел дорогою прямой.

- Какое слово помогает нам понять, о ком идёт речь? Что он изучил?

Какой частью речи мы заменили эти существительные?

-


3. Постановка собственных целей обучения (целеполагание и мотивация)


- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы можем поставить?




Прием «Кластер»

Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме












Задаёт вопросы, обобщает.





Ставит проблемные вопросы .Предлагает обсудить. Формулирует задания.















Предлагает определить тему и цели урока.




Коллективная работа по составлению кластера
















Высказываются об именах существительных, прилагательных, числительных.


Отвечают на вопросы учителя, анализируют проблему.

Определяют, что эти слова –

местоимения, делают вывод:

Местоимения – это слова вместо имени.

Они заменяют существительные.









Тема: местоимения как часть речи.

Цели: Узнать, что такое местоимение, какие морфологические признаки имеет?

Узнать, какова роль местоимений в речи?

Научиться находить местоимения в тексте.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, логические: анализ с целью выделения существенных признаков, логические: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог)







КоммуникативныеУУД: оформление своих мыслей в устной речи, владение монологической формой речи.

Регулятивные УУД: высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы, планирование деятельности.

Стадия осмысления

Первичное усвоение знаний.





















Структури

рование информа-ции


















Примене-ние знаний в новой ситуации



























Проверка и оценка результатов.


4. Построение проекта выхода из затруднения . Получение новой информации

Прочитайте материал на странице 164 учебника

Сделайте вывод о том, на что могут указывать местоимения

(задание для 1 группы)-

Прочитайте текст. Все ли здесь хорошо написано? Нет ли недостатка?

Мальчику Васе купили мяч. Мяч был красного цвета. Когда Вася играл с мячом, мяч легко прыгал пять раз. Мальчику мяч очень нравился. Но вот мяч лопнул. Сейчас мяч лежит на полке. Вася с мячом уже не играет.

-Как исправить это недостаток?

- Какова роль местоимений в тексте?

( задание для 2 группы)










- Какие местоимения мы с вами сейчас использовали? Какие вы еще знаете? (Выписываются на доску)

Прочитайте в учебнике сведения о разрядах местоимений.

(страница 165). Составьте таблицу разрядов местоимений.

- Какими членами предложения могут быть местоимения?

Вывод сделайте на примерах на странице 164 учебника.












Физ. минутка.




5. Закрепление полученной информации

(Развитие умения вставлять местоимения в текст).

Выполнение упр. 390.

- Как вы докажете правильность выбранного местоимения?



Проверьте работу соседа по парте с помощью схемы:

Гром- он

Солнце – оно

Река – к ней

Бор – он



Игра «Корректор».

Словарная работа. Корректор. Нахождение значения слова по «Толковому словарю русского языка» Ожегова одним учеником.

-Предлагаю вам поработать корректорами.

Задания группам:

1 группа: укажите недочёты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде.

1) Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2)Враг был силён, но они скоро сдались.

3) Брат велел другу принести себе книгу.

2 группа:

1) Утром отряд пошёл в лес, они долго пробыли там.

2) Собаке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

3) У меня есть друг Петя, я сижу с ней за одной партой.


Выполните тест :


1. Найти местоимение:

А) свет Б) шёл

В) поздний Г) мой

2. Какое слово не является местоимением?

А) он Б) от

В) мы Г) вас

3.Местоимение – часть речи, которая:


А) обозначает предмет, признак, количество.

Б) указывает на предмет, но не называет его.

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.

Г) обозначает количество и число.

4. Найти строку, в которой даны личные местоимения:

А) его, мой, тебе, их

Б) мой, твой, я, ваш

В) их, мне, его, тебя

Г) мой, твой., тебе, тобой


Ключи:

1 – Г, 2 – Б, 3 – В, 4 – В.

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».





Предлагает изучить информационный материал учебника обсудить в группе и сделать выводы.


















Рекомендует структурировать информацию, опираясь на учебник.













Релаксация. Метод «Земля, воздух, огонь и вода».


Предлагает выполнить упражнение, обосновать свой выбор.

Предлагает проверку выполнить в паре с соседом по парте по опорной схеме на доске.




Предлагает импровизирован-ную игру, даёт индивидуальное и групповые задания













Предлагает

выполнить тест по материалу урока. осуществить самопроверку и оценить по ключу и критериям оценивания.





Работают в группах.

В ходе дискуссии в группе отбирают главное, делают выводы о том, что местоимения указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.


Корректируют текст.

Делают выводы:

Местоимения помогают сделать нашу речь более красивой, выразительной. Заменяют в речи имена сущ. и др. части речи.


Продолжают выполнять исследования, структурируют содержание.

Называют местоимения, перечисляют разряды, оформляют таблицу разрядов местоимений с примерами. Делают вывод о синтаксической роли местоимений .



Выполняют физические упражнения.


Выполняют в тетрадях упражнение, обосновывают выбор вставленных в текст местоимений.

Работают в паре с соседом по парте, проверяют выполнение упраж-нения по схеме.




Знакомятся с лексическим значением слова корректор. Выполня-ют задания в группах.












Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. Выставляют оценки.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: логические: определение критериев для сравнения, получение новой информации по теме

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:саморегуляция, способность к волевому усилию.






















Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: саморегуляция, способность к волевому усилию.

Стадия рефлексии


6.Итог урока:

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Что о ней узнали? (Обращаем свое внимание на цели урока)

Все ли цели урока мы достигли?

Приём «Микрофон».

Высказывания учащихся у микрофона на тему «Что я открыл для себя на уроке»

-Как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания?

Домашнее задание:

  1. Выучить теорию по учебнику (параграф 69).

  2. По выбору: выполнить упражнение 392 или творческое задание ( написать 5-6 предложений о весне, употребляя местоимения)

-Я благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными и активными на уроке.


Организует процедуру самооценки, подведения итогов..







Даёт домашнее задание по выбору учащихся, благодарит за работу на уроке.


Рассказывают, что узнали о местоимениях.

Подводят итог, дают самоанализ и самооценку.
.




Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Коммуникативные УУД: обмен мнениями о новой информации

Познавательные УУД: приобре-тение нового знания








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!